Новости
03 Февраля 2010, 11:28

Господдержка машиностроения в Татарстане: что есть и что будет?

Предприятия машиностроительной отрасли в полной мере ощутили влияние кризисных тенденций в экономике, потому повышенное внимание государства именно к этой сфере производства вполне понятно.

Чем запомнился 2009 год?

Предприятия, которые смогли с максимальной эффективностью использовать ресурс господдержки, не только выстояли, но и, что называется, сменили приоритеты: «меры выживания» сменились «стратегией развития». В наступившем году ведущие предприятия отрасли работают над выполнением серьезных заказов: их продукция востребована как на российском рынке, так и за рубежом.

В нынешней ситуации, которую называют посткризисной или периодом преодоления и восстановления, аналитики сходятся во мнении, что тенденции развития отрасли по значимости превалируют над данными статистики. И, несмотря на количественное отставание объемов промпроизводства от уровня предыдущих лет, чрезвычайно важен тот факт, что 3 и 4 кварталы 2009 года были ознаменованы ростом производства.

Причем машиностроение оказалось в числе отраслей, показавших высокий темп роста, что свидетельствует о способности предприятий сопротивляться кризисным явлениям. Прежде всего, именно внутренним потенциалом предприятий республики обусловлена возможность добиваться реальных результатов в ходе реализации мер государственной поддержки: исходя из этого, Министерством промышленности и торговли РТ был взят курс на развитие.

Министром промышленности и торговли РТ Равилем Зариповым была определена одна из главных задач — системная работа по реализации крупных высокотехнологичных инвестиционных проектов в рамках федеральных целевых программ. Одним из важнейших направлений работы — содействие продвижению продукции республиканских машиностроительных предприятий на новые рынки сбыта.

Финансовая составляющая господдержки предприятий Татарстана в прошлом году составила почти 470 млн. рублей — таков объем средств, привлеченных на республиканские предприятия, участвовавшие в федеральных целевых программах. Основная часть этих средств направлена на предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Взаимодействие с госкорпорациями

Решения по оказанию мер господдержки нашим предприятиям были приняты на федеральном уровне, благодаря эффективному взаимодействию Правительства республики с Минпромторгом РФ и государственными корпорациями, в состав которых вошли предприятия Республики Татарстан.

Так, минувший год для ОАО «КАПО им. Горбунова» ознаменовался важным событием: вхождением в состав «Объединенной авиастроительной корпорации». По информации Минпромторга РТ, в рамках программы поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса ОАО «КАПО им. Горбунова» выделены ассигнования из федерального бюджета в размере 4,1 млрд. рублей на увеличение уставного фонда (выделения этих средств руководство предприятия добивалось при поддержке со стороны ОАК), и открыта кредитная линия на сумму до 1,5 млрд. рублей на пополнение оборотных средств. Со своей стороны республика оказала поддержку КАПО по реструктуризации задолженностей в бюджет и внебюджетные фонды, привлечению инвестиционных ресурсов, а также получению кредитов на сумму около 500 млн. рублей.

Продолжается процесс внедрения на предприятии новых технологий. В конце минувшего года генеральный директор ОАО КАПО Васил Каюмов озвучил в прессе планы по началу производства систем кондиционирования воздуха из композиционных материалов по результатам переговоров с компанией LuratecAG, поставляющей комплектующие для Airbus. Эта компания должна предоставить технологии, а КАПО им. Горбунова — производственные мощности.

Расширение поставок продукции, выпускаемой в Татарстане, происходит, благодаря активизации работы Минпромторга РТ по участию предприятий в проектах сотрудничества с «Росагролизингом», «Роснефтью», «ЛУКойлом», компанией TNK-BP, РАО «РЖД», «Газпром» и другими крупными монополиями.

Заказы Газпрома составляют значительную долю спроса на продукцию ОАО «КМПО». В прошлом году предприятие поставило 11 комплектов газоперекачивающих агрегатов (ГПА). В начале 2010 года пресс-служба завода сообщила о выигранном тендере ООО «Газпром комплектация» на поставку десяти комплектов ГПА-16 «Волга». Поставка всех десяти ГПА должна осуществиться в течение 2010 года. Таким образом, на сегодняшний день
в общем портфеле заказов КМПО — 14 газоперекачивающих агрегатов.

Предприятия ОПК ориентированы на госзаказ

Принципиальное значение имеет участие государства для предприятий ОПК, треть объема производства которых в Татарстане, по данным Минпромторга РТ, в минувшем году пришлась на государственный оборонный заказ — это около 20 млрд. рублей.

Очевидно, что сокращение мер прямой государственной поддержки в наступившем году, а также неконструктивные требования Минобороны РФ (например, требование о снижении цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу) могут иметь серьезные последствия для предприятий данного сегмента отрасли.

Виктор Дмитриев, заместитель генерального директора Ассоциации промышленных предприятий РТ:

— Серьезным поводом для пессимизма стала директива о снижении цен на продукцию, выпускаемую в рамках госзаказа, — на 15% в нынешнем году. Тем более что произойдет это на фоне роста цен на электроэнергию: известно, что тарифы вырастут на 15−20%. Однако республиканская политика с упором на то, чтобы государственные заказы размещались именно на предприятиях Татарстана, сохранится.

Кооперация и налоговые льготы, как инструменты господдержки

2009 год прошел в республике под лозунгом «Покупай татарстанское!», причем этот призыв работал как на уровне индивидуального спроса покупателя в магазине, так и в масштабе отраслей промышленности, отражая стратегию развития на основе внутриреспубликанской кооперации производителей. Тем более что Татарстан как активно развивающийся регион сам по себе является благоприятной средой: строящиеся объекты «Универсиады-2013», новые мощности комплекса ТАНЕКО и другие проекты обеспечивали и продолжают обеспечивать спрос на промышленную продукцию.

Приоритетное положение местных производителей стало важнейшим фактором активизации кооперации предприятий.

Михаил Григорьев, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО Казанский завод «Электроприбор»:

— ОАО Казанский завод «Электроприбор» входит в состав многоотраслевой управляющей структуры — ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс». Поэтому в 2009 году, в первую очередь, завод активно взаимодействовал с предприятиями холдинговой компании. Кроме того, развивается кооперация с традиционными партнерами предприятия в Республике Татарстан — ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «КМПО», ОАО «КАМАЗ», КАПО им. Горбунова и др.

В результате усилий ОАО Казанский завод «Электроприбор» по расширению кооперации с предприятиями и организациями РТ доля республиканских предприятий в общем объеме закупок завода в 2009 году выросла на 15%, а доля в общем объеме продаж выросла на 12%.

Положительный эффект машиностроители ощутили и от законодательных изменений. Так, по словам Виктора Дмитриева, важным инструментом господдержки является уменьшение налога на имущество и прибыль для предприятий, активно занимающихся инвестициями. Поддерживает такую позицию Михаил Григорьев.

Михаил Григорьев:

— Для предприятий ОПК одной из значимых мер государственной поддержки было принятие закона РТ № 53 «Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков». Действие данного закона значительно уменьшило налог на прибыль для ОАО Казанский завод «Электроприбор». Кроме того, действенной мерой государственной поддержки является организация общественных работ. В целях сохранения и загруженности персонала планируем в ближайшее время направить 200 человек на общественные работы.

Диверсификация бизнеса и развитие новых направлений

Спрос, формируемый госсектором, в минувшем году был принципиально важен, так как дал возможность предприятиям адекватно отреагировать на изменения рынка. По словам генерального директора ОАО НПО «Татэлектромаш» Ильдуса Исламова, первостепенной задачей является разумная диверсификация бизнеса и развитие новых направлений, которые в сочетании с имеющимися принесут синергетический эффект.

Ильдус Исламов:

— Прогнозируемый спрос на продукцию НПО «ТЭМ», обусловленный госзаказом, обеспечивают производство комп
лектующих на «КАМАЗ» и «ГАЗ», участие в проектах инициируемых Минобороны, участие в программе модернизации локомотивного хозяйства РЖД, производство сельхозтехники для «Росагролизинг», «Россельхозбанк», «Татагролизинг».

В целом по отрасли в 2010 году спрос, формируемый госсектором, будет не менее значим, чем в 2009 году. Поскольку его объем уменьшится, предприятия не успевшие изменить структуру товарного предложения, будут испытывать большие трудности.

Субсидии и госзаказы для экспортеров

В 2009 году в рамках программы государственной поддержки экспортеров предприятиями Татарстана было получено 204,3 млн. рублей. Из них 194,4 млн. рублей получило ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького».

Предприятию была предоставлена субсидия по экспортным поставкам в размере почти 24 млн. рублей, субсидия по возмещению процентов по кредитам в размере 170 млн., государственные гарантии для привлечения кредитов в размере 1,5 млрд. Предприятию, которое не раз было удостоено звания «Самый динамично развивающийся экспортер страны», удалось удержать докризисные показатели работы, расширить линейку выпускаемой продукции и освоить выпуск качественно новых продуктов за счет внедрения новых методов производства. Самым заметным событием минувшего года стал выпуск двух судов. В частности, в декабре состоялась торжественная церемония спуска на воду фрегата «Гепард 3.9», первого из двух, строящихся по заказу ВМС Социалистической Республики Вьетнам.

Еще одно зеленодольское предприятие — «Завод имени Серго» — в прошлом году отметившее 50-летие со дня выпуска первого татарстанского холодильника и 111-ую годовщину образования компании «POZIS», уверенно удерживает высокие позиции среди предприятий-экспортеров, осуществляя поставки продукции в страны СНГ и бывшие союзные республики. Запущена в производство первая инновационная линия холодильников Hannfrost, разработан антикризисный модельный ряд малогабаритных, бюджетных ХП линии Compact, продолжаются разработки перспективных моделей медицинской техники.

Одним из ведущих экспортеров страны является ОАО «Казанский вертолетный завод». В общем объеме выпускаемой продукции экспорт превышает 80%. Основные направления поставок — Египет и Индия. Сейчас завод выполняет египетский заказ на 24 машины (4 вертолета Ми-17В5 уже отправлены, остальные планируется поставить до середины этого года). Кстати, вертолет МИ-17В5 был признан лучшим товаром РТ 2009 года. Сейчас находится в работе индийский заказ на вертолеты более сложной и более дорогостоящей модификации — с навигационно-пилотажным комплексом типа «стеклянная кабина». Как отметил в интервью газете «Время и деньги» генеральный директор «КВЗ» Вадим Лигай, новой точкой для предприятия и российских вертолетов вообще стал Тайланд. Недавно «Рособоронэкспорт» подписал для казанского завода контракт на три Ми-17В5.

Всего на данный момент сумма заявок предприятий-экспортеров республики на получение субсидий в 2010 году составляет более 1 млрд.рублей. Но это только заявки: на вопрос, сколько удастся получить в реальности, пока никто не берется ответить.

Чего ждать в 2010-м?

В своих выступлениях, посвященных положению дел и перспективам предприятий машиностроительной отрасли, министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов неоднократно подчеркивал, что в 2010 году диапазон прямых мер государственной поддержки промышленности будет значительно сужен. В этих условиях крайне важно уточнить антикризисные программы предприятий, консолидировать все имеющиеся резервы и обеспечить повышение конкурентных преимуществ, снизить издержки. Важно, чтобы опора на спрос, формируемый госсектором, была использована для изменения структуры товарного предложения, для перестройки предприятия, обусловленной новыми экономическими условиями.

Новости
17 Апреля 2024, 19:50

Перевозки контейнеров на ГЖД увеличились на 17,5% В январе-марте 2024 года

Внутренним сообщением было отправлено более 23,7 тыс. ДФЭ.

В течение первых трех месяцев 2024 года на Горьковской железной дороге было перевезено около 50 тыс. груженых и порожних контейнеров ДФЭ, что на 17,5% превышает показатели аналогичного периода предыдущего года.

Внутренним сообщением было отправлено более 23,7 тыс. ДФЭ. Общее количество груженых контейнеров во всех видах сообщений за три месяца 2024 года составило почти 25,9 тыс. ДФЭ, что на 14,7% больше, чем в прошлом году. В том числе: химикаты и сода — 8,5 тыс. ДФЭ; лесные грузы — 7,9 тыс.; бумага — 4,7 тыс.; черные металлы — 1,1 тыс.

Ранее TatCenter писал, что в январе-феврале терминалы ГЖД обработали 928 тыс. тонн грузов.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: