— Как должен измениться Госсовет с учетом новых политических и экономических реалий жизни страны?
Госсовет должен представлять все общество Татарстана. Чтобы представлял не одну партию в абсолютном большинстве, а реальную структуру общества и расклад политических сил. Если говорить не о партийном представительстве, а в целом, то я считаю, что Госсовет должен перестать быть синекурой для высокопоставленных отставников, а скорее стать, наоборот, резервом управленческих кадров, в том числе для исполнительной власти, для народного хозяйства.
Госсовет должен стать такой политической школой, где куются кадры.
В принципе мы знаем, что в конкурентных политических системах все так и происходит, то есть в парламентах куются кадры.
— Что можете сказать в отношении разработки законопроектов в Татарстане?
— Это тоже очень важный момент — Госсовет должен забрать пальму первенства в разработке законопроектов у Кабинета министров РТ и, соответственно, стать основным разработчиком законопроектов. Потому что сегодня мы знаем, что большую долю законопроектов вносит именно Кабмин.
— Как вы оцениваете деятельность нынешнего состава Госсовета?
— Конечно, здесь однозначные оценки дать сложно. Так или иначе, при том раскладе политических сил, который сегодня в Госсовете есть,
Я имею в виду не в юридическом смысле, а просто в обсуждение политического руководства республики, а потом, в том или ином виде, ищет решения уже власть. Проблема озвучена, о ней говорят, и от нее никуда не уйти, и, так или иначе, власти начинают искать выход из этой ситуации. Что касается в целом работы, я могу сказать, что, несмотря на такой расклад, у нас все равно достаточно свободно конкуренция проходит в Госсовете. Обсуждения, борьба мнений…
— Вы действительно считаете дискуссию «достаточно свободной»?
— Я по роду своей деятельности был в разных законодательных собраниях России и видел, как проходят заседания. Несмотря на то, что у Татарстана такой имидж жесткой политической системы, что касается именно Госсовета, несмотря на это доминирование, да, дискуссии и обсуждения у нас проходят достаточно свободно. Что касается работы нашей партии, мы внесли девять законопроектов за этот созыв, но фактически были приняты только два, и только те, которые были созданы в соавторстве с депутатами «Единой России». Это показательно, да? Но расклад сил говорит сам за себя.
С другой стороны, было подготовлено и внесено 712 поправок, несколько десятков поправок было принято, что, я считаю, положительный момент. Иногда нам говорят, что бессмысленно разрабатывать законопроект и вносить поправки с учетом расклада сил, но я как раз считаю, что даже при таком раскладе отчасти можно двигаться в направлении решения проблемы.
— Поговорим о веб-камерах на выборах. Вы вносили законопроект в Госсовет об установке камер на избирательных участках… Насколько вы уверены в их эффективности? Камеры использовались на выборах президента России в 2012 году, какие-то из них засняли фальсификации, однако многие суды сочли видеозаписи недостаточным доказательством. На ваш взгляд, в Татарстане может быть иначе?
— Я бы хотел дать понять одну простую вещь. Не будет так, что у нас были нарушения на выборах, а на следующий день мы приняли какие-то изменения в законе, какие-то меры, и все стало чисто. Такого никогда не будет. Это процесс, который будет идти годами. И, на самом деле, чтобы там ни говорили насчет того, что их не принимают, или еще что-то, это один из шагов в этом направлении. Ну не случайно же они не хотят эти видеокамеры? Значит, они переживают. И, более того, понимая проблему того, что вот их могут не принять или закрыть глаза, в законопроекте, который я внес, специально указано, что материалы будут храниться пять лет. Именно поэтому мы предлагаем, чтобы они хранились, и дамоклов меч этих видеозаписей висел над фальсификаторами. Я считаю, это значимый шаг,
также как и другие элементы — прозрачные урны, обучение членов комиссий.
— Ваша партия будет делать ставку на общие списки или на одномандатные округа?
— Конечно, предыдущий опыт у нас в одномандатных округах нельзя назвать успешным, к сожалению. И это проблема не только КПРФ, но и всех других партий, кроме партии власти в Татарстане. Но есть две вещи, которые заставляют нас пытаться изменить ситуацию. Первая — опыт других регионов. Даже в соседней Башкирии и то КПРФ смогла взять четыре одномандатных округа, при этом политические системы во многом похожи. Это на последних выборах, до этого им тоже не удавалось. И опыт других регионов тоже говорит о том, что перелом есть.
С другой стороны, мы видим тренд изменения избирательного законодательства. Государственная дума теперь будет избираться наполовину по одномандатным округам, в Мосгордуму выборы будут только по одномандатным округам, то есть уже понятно, что в целом взят курс на переход к одномандатным округам. И наша теперь естественная задача — научиться побеждать в одномандатных округах, и мы обязательно научимся. Мы сконцентрируем ресурсы, подберем сильных кандидатов и будем бороться за победу в одномандатных округах. Рассчитываем, что в трех-четырех мы тоже сможем провести своих кандидатов. Что касается списка, то, естественно, сегодня для нас это более отточенный, ясный механизм, и мы тоже рассчитываем провести порядка десяти кандидатов.
— Как известно, в последние несколько лет ситуация вокруг КПРФ складывалась не лучшим образом — постоянно происходили какие-то неприятные события, от раскола партии до слухов об отставке вашего лидера. В каком состоянии партия находится сейчас?
— Действительно, такие моменты постоянно в СМИ муссируются, но я могу сказать одну простую вещь. Почему нет таких процессов вокруг ЛДПР, или вокруг «Справедливой России»? Потому что эти партии во многом существуют больше на бумаге. Я не говорю уже о непарламентских партиях, они тем более. КПРФ же — это реальная структура, где действительно люди со своей позицией, со своими взглядами.
Политика — это вообще вещь весьма конфликтная.
Бывают разные точки зрения, все это рождает конфликты, и так далее. Но это потому, что мы действительно живой организм. И вот эти внутренние проблемы — они и выделяются на фоне других партий, потому что у них спокойно, как на кладбище. Я бы даже не назвал их партиями по большому счету. А у нас настоящая живая партия. И я могу сказать, что сейчас, подходя к избирательной кампании, конечно, проблемы достаточно остро стояли, но сегодня мы все нацелены на избирательную кампанию и на результат, и все проблемы оставляем за скобками. Сегодня мы должны честно признать, что у нас или голосуешь за «Единую Россию», или голосуешь за КПРФ, если хочешь альтернативу ЕР в Татарстане. Если ты голосуешь за любую другую партию, то ты все равно голосуешь по сути за «Единую Россию», потому что их голоса не проходят и будут перераспределены в пользу ЕР.
— На ваш взгляд, в новом парламенте будет только две партии?
— Это, конечно, решат избиратели. Но пока, исходя, во-первых, из предыдущих результатов выборов, во-вторых, из активности партий в Татарстане, — а мы знаем, что полноценную работу ведут только две партии — «Единая Россия» при поддержке администраций и мы. А другие партии могут, конечно, разово, эпизодически какую-то акцию провести, но на большее они неспособны. Системной работы нет, устойчивой поддержки в обществе нет. Исходя из такой работы, ожидать каких-то успешных результатов не приходится. Поэтому, учитывая те тенденции, которые присутствуют, можем ожидать две партии.
С другой стороны, я не считаю, что это идеальный вариант. Хорошо бы, чтобы у нас расклад политических сил в Госсовете был более плюралистичным, были разные политические силы, чтобы перед тем, как провести какое-то решение, его надо было согласовывать с разными политическими силами. Чтобы любой закон прошел самое суровое обсуждение между разными политическими силами, и позиция каждой из них была важна. Но, фактически, видя их работу, состояние и предыдущие результаты, рассчитывать на это не приходится.
Беседовал Камиль Асадуллин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: