На фестивале «Urbanweek», который 1 апреля стартовал в ЦСК «Смена», встретились архитекторы и дизайнеры, студенты, педагоги и активные горожане, чтобы всем вместе понять, куда же должен двигаться город и чьи права в нем должны отстаиваться в первую очередь.
Первые два дня фестиваля посвящены проектам для детей и общественному пространству, а с 3 по 6 апреля пройдёт серия лекций по урбанистической тематике.
У вас была любимая песочница?
Заинтересовало социальное проектирование детских пространств? Эту тему собравшимся раскрыл архитектор-дизайнер, куратор объединения молодых архитекторов в Москве Михаил Приемышев.
Начал Приемышев с вопроса в зал: «Кто для вас архитектор?», и получил на него массу ответов: фантазёр, художник, проектировщик, строитель…
Михаил — приверженец последнего варианта. По его словам, первый этап в его работе — преодоление мифологии, — образы нужно обрезать. При этом всегда существуют константы — то, от чего нельзя отказаться. Например, от пожарных проездов, материалов, потребностей жителей при строительстве дома.
Михаил продемонстрировал собравшимся детский сад в Японии, сконструированный вокруг одного дерева на крыше, проект «Следы» в Гонконге, где простая идея с огромными следами от ступней создала для детей незабываемую атмосферу. Среди успешных примеров он выделяет конструкцию для баскетбола в Бангкоке, библиотеку в Южной Африке, — в их строительстве участвовали сами дети.
Спрашивая у аудитории о местах, где они в детстве любили погулять и побродить, он сам отвечает: «Я любил по стройкам ходить, там всегда было интересно». Ребёнок, по его словам, хочет почувствовать себя жителем этого мира.
Для детей случайность — опыт.
Детям, по словам Приемышева, интересна не простая однородность, им хочется протиснуться в какую-нибудь щель, залезть куда-то. Архитектор должен задуматься об этом. Более того, нужно помнить, что ребёнок не просто приходит на площадку «покарабкаться», но и что-то познать. И этого оказалось мало, детская конструкция должна быть интересна и родителям, — они не пришли сидеть на лавочке. А посему, любые конструкции для детей должны быть, как минимум, необычными — именно необычные плоскости помогают развитию ребенка.
Игра в масштабах города
Следующим микрофон берёт Юрий Рычков, рассказывая о городской игре для детей «Микрополис» на примере российского города Октябрьск. «Все заросло в Октябрьске», — повествует спикер о некогда бурной городской жизни.
Сейчас у людей зона комфорта заканчивается порогом квартиры.
Люди, по словам Рычкова, стесняются и не верят, что что-то можно изменить. «Но я увидел горящие глаза детей. Возможно, в их голове появится вера в изменение городов.»
Юрий амбициозно рисует перед собравшимися картину, когда весь город станет единой игровой площадкой. «Микрополис» — своего рода карта города. Команда, повторяя принципы компьютерных игр, должна открыть карту. Одной из целей проекта является рост уровня добра, а у детей — открытие новых уровней и новых миссий. Конечная цель проекта — способствовать самоорганизации детей.
Рычков не может пройти мимо библиотек и школ советского образца. В своём городе он отыскал одну библиотеку, директор которой даже вложила деньги в задумку. Помещения сильно изменили, не ожидая финансирования от мэрии. Библиотека, если верить словам Юрия, должна стать настоящим центром города, в котором можно узнать обо всех городских загадках.
«У нас много серых домов, у них вроде бы нет истории. Но есть истории жителей. Мы выбираем истории, встречаясь с жителями. Они рассказывают о своих историях детства, заполняют карты. Потом мастера делают единый сюжет, его переносят в подъезд дома. Эти истории навевают имя дому, оно продиктует визуальный образ. В конечном итоге, его и перенесут на фасад». — делится цепочкой собственных действий Юрий Рычков.
Проект «Микрополис» нацелен на то, чтобы сохранить в человеке творца, но не каждый город примет подобную активность.
«Нужно, чтобы дети представляли город игрой! Город — детский рисунок, добрый, светлый. Ребёнок должен посмотреть на фасад и узнать свой рисунок, чтобы возникла связь с городом. Также игра открыта и для родителей».
Право ребёнка на город
Теории и эксперименты раскрыла следующий эксперт — представитель проекта «Город Друг» Вера Гошкодеря.
Она сразу призвала архитекторов понять различия восприятия пространства у детей и родителей и открыла новое понятие:
«Право на город» — его нет в законах, но это право человека на пространство в соответствии с его пожеланиями.
Есть ли такое право у детей? Чем оно продиктовано? Имеет ли ребёнок его от рождения?
Дети уже успели оценить городскую среду. Вера показывает список её плюсов и минусов. Ребята довольны тем, что в городе есть: социальная интеграция, разнообразие активностей, безопасность и свобода, места для встреч, чувство привязки к месту проживания, зелёные пространства…
Но они видят в городе и негатив: стигма и исключённость, скука, страх стать жертвой насилия, национальная напряжённость, автомобильный трафик, грязь и мусор, нехватка базовых удобств, чувство политической беспомощности…
Вера Гошкодеря уверена, что дети сами способны инициировать проекты и создавать их, но им нужна высокая степень доверия. А с этим в нашей стране — большие проблемы.
При этом эксперт видит очевидные «чёрные дыры» как в официальном, так и в активистском путях участия ребёнка в жизни города. В первом случае детей зажимают в рамки, происходит видимость участия, а во втором — их не слышит власть и им не доверяют родители.
«Я из Тольятти, в городе три далеко расположенных друг от друга района и один единственный парк. У властей есть проект благоустройства, но он взят с потолка. Мы не можем сказать, что он соответствует желаниям жителей», — констатирует Вера Гошкодеря и резюмирует, что для воплощению подобных проектов нужно проводить опрос жителей, создавать мастерскую.
Культура в упадке? Мы едем к вам!
Далее собравшимся рассказали о «новой культурной политике».
На примере Турции основатель и организатор проекта «Москультпрог», преподаватель РУДН Сергей Никитин поведал о том, что его заинтересовал в этой стране рост населения и закрытие магазинов и кафе.
«Городской образ жизни Стамбула оскорбителен. Все сидят дома, книжная продукция очень слабая, это уровень нашей литературы в 80-х годах. За последние 10 лет всё исчезло. В стране есть гигантские инвестиции, но нет эффекта. Например, давно сделали подземный трамвай, сейчас заменили электрическим. На этом всё», — посетовал Никитин и заявил, что в России — знакомая ситуация: море трафика, пыли, расширение дорог, пробки…
Замечая деградацию даже в сообществе велосипедистов, команда Никитина хотела воплотить проект «Велоночь» — он отмечает богатство города, и в то же время низкие культурные запросы жителей.
Чтобы «разбудить» велосообщество, эксперт обратился на радио, договорился с редактором, эффект всё же был — приехало много людей. Таким образом, Сергей демонстрирует воссоздание в российских городах новой культурной политики.
Примечательно, что перспектива проекта «Велоночь» обсуждалась и в казанском исполкоме.
В Казани акция вполне может состояться.
Далее Сергей Никитин обратился к опыту Италии — рассказал о том, как удалось «разбудить» жителей итальянских городов Терны и Венеции.
Кстати, казанских слушателей организаторам «разбудить» также удалось — расходились собравшиеся неохотно и не переставали обсуждать услышанное. Впереди — целых пять насыщенных дней для «жаждущих урбанистов», и не исключено, что некоторые проекты все-таки будут воплощены в Татарстане.
Станислав Романов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: