Новости
26 Ноября 2004, 15:18

Финансирование малого и среднего бизнеса: мечта о прозрачности

В Торгово-промышленной палате РТ состоялась конференция, посвященная проблемам финансирования малого и среднего бизнеса. Организаторами конференции выступили ТПП, Агентство по развитию предпринимательства, АКБ «Спурт» и Российский банк развития.

Темы, возникающие в треугольнике отношений «бизнес — государство — банки», — предсказуемы, поэтому интересны были не столько они, сколько позиции и предложения докладчиков.

Позиция государства прозвучала в докладах директора Агентства по развитию предпринимательства Г. Сергеевой и начальника отдела инвестиционной и инновационной политики министерства экономики и промышленности РТ Р. Билалова. Из них следует, что государство сворачивает свое участие в кредитовании малого и среднего бизнеса. Выражается это в ликвидации Фонда поддержки предпринимательства, прекращении практики государственных гарантий по кредитам и отмене компенсаций части платежей по процентным ставкам. Правда, в бюджете 2005 года запланировано содействие бизнесу, финансироваться будут технопарки и т. п.

На первый взгляд, государство призывает предпринимателей работать с банками, которые, собственно, и предназначены для кредитования бизнеса. Такой призыв вполне логичен и в идеале должен способствовать установлению понятных и эффективных взаимоотношений между предпринимателями, банками и государством. Однако Г. Сергеева отметила также и ряд проблем, которые не решаются сворачиванием старых государственных проектов для малого и среднего бизнеса.

Во-первых, «очень сложно получить кредит даже при наличии залогового имущества, иногда залог требуют в 2 раза больший, чем сумма кредита». Во-вторых, сроки рассмотрения заявок могут превышать несколько месяцев (а зачастую дыра в бюджете предпринимателя все это время растет, что плохо сказывается на общем самочувствии малого предпринимателя и на той же кредитоспособности). В-третьих, банки дополнительно обуславливают выдачу кредита, например переводом счетов предпринимателя в банк-кредитор. На забавный случай в этом ряду указал г-н Бадыгеев, директор компании «Опткнига»: «Банк требует, чтобы я как физическое лицо подписывался поручителем по кредитам своей фирмы — юридического лица. Я смело подписываю, потому что знаю, что если возникнут проблемы, то моих денег все равно не хватит».

В итоге получается, что столь необходимые предпринимателям «длинные» кредиты могут давать только банки, активно работающие с долгосрочными вкладами населения, у нас в республике — это «Ак Барс» Банк и Сбербанк.

Банкиры, естественно, видят ситуацию по-другому. Российский Банк Развития, содействующий инвестиционной политике Правительства РФ, представил вниманию аудитории двухуровневую схему кредитования малого бизнеса: банк открывает целевые кредитные линии региональным банкам, те распределяют кредиты среди региональных предпринимателей. Средний размер кредита по этой программе составляет 2 млн. рублей, средний срок — 2 года, процентная ставка -17,5\%. В основном кредиты идут в торговлю и услуги. В перспективе представитель банка г-н Корнеев видит установление горизонтальных связей между региональными банками, упрощение процедуры подключения банков к данной программе и консолидацию усилий банков и государственной власти.

Другие представители банковской стороны отношений говорили о том, что кредит вполне можно получить, и процедура рассмотрения заявки запросто укладывается в 1 месяц. В общем виде заинтересованность банков в предпринимателях совершенно ясна. Кредиторам необходимо свои кредитные портфели диверсифицировать и снижать кредитные риски. На конференции не раз звучал тезис о готовности банкиров «выращивать» своего клиента. Интерес предпринимателей тоже не вызывает сомнений. Но для кредитных организаций все упирается в проблему «прозрачности» бизнеса малого и среднего. Банк является нетипичным партнером для малого бизнесмена. Всем остальным контрагентам достаточно истории развития, аккуратного исполнения договоренностей, хорошего соотношения цена/качество и различных «налоговых удобств». А вот банку нужна прозрачность, причем в виде финансовой отчетности по МСФО. Что значат эти четыре буквы, далеко не каждый ПБОЮЛ знает. А вот на международных финансовых рынках эту аббревиатуру знают хорошо. Поэтому докладчик от АКБ «Спурт» и огласил проблему резерва, который создается в банке одновременно с выданным кредитом и представляет собой массы «полумертвых» денег разной величины в зависимости от размера кредита. Чем больше эти массы, тем хуже отчетность по МСФО уже не у малого предпринимателя, а у банка.

Поэтому АКБ «Спурт», приветствуя предпринимательскую активность, рекомендует малым бизнесменам никогда не показывать в отчетности убытки даже в 1000 рублей, не оптимизировать налогообложение, и все активы предприятия «вешать» на баланс, повышая таким образом капитализацию. Плюс обозначилась перспектива внедрения скоринга — автоматизированного рассмотрения заявки на кредит. Все это предлагается делать, потому что, как выразился г-н Рылов, заместитель председателя правления АКБ «Спурт», «прозрачность всегда вызывает меньше вопросов» и «отбеливание становится инструментом развития бизнеса».

Сильный аргумент, конечно, но для малых предпринимателей это означает дилемму, которую озвучил в своем докладе президент центра микрофинансирования, советник главного федерального инспектора П. Сигал: либо предприниматель достигает необходимой прозрачности и получает кредиты, либо он оптимизирует налоги и получает «непрозрачную» прибыль, при которой он согласен заниматься своим бизнесом. Что делать, когда нужно то и другое? На эту тему было несколько рекомендаций от председателя административного совета ТПП А. Таркаева и несколько сожалений от генерального директора ОАО «СО «Талисман» В. Федоренкова.

Сожаления представителя страховщиков касались декларативности заявлений государства и банков о необходимости развития малого бизнеса. На деле сворачиваются хорошие программы государственных гарантий. Создаются, конечно, какие-то новые формы в виде инвестиционно-венчурного и страхового залогового фондов, но как они будут работать — неясно. Например, среди источников наполнения страхового фонда указаны добровольные пожертвования, а добровольность пожертвований — большая редкость, и берут их обычно с тех же бизнесменов. А инструкция № 254 для банков является, по сути, запретом для кредитования малого бизнеса.

Однако А. Таркаев заверил, что «жизнеспособный бизнес или проект так или иначе получает деньги». Но малый бизнес сегодня в принципе не клиент банка. Средний гражданин в основном не может взять кредит. А при этом «интереснее всего проектное финансирование», что требует существования венчурных фондов, которых сегодня нет. При финансировании проектов, по мнению г-на Таркаева, встает не проблема прозрачности, а проблема разрыва между двумя типами знаний: экономическими знаниями и инженерно-техническими. Молодые люди, работающие в банках, хорошо понимая экономические аспекты проекта, не могут оценить его инженерно-технический замысел. Отсюда вытекают рекомендации представителя ТПП: предпринимателям свои идеи в «инновационные места» не нести, искать специализированные банки, а банкам специализироваться. Если заняться прямо сейчас, то через 2−3 года можно получить хорошие экспертные команды, если не заниматься, то через 5−7 лет после прерывания связки учитель-ученик в научных учреждениях проектов просто не будет, и финансировать будет нечего.

Важный призыв также содержало выступление руководителя Некоммерческого партнерства «Бюро кредитных историй» Р. Сафиуллина: «Хотелось бы, чтобы у банков и предпринимателей была стратегия, чтобы они заботились о кредитной истории раньше, чем она понадобится».

Ощущения малого и среднего бизнеса сформулировал г-н Бадыгеев: «Понятно, что спасение утопающего — дело рук самого утопающего, но хотелось бы, чтобы научили плавать». Вероятно, малому бизнесу иногда кажется, что гораздо лучше не научиться плавать, а научиться быть банком или государством. На самом деле этот вроде бы безличный вопрос становится очень личным при выборе профессии и жизненной позиции молодым поколением жителей республики. И очень важно, чтобы стремление к самостоятельности и ответственности не проигрывало понятной тяге к комфорту и достатку. Хочется верить, что та необходимая и продуктивная дискуссия, которая была развернута в ТПП в четверг, нашла свое продолжение не только в дальнейших дискуссиях, но и в практике взаимоотношений.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: