Новости
14 Ноября 2006, 14:44

Главный в «Зените»

Стратегическое партнерство банка «Зенит» с европейскими бизнесменами, прошлой весной купившими блокпакет его акций, завершилось так же неожиданно, как и началось. Теперь «Татнефть» восстанавливает контроль над банком, а среди ее партнеров оказались четверо россиян, двое из которых много лет руководили работой «Зенита».

С контролем над «Зенитом» «Татнефть» не расставалась 10 лет, хотя и не противилась вхождению в капитал банка сторонних инвесторов. В 2001 г., например, Новолипецкий меткомбинат в ходе допэмиссии стал владельцем 20% его акций. А в апреле прошлого года «Зенит» объявил о привлечении зарубежных стратегических партнеров, которых сперва представил как «группу компаний Urals Energy», но затем предпочел переименовать просто в «европейских бизнесменов». Иностранцам досталось 26,75% акций банка, а в совет директоров были выдвинуты граждане Великобритании Марк Стефан Маллабар и Даниел Кокс.

В результате прихода стратегов у «Татнефти» осталось всего 25,95% акций «Зенита». В тот момент, по данным отчетности «Зенита», среди других его владельцев числились SGI Enterprises из Великобритании (19,25% акций), «Стинол-Инвест» из Липецка (17,35% в номинальном держании) и «Рудпром» из Углича (6,4%).

«Татнефть» вернула себе около 14% акций банка (причем 6,5%-ный пакет снова принадлежит Tatneft Oil), и теперь на ее счету 39,73%. Кроме того, ряды акционеров банка в этом году пополнил International Petro-Chemical Growth Fund (41%) с острова Джерси, и «Татнефть» — один из его вкладчиков с долей примерно в 45%. Фонд, как указано в проспекте, основан в октябре 2005 г. для привлечения долгосрочного финансирования в экономику Татарстана. Инвесторы уже внесли в него около $ 900 млн. Ожидается, что к декабрю, когда прием взносов завершится, активы фонда не превысят $ 1 млрд, так что структура вкладчиков особо не изменится.

Кроме «Татнефти» в IPCGF вложились четыре физлица с приблизительно равными долями, каждая из которых не превышает 15%. В этой четверке два бывших топ-менеджера банка, стоявшие у его основания, — Алексей Соколов и Антон Большаков. Соколов с 1995 г. был председателем правления, а Большаков — членом правления «Зенита». Сейчас оба отошли от оперативного управления, но входят в совет директоров банка. Связаться с Соколовым не удалось. По словам Большакова, фонд ни у кого ничего не покупал и инвесторы просто внесли в него свои активы. Но Большаков не раскрывает, когда он стал совладельцем банка и точный пакет принадлежавших ему акций. «Татнефть» и другие акционеры «Зенита» участвовали в создании IPCGF путем внесения в него принадлежащих им активов, включая акции «Татнефти» и «Зенита», — указано в проспекте еврооблигаций банка. «Татнефть» вносила собственные акции, а индивидуальные инвесторы — акции «Зенита», уточняет источник в окружении одного из осведомленных о сделке финансистов.

Держатели акций банка часто менялись в последнее время, а структура конечных собственников и взаимоотношения между ними не до конца ясны, отмечает аналитик Fitch Ratings Джеймс Уотсон. Но Fitch, по словам Уотсона, рассматривает «Татнефть» как доминирующего владельца, способного как принести банку дополнительные риски, так и поддержать его при необходимости.

«ЗЕНИТ» И НЛМК

Если смотреть на состав совета директоров банка, то в нем семь представителей «Татнефти», четыре — менеджмента «Зенита» и еще четыре — структур, близких к НЛМК, говорит старший аналитик «Русрейтинга» Елизавета Белова. Возможно, он наиболее четко отражает расклад сил в капитале банка, считает Белова. Ни НЛМК, ни аффилированные с его контролирующим акционером лица не являются совладельцами «Зенита», уверяет представитель НЛМК. А связанные с ними члены совета «Зенита» — независимые директора в силу давних партнерских отношений банка и комбината. Но близкий к ним источник уверяет, что «определенные права» на акции «Зенита», внесенные в IPCGF, у этих инвесторов сохранились.

Новости
28 Марта 2025, 12:44

Трассу М-12 от Москвы до Казани продлят до Екатеринбурга и Тюмени И далее на восток

На данный момент более половины региональных дорог соответствуют современным стандартам, а в крупных городах этот показатель превышает 85%.

На заседании в Госдуме премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил о масштабном развитии транспортной инфраструктуры. В частности, он отметил рекордные сроки строительства автомагистрали М-12 «Восток», соединившей Москву и Казань. Правительство планирует дальнейшее расширение трассы — сначала до Екатеринбурга, затем до Тюмени и далее на восток.

Глава правительства подчеркнул, что все поставленные президентом Владимиром Путиным задачи в сфере дорожного строительства успешно реализуются. По данным на конец 2024 года, более половины региональных дорог соответствуют современным стандартам, а в крупных городах этот показатель превышает 85%. Михаил Мишустин отметил значительные успехи в развитии дорожной сети: только за прошедший год в России построено и отремонтировано около 25 тыс. км дорог — от сложных многоуровневых развязок до дворовых проездов.

Напомним, в Татарстане на ремонт дороги в объезд поселка Кукмор км 4+336 — км 7+836 выделили 239,5 млн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: