К тому же запасы ископаемых стали заметно истощаться. Все большее внимание приобретает проблема дефицита добычи нефти и угля. В то время как спрос на эти ископаемые только растет. Выход один — поиск альтернативных видов моторного топлива. Концепция энергетической и экологической безопасности государства диктует необходимость расширения использования газового топлива в качестве альтернативных источников энергии, нефти и угля.
Газ успешно конкурирует с традиционными видами топлива даже в случае установки на базовых автомобилях систем нейтрализации выхлопных газов. Кроме того, газовое топливо практически не содержит веществ, являющихся каталическими ядами для нейтрализаторов. Использование на транспорте экологически более чистого моторного топлива, газа, позволит в 2−4 раза сократить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Фарид Туктаров, заместитель министра промышленности и торговли РТ:
— Автомобильный транспорт один из основных источников загрязнения воздуха. В Татарстане еще в 2002 году начали принимать меры для борьбы с вредным воздействием на окружающую среду автомобилей. Один из путей борьбы с загрязнениями перевод автотранспорта на альтернативные виды топлива, что наряду с экономическим эффектом должно дать и экологический эффект. В 2002 году была создана комиссия по использованию природного и сжиженного газа в качестве моторного топлива. Этой комиссией была разработана концепция использования комплимированного природного газа и сжиженного на 2004−2007 годы. В рамках концепции определили основные направления деятельности органов государственного управления.
Сейчас в республике продолжается работа по оптимизации развития инфраструктуры для обеспечения потребностей автотранспортных средств в газомоторном топливе. В рамках реализации целевой комплексной программы развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, утвержденной «Газпромом» в 2007 году, запланировано строительство до 2015 года 10 АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) в Лениногорске, Нурлате, Арске, Елабуге, Чистополе, Буинске, Апастове, Зеленодольске, Балтасях и в Богатых Сабах.
Фарид Туктаров:
— Концентрация газозаправок распределена неравномерно. Газозаправочные станции сосредоточены в крупных промышленных центрах в северо-западной и восточной частях Татарстана, где находится большинство автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе: в городах Казани, Нижнекамск, Набережные Челны, Буинск, Альметьевск. В то же время центральные и южные сельскохозяйственные районы республики охвачены сетью АГНКС и АГЗС в недостаточном количестве. Впрочем, в республике имеются все предпосылки для качественного и количественного роста транспорта, который мог бы использовать газ как альтернативное моторное топливо.
Сейчас около 2 тысяч автомобилей в Татарстане используют газовое топливо. В мире около 9 млн. автомобилей оборудовано газовым двигателем, и этот показатель растет с прогрессией в 10−15 \%. В РФ около 95 тысяч машин, преимущественно муниципальный транспорт, ездят на газу.
Ринат Сабиров, советник Премьер-министра РТ по вопросам нефтегазохимического комплекса:
— По данным 2007 года на нужды автотранспорта потрачено 310 млн. куб. м. газа. При общем показателе объема добычи природного газа в 650 млрд. куб. м. Эта цифра очень мала, но этот показатель дал ощутимый эффект снижения выбросов на 117 тысяч т. твердых веществ в атмосферу.
Расчеты показывают, что наиболее эффективный путь снижения затрат на эксплуатацию автотранспорта — использование в качестве моторного топлива компримированного природного газа — метана. Есть прямая выгода в том, чтобы переоборудовать автомобиль для работы на газовом топливе.
ООО «Таттрансгаз» предлагает полный комплекс услуг по обслуживанию газобаллонного оборудования на базе участков переоборудования автомобилей на компримированный природный газ (КПГ). На КАМАЗе выпускают двигатель Евро-3, пригодный для газового топлива. Также имеется сеть из 9 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), созданная ООО «Газпром трансгаз Казань». Кроме того, на территории республики действуют 64 автогазозаправочные станции (АГЗС), обеспечивающие автотранспорт сжиженным газом. Сейчас в Татарстане есть необходимые предпосылки для развития газификации транспорта.
Фарид Туктаров:
— В республике завершена стадия организационно-правовой подготовки вопросов, связанных с внедрением альтернативных видов топлива и имеются все предпосылки для качественного и количественного роста единиц автомобильного транспорта, который мог бы использовать данный вид топлива. Существуют серьезные возможности для увеличения количества такого транспорта.
Однако для решения этой комплексной проблемы необходимо сосредоточить усилия как на законодательном, так и на практическом уровне.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: