Поправки, принятые на этой неделе Госдумой, имеют два основных вектора. С одной стороны, вводятся более жесткие нормы регулирования производства и оборота спиртного, что, по замыслу авторов законопроекта, должно прикрыть лазейки в законодательстве для разного рода серых схем и ухода от налогообложения. С другой — законопроект содержит положения, призванные ограничить доступность алкоголя для населения, и в первую очередь молодежи, сообщает РБКdaily.
Для борьбы с нелегальными схемами правительство предлагает ввести лицензирование перевозок спирта, а также единый порядок лицензирования и декларирования розничных продаж. В области акцизной политики может быть принята единая ставка акциза на спирт, алкогольную и спиртсодержащую продукцию.
Для рядовых потребителей предлагается еще более осложнить доступ к алкогольным напиткам. В частности, может быть полностью запрещена ночная торговля любым алкоголем, кроме пива до 5 градусов, с 22 часов вечера до 8 часов утра. При этом у местных властей остается право еще более ужесточать эту норму. Кроме того, правитель ство хочет ограничить продажу пива крепче 5 градусов в ларьках, а для слабоалкогольных коктейлей запретить тару более 0,33 л. Впервые в российской практике предлагается приравнять пиво к алкогольным напиткам, против чего долго и безуспешно возражали представители пивоваренных компаний.
Правительственный законопроект получил одобрение со стороны комитета по здравоохранению Госдумы, Общественной палаты, всех парламентских фракций и большинства легальных участников алкогольного рынка. При этом некоторые принявшие участие в обсуждении стороны отмечали, что законопроект даже «чересчур мягкий», и предлагали ввести более жесткие нормы.
Так, Общественная палата в своем отзыве на законопроект обращает внимание на то, что ограничение ночной торговли необходимо продлить до 10 утра, чтобы не искушать собирающихся на работу россиян возможностью опохмелиться. «Торговля алкогольной продукцией до 10 утра, когда граждане в массовом порядке выходят на работу, может стимулировать запой», — отмечает Общественная палата.
Все опрошенные РБК daily эксперты алкогольного рынка сходятся во мнении, что ко второму чтению текст законопроекта может претерпеть некоторые изменения, особенно в положениях, касаемых пива. «Я уверен, что пивоваренные компании постараются смягчить некоторые нормы законопроекта, — заявил РБК daily директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. — Думаю, они могут, в частности, постараться оставить пиво в ларьках или не допустить запрета ночной торговли».
Самих пивоваров категорически не устраивает определение «напитков, изготавливаемых на основе пива», содержащееся в законопроекте, в частности, предусмотренная возможность добавлять в них этиловый спирт. «Это приведет к тому, что на российский рынок начнет поступать низкокачественная и опасная для здоровья потребителей продукция, более известная в народе под названием «ерш», — заявили РБК daily в Российском союзе пивоваров. Производители крепкого алкоголя, в свою очередь, обращают внимание на то, что по некоторым положениям законопроекта рынку необходимо предоставить отсрочку, чтобы все имели возможность подготовиться к введению новых норм.
Автор ряда законопроектов, направленных на регулирование алкогольного рынка, депутат Виктор Звагельский, также готовит ко второму чтению целый ряд поправок. По его словам, необходимо снизить крепость пива, разрешенного к продаже в ларьках, с 5 до 1,5 градуса. Кроме того, депутат считает, что эффективной мерой борьбы с алкоголизацией населения стало бы существенное повышение штрафов за распитие алкогольных напитков и пива в общественных местах.
Своим мнением по поводу эффективных мер в борбе с алкоголизмом с TatCenter.ru ранее поделились эксперты в сфере бизнеса, потребительского рынка и здравоохранения.
Хайдар Халлиулин, председатель Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, эксперт TatCenter.ru по вопросам малого и среднего бизнеса:
— Я поддерживаю эту меру. Большинство предпринимателей, процентов 80\%, не берутся за этот бизнес только из моральных убеждений. Ведь среди бизнесменов очень много людей, не желающих, чтобы наше общество спивалось. Доходы — доходами, но человек дороже. Еще одной мерой борьбы с алкоголизмом я считаю уничтожение любой рекламы пива и алкогольной продукции на ТВ. Ведь реклама играет особую роль в формировании положительного отношения к потреблению спиртных напитков.
Дина Майлова, начальник отдела по предупреждению нарушений на потребительском рынке Казанского ТО Госалкогольинспекции РТ, экспертTatCenter.ru по потребительскому рынку:
— Чем меньше алкоголь доступен, а пиво — продукт алкогольный, тем лучше. У молодого поколения было бы меньше соблазна. Кроме того, в крупном супермаркете или магазине контролировать возраст покупателя легче. То, что пиво продают в ларьках детям до 18 лет — факт. Эффективной мерой борьбы с алкоголизмом я считаю запрет на показ алкогольных сцен с экранов телевизоров и в кино. Нет ведь ни одно фильма, чтобы его персонажи не курили или не употребляли алкоголь. Причем все они — герои положительные: «менты», прокуроры, врачи. И все они поголовно пьют. А уж скрытой рекламы сколько… Когда в кадре бутылку водки разворачивают этикеткой к зрителю…
Рекламировать надо здоровый образ жизни. Сделать доступными и недорогими спортивные секции, кружки по интересам, а иначе получается молодежь коротает время за бутылочкой пива. Бороться надо не с алкоголизмом, а с нездоровым образом жизни. И начинать надо все с семьи. Первая рюмка в руках родителей может впоследствии привести к положительному отношению к употреблению алкоголя у ребенка.
Михаил Васютканов, врач-терапевт поликлиники МУЗ «ГКБ № 7»:
— Инициативу я поддерживаю полностью. Чем меньше у человек соблазна — тем лучше. Пиво, как и любой спиртосодержащий продукт пагубно сказывается на здоровье человека, тем более он опасен подрастающему поколению. Если взрослый человек, уже попавший в зависимость, будет искать любые способы удовлетворить потребность, то подростки еще не испытывающие этой тяги в полной мере вполне смогут обойтись без труднодоступного напитка. Для них употребление пива — это стремление выглядеть увереннее и старше в глазах сверстников, тем более что реклама формирует образ успешного человека, который все делает, держа в одной руке бутылку пива. Формировать здоровый образ жизни нужно начинать еще с пеленок и это происходить должно в семье. Именно родитель является примером для подражания именно в тот момент, когда формируется мировоззрение человека и его дальнейшие взгляды на жизнь.
Согласно регламенту, поправки ко второму чтению должны быть внесены в течение месяца. Депутаты ожидают, что новое рассмотрение законопроекта может пройти ориентировочно в конце марта.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: