Как сообщил руководитель управления Россельхознадзора по Владимирской области Владимир Нагорный, в 2009 году во Владимирской области начнут изымать сельхозземли, которые не используются по назначению, передает Regnum. С осени 2008 года в области было куплено 18 тысяч гектаров земли, а посевные площади в регионе с тех пор увеличились только на 1,6 тысяч гектаров, то есть меньше 10\%. Собственников, которые ничего не выращивают на земле, пока привлекают к административной ответственности. В ходе проверок за полгода Россельхознадзор проверил 297 тысяч гектаров сельхозугодий и наложил на собственников штрафы в общем размере 109 тысяч рублей.
Подобные проверки проводятся и в других регионах. В Ленинградской области за полгода было проверено почти 170 тысяч гектаров земли сельхозназначения. Выяснилось, что 10,5 тысяч гектаров не использовалось по назначению. К нарушителям земельного законодательства применены штрафные санкции на общую сумму 533,5 тысячи рублей. При этом в результате исполнения выданных предписаний в сельхозпроизводство вовлечено всего 69 гектар земель. В Нижегородской области, как сообщают региональные СМИ, безхозными считаются не менее 650 тысяч гектаров земли. Министерство государственного имущества и земельных ресурсов региона к сентябрю намеревается подготовить проект постановления, которое определит порядок взаимодействия органов власти по вопросу изъятия сельхозземель для государственных и муниципальных нужд.
Исполнительный директор центра «Совэкон» Андрей Сизов-младший считает, что таким образом ведомства и органы местного самоуправления в регионах намереваются подтолкнуть собственников к организации бизнеса на земле, рассчитывая на последующее поступление налогов и организацию новых рабочих мест. При этом эксперт замечает в интервью BFM.ru, что пока о проблеме неэффективного использования сельхозземель заявляют в регионах, которые не являются основополагающими для аграрного сектора России. В Центральном Черноземье и на юге России — традиционно аграрных областях — таких случаев практически нет.
Напомним, использование сельхозземель в России регулируется федеральным законом «Об обороте земель сельхозназначения» и собственно Земельным кодексом. Закон дает право органам власти изъять неиспользующуюся землю у собственников и арендаторов только через три года. Но до этого времени собственник вправе распоряжаться землей по своему усмотрению.
Кроме того, до сих пор четко не определены параметры неэффективного использования земель. Напомним, в мае этого года, после того, как президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости выработки механизма перераспределения и изъятия неэффективно используемых земель, а премьер Владимир Путин поручил министерствам четко прописать механизм изъятия сельскохозяйственных земель, замминистра экономического развития Игорь Манылов объяснял, что пока существует два подхода к определению неэффективности. «Это — деградация, когда земля доведена до такого состояния, что на ней уже запрещено выращивать, и собственно неиспользование в течение трех лет». Но второе доказать нелегко, объяснял чиновник.
В рамках разработанного Минэкономразвития законопроекта предполагается, в частности, что если земля не употребляется по назначению, она будет реализована на публичных торгах. Государству будут возмещены судебные издержки, а оставшуюся сумму получит бывший обладатель участка.
Пока же, как рассказала BFM.ru эксперт юридической фирмы Lidings Наталья Гончарова, согласно существующей процедуре ведомственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением земельного законодательства, налагают административное взыскание на владельца земельного участка. Кроме того, ему отправляется предупреждение о необходимости устранения нарушения в указанные сроки (в зависимости от вида нарушения). Только если нарушения в срок не устранены, указанные ведомственные органы отправляют материалы о прекращении права на земельный участок в органы местного самоуправления или госорганы, которые предоставили соответствующие земельные участки.
Последние, в свою очередь, подают в суд заявление о прекращении права на земельный участок. Однако, как замечает Наталья Гончарова, в судебной практике редко встречаются дела, выигранные госорганами, прежде всего из-за нарушения самой процедуры, соблюдение которой является обязательным условием изъятия земельного участка. Игорь Манылов утверждает, что таких прецедентов пока нет. Между тем, Сизов замечает, что с конца 80-х годов прошлого века общая площадь посевных земель в России сократилась более чем на 40 млн. гектаров (сейчас она составляет 77 млн. гектаров) из-за сокращения объемов растениеводства и животноводства. Часть этих земель впоследствии перешла в собственность частных лиц.
Массовый перевод земель сельхозназначения в частную собственность объяснялся тем, что до ужесточения земельного законодательства можно было достаточно просто перевести сельхозземли в другую категорию — под ИЖС или для организации дачных хозяйств, объясняет генеральный директор агентства «Жилищная стратегия» Антон Митрофанов. «Земля сельхозназначения стоила небольших денег. Несколько десятков гектаров можно было приобрести меньше чем за 1 млн. рублей. Затем они достаточно просто, по договоренности с муниципалитетом и при небольших затратах, переводились в другую категорию, к примеру, для строительства коттеджных поселков — говорит он. — Потом законодательство ужесточилось и сейчас вопрос стоит об изъятии тех участков, владельцы которых не успели вовремя перевести их в другую категорию».
Наталья Гончарова напоминает, что сейчас закон о переводе земель в другую категорию сформирован таким образом, что перевод земель сельхозназначения в другие категории является, скорее, исключением. Собственникам, желающим начать строительство, проще приобрести или взять в аренду участок других категорий — настолько этот процесс затратен и продолжителен по времени без гарантированного успешного результата. С ней согласен и Антон Митрофанов. А потому он считает, что собственники сейчас готовы будут отдать свои участки государству. «Земля обесценилась и спрос на нее упал, кроме того, организовывать сельхозугодья в зоне рискованного земледелия будет гораздо более затратно».
Добавим, Андрей Сизов указывает, что в 2008 году после нескольких лет экономического подъема впервые посевная площадь увеличилась на 2 млн. гектаров. Однако в 2010 году из-за низких цен на сырье и сокращения рентабельности растениеводческого бизнеса можно ожидать нового витка сокращения посевных площадей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: