В конце 2004 г. «Газпром» собирался поглотить «Роснефть» и побороться за «Юганскнефтегаз», но в итоге отказался от участия в торгах из-за запрета Хьюстонского суда, куда «ЮКОС» подал иск о добровольном банкротстве. Впрошлый четверг суд отказал «ЮКОСу» в рассмотрении иска. Меньше чем за неделю руководители «Газпрома» и «Роснефти» договорились, как поделить компании.
Принято окончательное решение о схеме присоединения к «Газпрому» компании «Роснефть», объявил вчера предправления «Газпрома» Алексей Миллер в эфире НТВ. Государство получает контрольный пакет акций в «Газпроме» в обмен на 100% акций «Роснефти» без «Юганскнефтегаза» (см. статью «Роснефти может не хватить»). При этом «Юганск» станет самостоятельной госкомпанией, возглавит которую Богданчиков, глава единственной крупной госкомпании, на приватизацию которой правительство не могло решиться с 1997 г. Богданчикову достался отличный актив: по итогам 2004 г. «Юганскнефтегаз» занимает 4-е место по добыче (13%), а «Роснефть» — 8-е.
Перевод «Юганска» в госсобственность санкционирован руководством страны, объясняет источник «Ведомостей», близкий к Кремлю. «Его смысл был в том, чтобы внести определенность и снять борьбу („Газпрома“ и „Роснефти“ за „Юганскнефтегаз“)», — добавляет он. Правительственный чиновник сказал, что Кремль решился на этот шаг, получив политическую поддержку президента США Джорджа Буша после встречи с ним в Братиславе и заручившись отказом американского суда рассматривать иск «ЮКОСа». Источник, близкий к Кремлю, назвал финал истории с «Юганском» «позиционной победой» Игоря Сечина, замруководителя администрации президента и председателя совета директоров «Роснефти». По мнению собеседника «Ведомостей», Сечин возглавит совет директоров «Юганска». Связаться с Сечиным вчера не удалось.
Схему перевода «Юганска» в госсобственность еще предстоит разработать консультантам, говорит чиновник из Белого дома. Известно, что «Юганскнефтегаз» достанется государству с долгами, привлеченными для его покупки. Об этом рассказали несколько чиновников и инвестбанкиров, близких к сделке. Долг «Юганскнефтегаза» составит $ 9 млрд, подсчитала аналитик S&P Елена Ананькина. «Роснефти» пришлось занять $ 7,6 млрд, а у «Юганскнефтегаза» остается $ 1,4 млрд обязательств перед банками по поручительствам за «ЮКОС», напоминает она. У компании есть и налоговые долги в $ 5,1 млрд.
Близкий к Кремлю источник считает, что погасить долги можно, продав миноритарные пакеты акций компании. «Лучше продавать 20%-ные пакеты — крупные, но не блокирующие», — предлагает он. Такого же мнения придерживается инвестбанкир, близкий к сделке. Глава Минэкономразвития Герман Греф выступал за приватизацию «Юганска». Руководитель Минпромэнерго Виктор Христенко предлагал продать до 20% «Юганска» китайской China National Petroleum Corporation (CNPC). Но, по словам руководителя Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергея Санакоева, CNPC отказалась от сделки. Зато в активе по-прежнему заинтересованы индийцы: министр нефти и газа Индии Мани Шанкар Айар сообщил вчера Reuters, что российские власти пообещали после объединения «Газпрома» и «Роснефти» подумать о продаже доли в «Юганске» госкомпании ONGC.
Фондовый рынок допускает, что пакет акций в «Юганске» может получить и российская компания. Несколько дней назад акции «Сургутнефтегаза» взлетели на 5−6% на слухах о приобретении им миноритарного пакета в «Юганске». В пресс-службе «Сургутнефтегаза» и «Роснефти» эту информацию не комментируют. Вчера из официального сообщения «Юганскнефтегаза» стало известно, что контрольный пакет акций компании разделен между тремя компаниями — ООО «Байкалфинансгрупп», ООО «МЕГА АЛЬЯНС» и ЗАО «Форпроект XXI». Об этом свидетельствует сообщение об итогах внеочередного собрания акционеров 25 февраля. Топ-менеджеры «Юганска» и «Роснефти» вчера не смогли прокомментировать ситуацию.
Не все чиновники согласны с приватизацией «Юганскнефтегаза». Этот вопрос сейчас не стоит, уверен правительственный чиновник, сначала «лучше очистить компанию (от долгов), повысить ее капитализацию, а потом уже продавать». Топ-менеджер «Роснефти» вчера заверил, что актив не будет продаваться «по крайней мере, пока не завершится сделка с «Газпромом». К тому же «ЮКОС» обещает продолжить судебные преследования покупателей «Юганскнефтегаза». З ампред правления «ЮКОСа» Александр Темерко уверен, новые владельцы «Юганска» через «непрозрачную схему просто пытаются спрятать концы».
Богданчиков может создать на базе «Юганскнефтегаза» крупный комплекс, включающий и другие активы «ЮКОСа», считает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. С ним согласен и президент Института энергетической политики Владимир Милов. У тех, кто добился увеличения госучастия в нефтедобыче (около 20% с учетом «Роснефти»), может появиться соблазн продолжить эту тенденцию, продолжает Нестеров. «Это чревато потерей эффективности и ухудшением корпоративного управления», — заключает он.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: