Случается падение сосулек, обморожения, но все-таки первое место среди причин зимнего травматизма по числу жертв занимает гололед. Вот и не знаешь, то ли на крыши смотреть, чтоб на голову чего не упало, то ли под ноги, а вдруг «дорожники» лед не обработали.
Из года в год наши дорожные службы борются с зимними неудобствами, ворчат автомобилисты, меняя разъеденную резину, уборщицы, не успевающие убирать в холлах белый налет на полу… У экологов свои проблемы — отсутствие ливневых очистных сооружений и спасение водных ресурсов.
«Менять резину» зимой необходимо не только автомобилистам, но и пешеходам. Стоит сменить обувь с высокого каблука на плоскую подошву, прилепить к ней кусочек лейкопластыря или намазать клеем «Момент» и приклеить песок. Говорят, пару дней можно передвигаться по льду безопасно. Не стоит ходить по краю тротуара, можно запросто скатиться на проезжую часть под колеса.
Александр Мусин, заведующий хирургическим отделением при городской больнице № 7:
— Как бы ни старались, но оказаться готовым к гололеду невозможно. Здесь уж как повезет! Но принять некоторые меры для снижения травматизма, все-таки можно. Во-первых, каждый пожилой человек, особенно имеющий проблемы с передвижением, должен вооружиться тростью с противоскользящим устройством (здесь может пригодиться и старая лыжная палка). Во-вторых, людям после пятидесяти лет в течение года необходимо принимать препараты кальция, укрепляющие костную структуру. Это позволит избежать переломов при падении.
И третье правило, общее для всех — не стоит спешить! Не держите руки в карманах — это увеличивает возможность не только падения, но и более тяжелых травм, особенно переломов. Если равновесие потеряли — присядьте, а упав — перекатитесь. Это позволит погасить силу удара. Опасны прогулки по гололеду в нетрезвом состоянии. В состоянии опьянения травмы чаще всего тяжелые: люди не так чувствительны к боли и при наличии травмы своевременно не обращаются к врачу.
В любом случае, если после падения спустя некоторое время появилась головная боль, тошнота, боль в суставах, образовались опухоли — срочно обратитесь к врачу в травмпункт, иначе могут возникнуть осложнения с негативными последствиями. И все-таки, как бы человеку ни советовали падать «правильно», в минуту опасности об этом никто и не вспомнит, травмам подвержены все, даже подготовленные спортсмены.
Олег Шатов, руководитель Казанской Школы высшего водительского мастерства:
— По дорогам общего пользования не надо ездить экстремально. Ездить надо безопасно! На днях по телевизору смотрел Чемпионат мира по ралли — этап в Монте-Карло. Было очень весело смотреть, как чемпионы мира на своих супер-автомобилях ползут по льду со скоростью 30 км/час. Зато все доползли до финиша. А кто пытался ехать быстро, падали с дороги, крутились волчком… Я это к тому, что скорость движения на скользкой дороге должна соответствовать дорожным условиям и водительскому мастерству. Причём мастерству не только своему, но и окружающих. 11-кратный Чемпион страны мастер спорта международного класса Владимир Гольцов зимой боится ездить на автомобиле. Но не потому, что он не уверен в себе, а потому, что он не уверен во встречном водителе. Зимой он частенько приезжает в Казань, но всегда — на поезде.
Хотя понятно, что навыки «экстремального вождения» помогают лучше чувствовать автомобиль и не попадать в экстремальные ситуации. Когда каждый водитель будет чувствовать баланс автомобиля, знать, как тот откликнется на любое его действие, тогда мы не услышим фразы вроде: «Меня занесло и выбросило с дороги». Автомобиль ничего не делает сам по себе — он только выполняет команды водителя, и если его вдруг «занесло», «развернуло» и «выбросило», значит водитель отдал ему соответствующую команду! Причём ЗНАТЬ, что делать и УМЕТЬ — это не одно и то же: все водители знают, что при заносе автомобиля надо «повернуть руль в сторону заноса», но на практике половина из них делает всё с точностью до наоборот! Об этом можно сколь угодно говорить и писать, но пока человек не сядет за руль и не начнёт учиться, толку не будет.
В Казанской школе водительского мастерства есть программа «Школа скольжения», где мы учим управлять скользящим автомобилем: учим правильно реагировать на занос задней оси, на снос передних колёс и, даже, прекращать вращени
е автомобиля. И вот такой получается парадокс: водитель, умеющий контролировать автомобиль при вращении, никогда не допустит вращения машины на дороге. Я вам могу сейчас описать технологию действий водителя при вращении автомобиля, но, даже 10 раз прочитав эту технологию, вы не сможете этого выполнить без многочисленных тренировок.
Впрочем «водительское мастерство» заключается не только в грамотной технике управления автомобилем, но и в тактике, умении прогнозировать дорожную обстановку, умении не допускать своих ошибок и исправлять чужие. Зачастую люди сами создают себе проблемы на дороге. Это как раз та составляющая водительского мастерства, которую можно изучать теоретически.
Вот только несколько основных правил, как обезопасить себя на зимней дороге:
1. Зимой надо ездить на зимних шинах. Универсальные шины ушли в прошлое! Шипованные или не шипованные — личное дело каждого, но главное, чтобы они были зимними. Кстати, шипы работают только на льду, на снегу они бесполезны, а на асфальте вредны. Зимние шины служат не для увеличения скорости движения, а для повышения устойчивости автомобиля на скользкой дороге.
2. Не экономьте на своей безопасности — зимой все 4 колеса должны быть зимними. Это не аксиома, а тысячи раз доказанная теорема, подкреплённая на практике тысячами человеческих жизней и, я считаю, больше не подлежит обсуждению. Также не забывайте раз в 2−3 года менять зимние шины независимо от степени износа — резина со временем теряет свои свойства.
3. Самый бесполезный совет — «соблюдайте дистанцию». Почему бесполезный? Потому что больше 90% водителей может и рады были бы её соблюдать, но не имеют представления, какая дистанция считается безопасной! Хотя этому по идее должны учить в автошколах. «Дистанция (в метрах) должна быть равна половине скорости (в км/час)» — слышали такое правило? А соблюдаете его? Боитесь, что кто-нибудь перед вами влезет? А это уже вам не даёт спокойно жить «психология вахтёра» — «умру, но не пущу!».
4. Торможение «на юз» не сокращает, а увеличивает тормозной путь автомобиля. Помимо этого оно делает его неуправляемым. Если у вас автомобиль не оснащён АБС, научитесь импульсному торможению — сегодня начнёте тренироваться, к концу зимы научитесь. Впрочем не мешало бы освоить дополнительно ещё пару десятков способов торможения из известных 140.
5. Система стабилизации призвана помогать водителю, но пока она ещё не может вместо него управлять автомобилем: поворачивать руль в нужную сторону и на нужный угол, заранее снижать скорость перед поворотом, оценивать дорожную обстановку и выбирать безопасную скорость движения. К тому же она иногда выходит из строя. Некоторые думают, что хорошему водителю системы стабилизации мешают? Ничуть! Хороший водитель не доводит до их срабатывания.
6. Педаль «газа» — основной регулятор безопасности. Некоторые считают, что у педали «газа» существует только 2 положения — «включено» и «выключено». Это заблуждение! Есть ещё 34 способа «дросселирования», и в каждом конкретном случае может потребоваться один из них.
7. Зимняя одежда очень сильно мешает безопасному управлению автомобилем. Валенки, унты, пимы, рыбацкие бахилы или меховые сапоги с толстой подошвой не дадут необходимого чувства педалей для тонкого обращения с «газом» или «тормозом», дублёнка или шуба не позволит активно действовать рулём, а шарф просто намотается на руки.
8. Учиться управлять автомобилем на скользкой дороге никогда не поздно — восстановить навыки гораздо проще, чем развить их заново. К тому же чувство баланса автомобиля пригодится всегда — и зимой и летом.
Рафаил Гиниятуллин, пресс-секретарь Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ:
— При борьбе с гололедом на автомобильных дорогах Татарстана применяются комбинированные противогололедные материалы (ПГМ), которые обладают одновременно функциями фрикционных и химических материалов и состоят, как правило, из смеси песка и химических ПГМ. В качестве химических добавок используют твердые соли: технический хлористый натрий и хлористый кальций.
Содержание соли в составе пескосоляной смеси составляет 20%. Эффективность борьбы с зимней скользкостью повышается с увеличением количества соли в см еси. Пескосоляную смесь готовят на базах ПГМ путем тщательного перемешивания компонентов смеси. Заготовку смеси производят в сухое время летнего и осеннего периода в объеме, достаточном для предупреждения и ликвидации зимней скользкости в течение всего зимнего периода на обслуживаемом участке дороги.
Из жидких хлоридов применяют высококонцентрированные растворы хлоридов натрия, кальция. Наилучший эффект достигается при использовании насыщенных растворов или растворов, близких к ним по концентрации.
Елена Максимова, начальник отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора РТ:
— Смесь, которой обрабатывают дороги во время гололеда, пока вред приносит только автомобилистам, а вот весной она станет опасной и для окружающей среды. У нас в Татарстане дороги посыпают смесью соли с песком. За зиму к этому «коктейлю» примешиваются тяжелые металлы, смазочные материалы и технические масла от автотранспорта, а весной это растаявшая масса пойдет в ливневки. Для нашего города проблема давняя — отсутствие очистных сооружений для ливневых стоков. Соль сама по себе — компонент природный, однако и ее излишки, концентраты, могут загрязнить водные объекты. Еще хуже было бы применение химических веществ, которые распространены в других городах России.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: