Выросло количество происшествий непосредственно на пешеходных переходах. Всего было зафиксировано 16 839 подобных происшествий, что на 3,3% больше, чем годом ранее. В результате 1144 человека погибли (рост на 9,8%) и 16 916 — получили ранения (рост на три процента).
«Проблема в том, что зачастую водители просто игнорируют право пешехода на безопасность, — отметил заместитель начальника управления правового регулирования и пропаганды безопасности дорожного движения Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Шевченко. — Мы все видим, как водители-лихачи, не снижая скорости, „пролетают“ пешеходные переходы, возле которых стоят дети, как испуганные люди буквально бегут по „зебре“, пытаясь не попасть под колеса автомобиля, а водитель даже не пытается затормозить».
Но это, по словам Владимира Шевченко, лишь одна сторона проблемы. «Нередко правила нарушают и пешеходы. Только в прошлом году по их вине произошло 31 206 ДТП — огромная цифра, — сообщил Шевченко. — Причем в 2752 авариях были виноваты пьяные пешеходы».
В результате всех этих происшествий 5 483 человека погибли и 27 098 получили ранения. Среди основных нарушений пешеходов — неожиданный выход на проезжую часть из-за деревьев, припаркованных машин и других заграждений или переход дороги в неположенном месте.
Тема безопасности пешеходов не перестает быть актуальной. По мнению главы Союза пешеходов России Владимира Соколова, человек, передвигающийся на своих двоих, выделен из правового поля. Права у него есть, а возможности их реализовать — нет. Обычно распространяющуюся на него страховку получить невозможно. Любое предложение установить светофор, построить переход натыкается на то, что у местных властей нет на это денег.
Между тем, по словам заместителя начальника управления надзорной деятельности ГУОБДД МВД России Олега Понарьина, совершению таких аварий способствует плохое обустройство пешеходных переходов. Статистика свидетельствует, что при оформлении каждого третьего ДТП на пешеходном переходе фиксировались недостатки в их эксплуатационном состоянии, говорит полковник Понарьин. Кроме того, действующие нормативы, предъявляющие требования к их размещению и обустройству с помощью технических средств организации дорожного движения, по многим параметрам уже устарели и не учитывают возможности современных технологий обеспечения безопасности на улицах.
Предложение от ГАИ — сделать «зебру» разноцветной. То есть разбавить черно-белый вариант более яркими желтыми линиями
Поэтому Госавтоинспекция предлагает более эффективные меры. Например, обязательное применение дорожных знаков «Пешеходный переход» на всех пешеходных переходах. Причем размещать их на щитах, покрытых пленкой, которая обладает повышенной световозвращающей способностью желтого цвета. Сейчас такие знаки устанавливаются в экспериментальном порядке.
Предлагается также дублировать эти знаки на улицах и дорогах с четырьмя и более полосами движения над проезжей частью. Сейчас же нормы предусматривают установку этих знаков только сбоку от дороги и на разделительной полосе.
Также среди предложений — устанавливать дорожный знак «Приближение к пешеходному переходу» перед всеми нерегулируемыми «зебрами» независимо от их местоположения. Сейчас эти знаки устанавливаются вне населенных пунктов или на дорогах с ограниченной видимостью.
Еще одно предложение от ГАИ — это сделать «зебру» разноцветной. То есть разбавить черно-белый вариант желтыми линиями. Это сделает ее заметней для водителей.
Также предлагается применять ограждения перильного типа у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений на всех переходах, а не только на регулируемых. Также необходимо обеспечить искусственное освещение переходов вне зависимости от мест их расположения. Это возможно осуществить даже в самых отдаленных районах с применением альтернативных источников энергии. И прочее.
Список мер, предлагаемых Госавтоинспекцией, огромен. Гораздо проще изучить его на сайте ГУОБДД МВД России. Тем более, что там принимаются ваши комментарии, жалобы на организацию конкретных пешеходных переходов. Также вам предлагается принять участие в опросе о том, каким образом можно более эффективно обезопасить пешехода от нас с вами, то есть водителей. Напомним, что любой водитель становится пешеходом, как только выходит из машины.
«Всем понятно, что проблема назрела и требует решения, ведь под колесами автомобилей ежегодно гибнут тысячи наших сограждан, — подчеркнул Владимир Шевченко. — Именно поэтому мы и решили организовать на нашем сайте общественную дискуссию „Право пешехода“, которая даст возможность представителям общественных организаций, объединений, экспертного сообщества, а также обычным гражданам вместе выработать меры по повышению безопасности пешеходов».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: