Если до конца года постановление будет подписано Владимиром Путиным, есть шанс, что спотовая торговля газом возобновится уже после новогодних праздников, а фьючерсные сделки начнутся в первом полугодии.
Из-за противоречий между чиновниками спотовая торговля газом, которая в порядке правительственного эксперимента велась на электронной площадке «Межрегионгаза» (сбытовая «дочка» «Газпрома») в 2006—2008 годах, в нынешнем году не осуществляется. Газовому монополисту было позволено продавать по свободным ценам сначала 5 млрд, а затем 7,5 млрд кубометров газа в год, но не больше, чем реализуют на площадке независимые производители или трейдеры. Сделки заключались с поставкой на месяц, десять дней и сутки вперед.
Биржевая торговля газовыми контрактами в России не практиковалась. Но полтора года назад руководство страны поставило задачу продавать как можно больше углеводородов на бирже. Разработку соответствующих технологий и правил в газовой сфере взял на себя «Газпром», поскольку без гарантий со стороны владельца газотранспортной системы ни одна биржа не сможет подтвердить выполнимость контракта на поставку топлива.
Один высокопоставленный правительственный чиновник любит шутить, что верблюд — это арабский скакун, подвергшийся процедуре межведомственных согласований. Год споров между представителями Минэнерго, Минэкономразвития, Минфина, Федеральной службы по тарифам, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по финансовым рынкам и примкнувшего к ним «Газпрома» о содержании документа, который переведет спотовую торговлю газом из состояния эксперимента на постоянную основу и заложит основу газовой биржи, привел к неожиданным результатам.
Предполагалось, что «Газпром» получит право продавать по свободным ценам 10 млрд кубометров в год. О том, как распределить эти объемы между электронной площадкой и биржей, министерства спорили особенно рьяно. ФСФР требовала большую часть (7,5 млрд кубометров) под свою юрисдикцию. Минэнерго и ФАС настаивали на необходимости оставить большую часть физических объемов на спотовой площадке (как подсказывает мировой опыт) или хотя бы увеличивать биржевой объем постепенно. В результате на одном из последних совещаний было принято экстравагантное решение: в 2010 году до 7,5 млрд кубометров «Газпром» сможет продать на электронной площадке, а еще 5 млрд кубометров зарезервирует для биржевых сделок. Через год на площадку и биржу пойдет по 7,5 млрд кубометров, с 2012 года биржевой объем увеличится до 10 млрд кубометров, а спотовый останется неизменным. То есть «Газпрому» выпало нежданное счастье продавать на 2,5—7,5 млрд кубометров больше по свободным ценам, чем он просил изначально.
В то же время в проекте записано правило жесткого паритета объемов между монополией и независимыми производителями. Концерн имеет право продавать не больше, чем на электронной площадке и бирже реализуют независимые производители. В 2007 году такое правило уже действовало, но на 2008-й чиновники согласились сделать паритет гибким («Газпрому» разрешили превышать объемы независимых на 15\%).
Кто именно будет организатором биржевой торговли газом, если постановление будет подписано, пока неясно. В «Газпроме», по информации «Времени новостей», пока нет явно выраженной позиции по этой теме. Нельзя исключать, что изначально политический вопрос будет и решаться на политическом уровне. Концерн претендует на то, чтобы остаться системным оператором на обеих площадках, так как сторонней организации будет крайне сложно оперативно решать проблемы с доступом к трубе. Очевидно, что в данном вопросе «Газпром» будет стоять насмерть: уступить эти функции значило бы для монополиста высокий риск вмешательства в дела управления газовыми потоками внешними силами.
Есть и еще одна существенная проблема: баланс газа на следующий год уже сформирован и, по информации «Времени новостей», в нем нет объемов, зарезервированных под торговлю с применением биржевых технологий. Конечно, в условиях упадка спроса на газ и наличия свободных мощностей в трубе «Газпрому» и другим игрокам не составит труда увеличить добычу. Вопрос в том, будет ли интерес к торгам у потребителей, которые в этом году зачастую не только не выбирают заказанные ими дополнительные объемы топлива, но и не выполняют обязательства по отбору газа в рамках долгосрочных контрактов. А если будет, то готов ли «Газпром» реализовывать газ на площадке по ценам, близким к регулируемым или даже ниже ставок ФСТ? Ведь и в этом случае концерн рискует нарваться на уменьшение потребления собственного газа, если независимые начнут демпинговать на площадке ради дополнительной выручки и доли на газовом рынке. «Газпрому» в этом случае придется рассчитывать только на добровольно-принудительные соглашения с другими поставщиками об ограничении добычи или введение квотирования на рынке газа со стороны правительства.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: