Новости
05 Февраля 2014, 10:49

ГЧП — это вам не ГКЧП!

Участники совещания по развитию механизмов государственно-частного партнерства в Агентстве инвестиционного развития Татарстана заявили — время больших проектов проходит. Государству и бизнесу нужно обратить внимание именно на эту модель взаимодействия, но пойдут ли предприниматели в «бумажное море» ГЧП?

Правильное и грамотное государственно-частное партнерство может быть реализовано лишь при полной ясности и прозрачности стратегии дальнейшего развития государства.

Открывая совещание по развитию механизмов государственно-частного партнёрства, Линар Якупов, руководитель АИР РТ, выступил с докладом о текущей ситуации по развитию ГЧП в России. Он сообщил, что время больших программ, проводимых при значительных вливаниях федерального и республиканского бюджета, таких, например, как Универсиада, проходит.

Именно поэтому представляет значительный интерес реализация механизмов ГЧП. У нас в республике соответствующий закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан» принят Госсоветом 7 июля 2011 года. Но говорить о том, что в рамках этого документа ведется какая-либо активная работа, еще не приходится. К слову, на федеральном уровне такой закон вообще еще не принят. Конечно, в рамках законодательства о концессии подобного рода проекты реализуются в Санкт-Петербурге, Калуге и в других городах. Но есть проблемы на пути реализации таких проектов: неясности с закладкой в бюджеты расходов и распределением рисков…

ГЧП ЗА РУБЕЖОМ

За границей государственно-частным партнерством обычно называют очень большой ассортимент бизнес-образцов и отношений. Данное понятие применяется при любых вариантах использования ресурсов частного капитала для удовлетворения общественно значимых потребностей.

Первые места в области применения всевозможных механизмов государственно-частного партнерства с уверенностью занимают такие державы, как США, Великобритания, Франция и Германия. Лидирующей по применению ГЧП является транспортная инфраструктура, второе место занимает социальная инфраструктура.

Характеризуя итоги работы Татарстана, руководитель агентства отметил, что, по предварительным данным, объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) составил 402 млрд рублей, что на 109,5\% больше предыдущего года в сопоставимых ценах.

Но этого все равно мало для реализации инвестиционных проектов в республике.

Агентство запрашивало у районов информацию о планируемых проектах в рамках ГЧП, все они откликнулись. Здесь и строительство детских садов и школ, объектов инфраструктурного обеспечения. Большим блоком также является строительство такого большого объекта, как СМАРТ Сити Казань. По нему для построения базовой инфраструктуры до конца 2017 года определена цифра порядка 9 млрд, и сегодня ведутся переговоры с различными компаниями по участию в рамках ГЧП или других вариантах. Но хочется все-таки по максимуму поработать в рамках ГЧП.

В Казани есть пример проекта, реализованного по концессионному принципу компанией «Ава-Петер», по которому клинике передается в управление на 10 лет республиканский Центр планирования семьи и репродукции. Государство обязуется закупать у частного партнера предоставляемые им услуги на долгосрочной основе, а тот, в свою очередь, несет ответственность не только за качество услуг, но и за поддержание и реновацию передаваемых ему активов.

ИСТОРИЯ ГЧП В РОССИИ

В царской России, а также в период НЭПа, такая форма ГЧП, как концессия, имела весьма широкое и эффективное применение. В 1920-е гг. концессии создавались почти во всех отраслях народного хозяйства СССР. Проектирование и строительство практически всех советских заводов, создание новых отраслей промышленности были во многом обеспечены за счет заключенных концессионных соглашений с иностранными фирмами.

Если говорить о муниципальном уровне, то только в Казани и Набережных Челнах есть информация о проработанных 361 проектах на общую сумму около 74 млрд рублей. Но из местных бюджетов возможно выделение всего лишь 1,8 млрд рублей, т. е. около 2,5\%. Это 175 объектов коммунальной инфраструктуры, 107 объектов социальной инфраструктуры, 75 объектов транспортной инфраструктуры и 4 объекта промышленной инфраструктуры.

Обращается внимание на то, что в рамках закона о ГЧП должен быть был создан Кабинетом министров республики совещательный орган по государственно-частному партнерству в регионе.

В соответствии со стандартом АСИ РФ (Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата) в республике Татарстан в середине прошлого года был создан Инвестиционный совет, рассматривающий крупные инвестиционные проекты.

Учитывая, что ГЧП — это очень важный инструмент привлечения инвестиций, мы обратились с просьбой провести в феврале этого года Инвестиционный Совет по ГЧП. Повесткой дня такого совещания должна стать выработка единых подходов различных министерств и ведомств в деле реализации ГЧП.

Как показывает практика, при реализации ГЧП около 80\% времени уходит на чисто документарную работу (договоры, соглашения, гарантии), и только 20\% времени — на саму реализацию проекта. Поэтому важно сокращение бумажной волокиты и согласованная работа всех заинтересованных сторон.

Радик Ильясов, депутат Госдумы РФ, рассказал о том, что в настоящее время в РФ разработан проект единого закона о ГЧП, который принят 26.04.2013 г. Государственной Думой ФС РФ в I чтении (Законопроект № 238 827 -6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации»).

Сегодня продолжают приниматься поправки ко второму чтению, которое должно завершиться в эту весеннюю сессию Госдумы. Над законопроектом также активно ведется работа и в Государственно-правовом управлении президента России.

Председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев высказал рекомендацию не пытаться найти инвесторов на реализацию 360 проектов, а сконцентрироваться на реализации двух-трёх серьёзных проектов, одним из которых был назван «СМАРТ Сити Казань».

«Начать нужно с чего-то посильного, — акцентировал Галеев. — Не распыляться! Реализация двух-трёх знаковых проектов позволит отработать механизм ГЧП, изучить вопросы гарантий прав собственности и возврата внесённых инвестиций. Нужно учитывать, что авторитет государства в защите прав инвесторов должен быть незыблемым», — сказал Галеев.

Линар Якупов представил участникам совещания участников Группы строительных компаний «ВИС» и фонда «RISE Capital», которые имеют многолетний опыт реализации проектов ГЧП в России, в том числе, такого известного проекта, как аэропорт «Пулково-3». Представитель «RISE Capital» Александр Дымов предложил провести в Казани обучающий семинар для представителей органов власти, в рамках которого его участники рассмотрели бы различные подходы к реализации проектов ГЧП на основании опыта ГСК «ВИС» в данной сфере.

В заключение Линар Якупов сообщил, что высказанные в ходе совещания предложения будут протокольно закреплены для дальнейшей реализации. В связи с запланированным на первый квартал заседанием Инвестиционного совета республики Татарстан вопросы, поднятые на совещании, предполагается вынести на его рассмотрение. Он также отметил важность конкретизации формулировки «государственно-частное партнёрство» в законодательных и нормативно-правовых актах республики Татарстан и поддержал предложение Александра Дымова о проведении обучающего семинара для представителей органов власти в феврале текущего года.

Альберт Бикбов

«Базальт СПО» вошла в Ассоциацию содействия цифровому развитию Республики Татарстан

«Базальт СПО» стала участником Ассоциации содействия цифровому развитию Республики Татарстан (АСЦР), которая объединяет ведущие ИТ-компании региона, крупные производственные предприятия, государственные и муниципальные органы власти, образовательные, научные и общественные организации.

«Базальт СПО» — российский разработчик операционных систем «Альт» для госсектора, бизнеса, образования и частных пользователей.

«Вступление „Базальт СПО“ принесет пользу как самой компании, так и Ассоциации, а также поможет консолидации усилий для развития ИТ в республике» — подчеркнул Председатель Совета Ассоциации содействия цифровому развитию Республики Татарстан Рифкат Минниханов.

Активная деятельность в составе АСЦР позволит «Базальт СПО» вносить свой вклад в формирование стратегии цифрового развития республики. Специалисты компании получают первоочередной доступ к уникальной отраслевой экспертизе и могут совместно с другими членами Ассоциации разрабатывать ИТ-решения и интегрировать продукты в единые программно-аппаратные комплексы, что ускорит переход организаций Татарстана на полностью российскую ИТ-инфраструктуру.

«В республике мы работаем более 15 лет, за это время осуществили множество внедрений, — говорит Алексей Смирнов, председатель совета директоров „Базальт СПО“. — Здесь колоссальные перспективы и высокий уровень экспертизы местных ИТ-компаний. А чтобы эффективнее работать и быть ближе к партнерам и заказчикам, мы в начале 2024 года открыли представительство в Казани».

АСЦР создана в 2020 году. Сегодня в числе ее участников — ICL, «InnoStage», «Барс Груп», «КАМАЗ», «Татнефть», «Таттелеком» и др.

Справка

«Базальт СПО» («Альт Линукс» до 2015 года) — разработчик линейки российских операционных систем «Альт» для рабочих станций, серверов и построения виртуальной инфраструктуры. ОС служат платформой для ИТ-инфраструктур любого масштаба и сложности; развитие платформы ведется более 20 лет. ОС «Альт» включены в Единый реестр российского ПО. Наличие собственной независимой инфраструктуры разработки обеспечивает развитие самостоятельных операционных систем, а не клонов (деривативов) зарубежных ОС. Компания «Базальт СПО» поддерживает международную команду разработчиков свободного программного обеспечения ALT Linux Team.
В 2023 году ОС «Альт» заняли первое место в первом в России рейтинге российских операционных систем по версии Cnews. www.basealt.ru, [email protected], @basealtspo

Реклама

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: