Купить дешевле, продать дороже — на первый взгляд все просто. Лишь бы рынок двигался в нужном направлении. Можно выходить на рынок часто, а можно пересматривать свой инвестиционный портфель раз в полгода. Это дело принципа. Единственное, не следует делать эмоциональные шаги. В остальном все зависит от Вас и от того, чью сторону Вы предпочтете.
«Быки» и «медведи»
Покупка актива с целью последующей продажи по более высокой цене — типичная стратегия большинства инвесторов. Их именуют «быками». Противоположную позицию держат «медведи». Они продают, в ожидании падения рынка. На Wall Street также выделяют еще два вида: «кабан» (жаден и упрям) и «овца» (пассивна, боязлива и доверчива). Данное деление, разумеется, условно. «Кабанов» и «овец» относят к не определившимся, к тем, кто время от времени может принимать сторону основных участников. Именно взаимодействие инвесторов-«быков» и инвесторов-«медведей» делает рынок.
Падение рынка (или так называемый нисходящий тренд) означает, что продавцов-«медведей» больше, чем покупателей-«быков». Последнее время, с середины января на всех мировых рынках господствовали продажи. Одни фиксировали прибыль после новогоднего «ралли», другие были вынуждены продавать по причине ограничения уровня убытков, и все это на фоне кризисной ситуации в финансовом секторе. Такого на бирже не было с 2001 года — некоторые индексы упали почти на 20\% за несколько дней. Царил «медвежий» рынок.
Между тем, все это можно было использовать. Во-первых, открывая короткие позиции путем маржинальной торговли (продавая одолженные у брокера ценные бумаги), во-вторых, покупая бумаги по привлекательным ценам, ведь фундаментально наши «голубые фишки» недооценены, и мало у кого есть сомнения в том, что рынок вскоре после коррекции восстановится. Как уже наблюдалось, после провала последовал резкий отскок (+5\%). Смысл в чем — то или иное движение рынка определяется соотношением сил, кого больше, продавцов или покупателей. И угадав, кто сильнее в данный момент, можно выиграть.
Вообще, сейчас обретает популярность так называемая торговля волатильностью: при помощи производных финансовых инструментов можно составить как минимум безубыточную стратегию, а при значительных движениях рынка (как вверх, так и вниз) — практически гарантированно получать прибыль.
Инвестор — активный или пассивный?
То, о чем говорилось выше, относится к активным инвесторам — трейдерам. Они совершают сделки как еженедельно, так и ежечасно, то есть довольно часто (бывает, в день порой до тысячи сделок), постоянно наблюдая за котировками. Наиболее удачливые трейдеры могут увеличить свой счет в 20−30 раз (!). Это профессиональные торговцы. Все, что им нужно — это персональный компьютер, выход в интернет, программное обеспечение, предоставляемое брокером. То есть, покупать-продавать, приумножая свой счет, можно как в специальном дилинговом зале у брокера, так и в домашних условиях (либо там, где удобно, при наличии компактного компьютера, КПК, который можно взять с собой везде).
Однако самое главное, что требуется — это время. Трейдеры посвящают своему занятию большую часть дня. Обычный человек, у которого есть работа, не может постоянно сидеть «в рынке» и ловить колебания. У него, к тому же, и нет того опыта, при котором можно с уверенностью и без эмоций совершать сделки. Так что стоит призадуматься — кто Вы на фондовом рынке?
Облегчим задачу, поставив вопрос так: инвестор — активный или пассивный? Активный инвестор по своей сути спекулянт, играющий на краткосрочных движениях цен. Инвестор же в традиционном понимании — это человек, который вкладывает свободные денежные средства на перспективу от 1 года.
Долгосрочная стратегия приносит свои плоды. Практика показывает, что пассивное инвестирование приносит в среднем больший доход, нежели ежесуточная торговля. При этом инвестор не беспокоится за свой счет, постоянно названивая брокеру, а знает, что за периодами спада следуют подъемы, а рынок рано или поздно все равно оценит хорошие активы по достоинству.
Стать пассивным инвестором просто: достаточно купить паи какого-либо паевого инвестиционного фонда (ПИФа) или общего фонда банковского управления (ОФБУ), либо обратившись к услугам доверительного управления. Правда, нужно знать, что ПИФы бывают разные, как и компании, которые ими управляют, различаются по уровню профессионализма. Это требует рассмотрения в рамках отдельной статьи.
Что касается основной темы, интересующей активных инвесторов, TatCenter.ru попросил экспертов прокомментировать нынешнюю ситуацию на рынках.
Камиль Сибгатуллин, начальник аналитического отдела ИК «Элемтэ»:
— Мы не придерживаемся излишне пессимистического взгляда относительно фондового рынка РФ. Внутренних фундаментальных предпосылок для снижения нет, а движение происходит исключительно в связи с излишней (на наш взгляд) межрыночной корреляцией. Добавьте к этому и эмоциональную составляющую, которая полностью оторвана от реальных стоимостей. В настоящий момент наш рынок дает наилучшее соотношение рисквознаграждение для длинных позиций (покупки) акций многих эмитентов, и мы рекомендуем постепенно покупать акции, согласно нашим рекомендациям.
Ростислав Ярошевский, генеральный директор «Успешная управляющая компания Республики Татарстан»:
— Падение фондового рынка началось. Сегодня очень сложно сказать, насколько продолжительным оно будет, так как с причинами, по которым происходит падение (глобальная переоценка кредитных рисков), мировая экономика сталкивалась лет 70 назад. Российский рынок нащупал локальное дно — это уровень 1550 по индексу ММВБ. Если ничего принципиально нового не произойдет, можно ожидать высокой волатильности и восстановления уровней максимумов по индексам только к концу 2008 года.
Ян Арт, финансовый обозреватель:
— Ситуация, судя по всему, довольно надолго. Дело в том, что у мирового кризиса две составляющих — собственно кредитная (межбанк) и фондовая. Первая Россию задела по касательной, поскольку наша банковская система все-таки в меньшей степени «заточена» под западных инвесторов, а в большей — под «родные» корпорации. А вот вторая влияет на Россию по полной, поскольку вся мировая фондовая система «заточена» под Уолл-стрит.
Акции россйиских эмитентов лихорадит, банковских — особенно, поскольку их товар — не нефть и не сырье, а деньги. Акции ВТБ и Сбербанка упали до цены ниже той, по которой их размещали на триумфальных IPO. Понятно, что это не крах, и ситуация в ближайшие дни выправится. Но это явно поставит под большой вопрос существенно расширение участников фондового рынка за счет столь долгожданного «второго эшелона». Обжегшись на молоке — на воду дуют. Думаю, что многие банки и корпорации «средней руки» теперь подумают, прежде чем выходить на фондовый рынок.
Еще одно последствие — кризис нанесет удар по осторожному приходу среднего класса на фондовый рынок (через ПИФы). У нас и так-то очень малая часть населения вкладывала деньги в фондовый рынок, а теперь, когда убедятся, что биржа — отнюдь не Клондайк, будут еще более осторожными и консервативными. И вот это последствие (и экономическое, и социальное) — очень неприятное.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: