Как должен измениться Государственный Совет Татарстана с учетом новых реалий политической и экономической жизни страны?
Есть три аспекта, накладывающих особый отпечаток на выборы Госсовета РТ, которые должны состояться в сентябре 2014 года. Первый — до 1 января 2015 года мы должны, согласно федеральному закону, избавиться от названия должности «президент». Все регионы от него избавились, последнее, что придумали друзья башкиры — они убирают слово «президент», но оставляют «башлыга». Некоторые СМИ написали, что это значит «президент», но это все-таки немного другое.
Можно предположить, что руководство республики и непосредственно президент Минниханов не будут ломать копья и пускаться во все тяжкие для того, чтобы отстоять понятие «президент».
Мы внутренне уже согласились с тем, что понятия «президент» в Конституции, в законодательстве республики не будет. Будет что-то другое. Для того, чтобы Госсовет это утвердил, нужно, чтобы Госсовет состоял из немножко других людей, чем те, которые находятся в нем сейчас.
На эту предвыборную кампанию накладывается, с точки зрения организаторов, задача так организовать выборы, чтобы в него (Госсовет — прим. ред.) вошли вменяемые, прагматичные, не зацикленные на формальных признаках суверенитета люди. Чтобы это прошло безболезненно через наш татарстанский парламент, и было узаконено.
Республика реально ничего не потеряет, а может, что-то и приобретет, потому что Путин умеет быть благодарным, когда к нему прислушиваются.
Вторая особенность заключается в том, что в выборах будет участвовать 60 партий. Никогда еще такого не было, чтобы столько партий включали своих кандидатов в список для голосования. Это будет свиток, в котором публике придется разобраться. Конечно, это касается городских жителей.
Насчет сельского населения никаких иллюзий у меня нет, соответственно, нет и опасений — там как скажут, так и будет. Я думаю, там 90\% подписей будут стоять под Единой Россией. С городами — Казанью, Челнами — с ними будут проблемы.
Есть третий момент. В кулуарах упорно ходят разговоры вокруг личности председателя Госсовета Ф.Х. Мухаметшина.
Если подтвердится слух, что он уйдет, то возникает болезненная и ответственная ситуация — кто возглавит парламент?
От этого во многом зависит, как будут вести себя депутаты и как голосовать. Человек должен быть хорошо известным и авторитетным.
Кого бы Вы хотели увидеть в составе Госсовета — портрет потенциальных кандидатов?
Всегда хорошо для любого общества, когда в законодательном органе сидят вменяемые, обладающие должными компетенциями люди с не местечковым мышлением. Что часто затрудняет процессы развития — это узость мышления.
Не хочу тыкать пальцем, но я знаю в нынешнем Госсовете людей, которые, например, умрут, но не уравняют по часам преподавание татарского и русского языков в школах, потому что татарский им важнее.
Понять их позицию можно, но такая упертость порождает совершенно ненужные напряжения и поток негативной информации о республике — будто русских здесь зажимают. Мы же последние 20 лет прилагаем последовательные усилия для того, чтобы позиционировать себя в мире как феномен толерантности, беспроблемного сосуществования, как очень эффективный с точки зрения экономики регион. И в последние годы, в связи с напряжением вокруг количества часов преподавания, с кадровой политикой, а еще и с поджогами церквей и молельных домов картинка начинает портиться… Я не вдаюсь сейчас в причины и подоплеки, просто констатирую факт: перечисленное вредит республике.
Не имеет принципиального значения этнический состав Госсовета. А вот характер мышления, широта мышления, уровень компетенций — это имеет большое значение. Если такие люди будут составлять хотя бы треть парламента — мы гораздо быстрее пойдем вперед.
Какие движения (фракции) Вы хотели бы видеть в составе Госсовета?
Какие сумеют пройти, такие пусть и будут. Откровенных политических клоунов — например, ЛДПР — не хотелось бы видеть.
Я нисколько не сомневаюсь, что пройдут коммунисты, потому что левый базис у населения никуда не делся. Тем более на фоне экономических трудностей. Я не сомневаюсь, естественно, что и Единая Россия пройдет. Меня часто ругают за то, что я говорю это, но кроме двух названных партий, партий-то и нет. Это же симулякры.
Считаете ли Вы целесообразным (возможным) переход Госсовета к двухпалатной системе (по аналогу Госдума и Совет федерации)?
Абсолютно не считаю целесообразным. Не надо умножать сущности без нужды. Эффективность определяется не количеством. Боец спецназа ГРУ в бою должен соответствовать по потенциалу 15−18 обычным солдатам. Это очень показательно. Примерно то же самое с политиками.
Если во фракции есть три «элитных бойца», они сумеют за собой повести, и повести в правильном направлении. Если среди 50 человек будет хотя бы 8−10 подобных бойцов политических — прекрасно подготовленных, с широким кругозором — парламент будет работать хорошо, законы будут писаться не на коленке, 50-страничные документы не будут подсовываться за 20 минут до начала заседания. Никаких двух палат, это ни к чему.
Возможно ли формирование в Госсовете двух крупных фракций по примеру с Великобританией — «консерваторы» и «либералы»?
Независимо от того, как мы формально будем это называть, оно и сейчас так. В обществе, в любой государственной структуре. По ментальности, по образованию, по склонностям, по воспитанию люди делятся на консервативное и либеральное крыло.
Конечно, консервативные и даже социалистические настроения будут еще долго превалировать как в России, так и в Татарстане. Либералы должны доказать, что есть эффективная альтернатива, и настроения изменятся. Пока никто не доказывает.
Возможно ли появление новых блоков в составе парламента республики?
Нет. Хватит уже, какие блоки? Достаточно двух блоков. И, как всегда, будет один городской сумасшедший, не фракционный. Или два. Для того, чтобы шум поднять, одного-двух хватит.
Считаете ли Вы, что в новом парламенте будут представлены выдвиженцы из Общероссийского народного фронта (ОНФ)? Будут ли они конкурировать с Единой Россией?
Конечно, ОНФ будет представлен. Конкурировать с Единой Россией не будут, потому что это две ноги одного туловища. Понимаете, Общественная палата была создана по инициативе Суркова, так как было ясно, что реальный парламент не справляется с функцией канализирования недовольства и с функцией обратной связи.
Если бы Дума работала нормально, никакой Общественной палаты не было бы.
То же самое с Единой Россией. Путин спихнул ее на Медведева, но ему нужна опора. Придумали Общероссийский Народный Фронт. Насколько я понимаю, это проект сменщика Суркова — Володина.
В прошлом созыве Госсовета была активна фракция КПРФ. Видите ли Вы ее в составе нового ГС, или она должна войти в другой блок?
Несомненно, она будет в составе Госсовета, и ее влияние может даже увеличится в силу развития ситуации в экономике. Возможно, в парламенте появится еще два-три коммуниста.
Считаете ли Вы необходимым омоложение состава парламента путем включения в него представителей молодежных движений? Насколько сильным должно быть это омоложение?
Это вопрос тех политических партий, которые собираются продвигать своих кандидатов. Это искусственное членение. Непринципиально, что в парламенте будет, например, фракция «Наши».
Считаете ли Вы возможным появление в составе Госсовета представителей некоммерческих организаций (НКО)?
Я думаю, да. Почему нет? Но я, как член Общественной палаты, могу сказать, что всего в Татарстане зарегистрировано под пять тысяч НКО. Мы пытались выявить, кто из них функционирует. В итоге из 5 тысяч зарегистрированных НКО живыми оказались примерно 20 организаций.
Беседовал: Камиль Асадуллин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: