Новости
20 Апреля 2011, 07:07

Госдума одобрила кратные штрафы за взятки

Госдума приняла во втором чтении президентский законопроект о наказании за взяточничество в виде штрафов, которые могут достигать 100 крат от суммы «побора». При этом штрафы смогут применяться не только как дополнительная мера наказания, помимо лишения свободы, но и в качестве самостоятельного вида наказания.

взяткиВ целях дифференциации наказания законопроектом устанавливается классификация видов взяток в зависимости от их размера.

Минимальная взятка — до 25 тыс. рублей;
Взятка в значительном размере — от 25 тыс. рублей до 150 тыс. рублей;
Взятка в крупном размере — от 150 тыс. рублей до 1 млн. рублей;
Взятка в особо крупном размере — свыше 1 млн. рублей.

В частности, за получение минимальной взятки поправками предусматривается штраф в размере от 12-кратной до 50-кратной суммы «мзды» с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки. Получение взятки в особо крупном размере повлечет штраф в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы «побора» с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

При этом в ходе рассмотрения документа во втором чтении депутаты приняли поправку, по которой штраф за совершение преступлений в сфере взяточничества не может быть менее 25 тыс. рублей. Отметим, вариантом первого чтения нижний предел штрафных санкций за эти деяния не предусматривался. Вместе с тем сохраняется верхний предел денежного наказания для взяточников — 500 млн. рублей. Кроме того, повышается с 2 тыс. 500 рублей. до 5 тыс. рублей. минимальный размер штрафа, предусмотренного общей частью УК РФ.

Также принята поправка, повышающая размер штрафа за посредничество во взяточничестве — от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки (вариант первого чтения — от 20-кратной до 40-кратной суммы). Напомним, под посредничеством во взяточничестве законопроектом предлагается понимать «непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки». При этом, по одной из поправок, из перечня преступлений исключается посредничество во взяточничестве в виде совершения заведомо незаконных действий (бездействия) либо с использованием служебного положения.

Как пояснил в ходе заседания первый зампред думского комитета по уголовному законодательству Владимир Груздев («Единая Россия»), поправками также вводится штраф за обещание или предложение посредничества во взяточничестве в размере от 25 тыс. до 500 млн. рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. По его словам, это наказание будет применяться «в случае, когда коррупционное деяние не подразумевает под собой факт дачи и получения взятки, то есть не имеет денежного эквивалента». «В такой ситуации очень сложно объективно оценить размер необходимого взыскания с посредника», — пояснил Груздев.

Ранее в ходе online-конференции «Коррупция: алгоритмы противодействия» эксперты в сфере антикоррупционной политики прокомментировали TatCenter.ru введение кратных штрафов.

М.Бадрутдинов Марс Бадрутдинов, начальник управления по вопросам антикоррупционной политики аппарата президента РТ:

— Мое личное отношение к такому решению проблемы в целом положительное. Как показывает практика, лишение свободы не всегда достигает цели уголовного наказания — восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. В настоящее время именно финансовые меры воздействия на преступника, в частности, штраф, получают наибольшее распространение и применение. Думаю, что это особенно оправданно по таким преступлениям, как дача и получение взятки.

Считаю правильным, что размер штрафа должен зависеть от размера взятки. Вместе с тем, размер штрафа должен быть реальным для данного лица. Астрономические суммы вряд ли приемлемы, прежде всего, в части реальности исполнения назначенного судом уголовного наказания. В то же время, размер штрафа должен быть ощутимым для лица, совершившего преступление.

И.о. начальника Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РТ Ильдар Сафиуллин также считает, что определение кратности суммы штрафа от размера взятки является одним из наиболее эффективных методов в борьбе со взятками. А вот председатель комиссии Общественной палаты РТ по вопросам развития гражданского общества Владимир Шевчук к данному нововведению относится отрицательно. «Государство, таким образом само становится взяточником, которому выгодны коррупционные преступления», — считает он.

Между тем, по словам начальника отдела по надзору за исполнением федерального законодательства в сфере противодействия коррупции Прокуратуры РТ Рината Латыпова, «подавляющее большинство мер наказания в отношении взяткополучателей не связано с лишением свободы, а условная мера наказания не вполне отвечает целям восстановления социальной справедливости и предупреждения новых преступлений. Так, в 2007 году из 44 осужденных за взяточничество, реально лишены свободы 9 человек (20,4\%), в 2008 — из 36 — 4 человека (11,1\%), а в 2009 году — 8 из 64 (12\%), за 6 месяцев 2010 года — 2 из 40 (5\%). В связи с этим, — поясняет Латыпов, — крупный штраф как основная мера наказания, за получение взятки в небольшом размере, является более справедливым наказанием».

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: