И действительно: чтобы не лишиться гарантии, владелец машины вынужден соглашаться с любыми ценниками на ТО и исправно платить в кассу деньги, лишаясь возможности провести аналогичные операции с аналогичным результатом в сервисе по соседству — но вдвое дешевле. Именно по этой причине многие автомобилисты «соскакивают» с гарантии после первого же ТО, предпочитая обслуживать своих железных коней там, где им удобнее и выгоднее это делать. Однако людей, готовых пойти на такой риск, немного — основная часть все же предпочитает сотрудничать с официальными дилерами.
По мнению представителей ФАС, налицо явная монополизация рынка, причем в цепочке дистрибьютер — дилер — покупатель страдают только представители последней категории. Первые в одностороннем порядке расторгают дилерские договоры и лишают независимые техцентры возможности напрямую закупать оригинальные запчасти, вторые сокращают интервал ТО и устанавливают поистине драконовские расценки на свои услуги, которые входят в список необходимых операций для любого гарантийного авто, третьи же — вынуждены платить втридорога. При этом, когда срок гарантии истекает, стоимость ремонта снижается — и возникает логичный вопрос, почему владельцы новых машин ставятся в заведомо невыгодные условия. На данный момент специалистами ФАС проводятся проверки на предмет завышенной стоимости запчастей и регламентного техобслуживания гарантийных авто.
«Мы предлагаем автопроизводителям открыть рынок гарантийных ремонтов и ТО автомобилей, находящихся на гарантии. Это не означает, что мы за то, чтобы в любом гараже начали производить такие работы, а производитель вынужден был принимать это как данность, неся и финансовые, и репутационные потери. Но мы считаем, что производители (дистрибьюторы) должны дать возможность аккредитации сервисным центрам, обладающим необходимой технической и кадровой базой», — такое мнение в интервью «Российской газете» озвучил замначальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Михаил Федоренко.
Он также напомнил о проверках, которые прошли в прошлом и позапрошлом году и выявили давно известный факт: рынок гарантийных запчастей монополизирован дистрибьютерами, а рынок ТО — официальными дилерами. Федоренко уточнил, что это грозит виновным штрафами в размере 1−15% от оборота. Помимо вышесказанного, в ФАС недовольны и политикой автопроизводителей, которые часто практикуют заключение договора с дилером лишь на один год, что автоматически ставит его в невыгодные условия: «В здравом уме на таких условиях никто не подпишет соглашение. Очевидно, что представитель производителя навязывает дилеру такие условия».
«Нас интересует вся вертикаль отношений, от автопроизводителя и дилера до автовладельцев. Создать защищенные условия для граждан можно, только анализируя весь спектр проблем отношений», — заключил Федоренко, пояснив, что рынок гарантийного обслуживания машин следует сделать открытым.
Несложно предположить, какую реакцию инициатива ФАС вызвала у дилеров. Мы обратились за комментариями к представителям крупнейших игроков российского авторынка, надеясь выяснить их позицию относительно предложения антимонопольщиков, однако ответ везде был одинаковым: «У нас пока не сформирована позиция по этому вопросу». В неофициальной беседе представители крупнейших российских дилерских сетей называют сценарий ФАС «фантастическим».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: