Практика заключения специальных соглашений между властями регионов и действующими на их территориях нефтяными компаниями стала наиболее устойчивой формой частно-государственного партнерства в нефтедобывающей отрасли Поволжья. Логика чиновников понятна — таким нехитрым образом они страхуют себя от изменения, например, рыночной конъюнктуры. Однако и сами нефтяники в ряде случаев стремятся зафиксировать неформальные договоренности на бумаге.
Национальное достояние
Как и в энергетике, наиболее последовательно принцип частно-государственного партнерства в нефтедобывающей отрасли Поволжья выражается в Татарстане. Власти этой республики не только сохранили за собой полный контроль над национальным добывающим активом -компанией «Татнефть» (ТН), но и приняли самое активное участие в формировании дивизиона малых нефтяных компаний (МНК) Татарстана. Первоначально роль МНК сводилась к разработке малодебитных или «тяжелых» месторождений, которыми самой «Татнефти» в силу ее масштаба было заниматься несподручно. Однако сейчас, при явной поддержке республиканских властей, они успешно действуют за пределами Татарстана — в Самарской, Оренбургской областях, республиках Башкирия и Удмуртия, в Пермском крае.
Сама же «Татнефть» сосредоточилась на стратегических проектах — разработке месторождения «Ромашкино» (ему уже 60 лет, однако оно до сих пор дает в год более 15 млн тонн «черного золота», что составляет половину объемов, добываемых в республике), добыче в Ненецком автономном округе, разведке в Сирии, Ливии, Иране и разработке сверхтяжелых нефтей (битумов), залежи которых только в самой республике оцениваются в размере от 1,4 до семи миллиардов тонн.
Именно последний проект служит сейчас объектом наибольшего внимания республиканских властей. Достаточно сказать, что переговоры об участии в этом проекте таких корпораций, как Shell и Chevron, проводились на уровне президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Однако осенью этого года было объявлено, что «Татнефть» самостоятельно будет разрабатывать битумные месторождения. Вслед за этим республиканские власти резко активизировали работу с Москвой по предоставлению своему детищу льгот на добычу этого вида сырья. На их взгляд, помимо нулевой ставки НДПИ на добычу битумной нефти этому проекту требуется бюджетное финансирование затрат на геологоразведку, финансирование из средств Инвестфонда строительства объектов внешней инфраструктуры в размере 12,2 млрд рублей, а также введение льготной ставки вывозной таможенной пошлины на синтетическую нефть, которая вырабатывается из природных битумов. Зная лоббистские возможности татарстанских властей, можно быть уверенным в том, что деньги из федерального бюджета как минимум на геологоразведку битумов «Татнефть» получит.
В очередь за льготами
На территории второго по значимости нефтедобывающего региона Поволжья — Самарской области, обстановка несколько иная. Основным добывающим активом здесь по-прежнему является «Самаранефтегаз» (СНГ). Однако после перехода СНГ от ЮКОСа под крыло «Роснефти» и смены региональной элиты (губернатора Константина Титова сменил выходец из «Рособоронэкспорта» Владимир Артяков), местные власти, очевидно, ощутили большую свободу в принятии решений и не преминули ею воспользоваться.
Так же, впрочем, как и «Татнефть»: она объявила, что уже в этом году добудет в Самарской области 300 тыс. тонн нефти — еще несколько лет назад подобное заявление в традиционной вотчине СНГ было бы немыслимым. Более того, согласно заключенным с региональными властями соглашениям, «Татнефть» взяла на себя обязательство делать самые высокие среди работающих в регионе нефтяных компаний добровольные отчисления — по 30 рублей с каждой тонны добытой нефти в те муниципальные образования Самарской области, на территории которых она ведет производственную деятельность.
Губернатор Владимир Артяков этот жест оценил. Он отметил, что среди других компаний, работающих здесь, «Татнефть» «наиболее отзывчива к нуждам региона».
Под словами «другие компании», очевидно, имелась в виду «Роснефть», с которой у администрации Самарской области в декабре прошлого года тоже было заключено пятилетнее соглашение о сотрудничестве. Однако, по мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Станислава Августа, этот документ не снизил напряженности в отношениях сторон. «У „Роснефти“ постоянные трения с областной администрацией касательно налоговых поступлений от работы дочерних предприятий этой компании в региональный и местные бюджеты», — пояснил нам аналитик.
В результате через три недели после подписания соглашения между ТН и Самарской областью президент «Роснефти» Сергей Богданчиков вновь прилетел в Самарскую область — РН и регион заключили дополнительное соглашение, в котором оговорили, что, независимо от того, как сложится ситуация с ценой на «черное золото», совокупные налоговые отчисления всех подразделений компании (в том числе нефтеперерабатывающих заводов) в консолидированный бюджет Самарской области составят в 2008−2009 годах не менее 18,2 млрд рублей.
Естественно, как и в случае с «Татнефтью», областное правительство обязалось в установленном действующим законодательством порядке оказывать «Роснефти» поддержку в инвестиционной деятельности, способствовать предоставлению прав на разведку и добычу полезных ископаемых на соответствующем лицензионном участке, а также помогать в получении разрешений на строительство объектов компании.
Аналогичные по духу соглашения, хотя и с несколько другими цифрами, были в этом году заключены со всеми крупными нефтяными компаниями, которые ведут свою деятельность на территории Самарской области. Тем самым региональные власти пытаются застраховать себя от резких колебаний цен на нефть и максимально выгодно продать имеющийся административный ресурс.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: