Новости
26 Мая 2014, 11:00

Фестиваль «Белая сирень»: классика, эмоции и любовь в Казани

В минувшие выходные на сцене БКЗ им. С. Сайдашева витал аромат сирени — состоялось открытие IV международного фестиваля им. С. Рахманинова «Белая сирень». На ближайшие две недели классическая музыка снова оказалась в центре внимания казанских слушателей. О том, как прошел первый концерт — репортаж портала TatCenter.ru.

Букеты сирени — для придания атмосферы

Помимо самой главной героини — музыки — основным украшением вечера стали букеты белой сирени — самые любимые цветы Сергея Рахманинова. Есть красивая история о том, как на каждом концерте Рахманинову передавали букет этих цветов от «тайной поклонницы» — она знала, что музыкант без ума от аромата сирени, и специально отправляла ему цветы. В этом году государственный симфонический оркестр решил привнести что-то новое в фестиваль и заставил край сцены большими букетами… конечно же, белой сирени, и на протяжении всего представления в зале витал приятный цветочный аромат.

Первый концерт, открывающий музыкальный фестиваль, был полностью отдан приглашенным гостям — ими стали пианисты Вадим Руденко, Рустем Хайрутдинов и дирижер Кен-Дэвид Мазур. Как обычно, аккомпанировал во всех произведениях Государственный симфонический оркестр РТ.

Началось первое отделение крайне возвышенно — оркестр сыграл «Торжественный коронационный марш» Чайковского. Слушатели смогли почувствовать себя королями, королевами — настолько красиво и празднично звучит этот марш, да еще в живом исполнении. Было, честно, удивление у зрителей, когда читали программку концерта — как это, фестиваль Рахманинова открывают музыкой Чайковского? Но когда заиграла музыка, все сомнения отпали — это действительно лучшее произведение для мощного и красивого старта фестивальной программы. Словно организаторы и правда обратились к своим любимым слушателям как к королям — всё для вас, всё ради вас.

Это настроение сохранялось на протяжении всего вечера, а все потому, что лучшие исполнители играли самые красивые концертные произведения. В первом отделении своим мастерством и профессионализмом поразил зрителей пианист Вадим Руденко, он исполнил с оркестром (весь вечер оркестром дирижировал Кен-Дэвид Мазур) «Концерт № 2 для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова. Плавные, лиричные звуки переходили в загадочные и напряженные, заставляя сопереживать лирическому герою и одновременно восторгаться красотой звучания фортепиано и симфонического оркестра РТ. Когда закончилось исполнение, зрители с удовольствием вручали букеты пианисту, который смог затронуть частичку души каждого из них и помог приобщиться к произведению гениального композитора. К сожалению, пообщаться с Вадимом Руденко не удалось, сразу же после выступления он улетел в Москву.

«Я не имею права здесь играть плохо»

Продолжая расширять границы фестиваля, «Белая сирень» приглашает лучших музыкантов со всего мира. Во втором отделении концерта солистом был Рустем Хайрутдинов — профессор Лондонской королевской академии музыки, уроженец Казани, сейчас живет в Великобритании. Рустем Хайрутдинов исполнил «Концерт-фантазию для фортепиано с оркестром» П.И. Чайковского вместе с симфоническим оркестром. Таинственная, загадочная и в то же время живая, красочная мелодия была встречена залом на «ура» — и правда, шанс увидеть выдающегося мирового пианиста, никуда не выезжая, — большая удача. Благодарные слушатели не переставали аплодировать музыканту, пока тот не вышел снова и не сыграл им на «бис». Примечательно, что среди букетов от зрителей тоже были букеты из сирени — так символично и тепло воспринимают казанцы фестивальное название и память о Рахманинове.

После концерта нам удалось пообщаться с музыкантом и узнать, что он думает об оркестре, как относится к Казани и к классической музыке.

— Сегодня вы исполняли Концерт-фантазию Чайковского, а насколько Вам присуще это — фантазировать: какие у вас самые любимые или самые смелые фантазии?

— Вы знаете, я долгие годы не фантазировал, и назвать себя «фантазером» не могу. Не знаю, насколько у меня развито воображение и фантазия. Конечно, они у меня есть, поскольку я артист, но не так давно я осознал один закон Вселенной, который работает на все сто процентов: то, о чем мы думаем и визуализируем, становится нашей жизнью. Я просто думаю о той жизни, которую я хочу, — наверное, это и есть мои фантазии.

— Насколько приятно возвращаться в Казань, на свою родину, и какие чувства вызывает город у вас сейчас?

— Очень, чрезвычайно приятно! И это не просто красивые слова. Чувства — двоякие. С одной стороны, чувство огромной ответственности — потому что меня пришли слушать многие люди, которые меня знали с раннего возраста, они присутствовали сегодня в зале. Мне не хотелось подвести ни себя, ни их. С другой стороны, это огромная психологическая нагрузка — играть в своем родном городе. Мне гораздо легче играть в Америке или в Японии, чем в Казани. Это не нервы, а, скорее, эмоциональное напряжение. Я не имею права здесь играть плохо.

Музыкант часто бывает в Казани, приезжает к родственникам — его родители живут здесь, а в этот раз Рустем Хайрутдинов привез жену и сына. По его признанию, этот концерт в Казани — первое его выступление в родном городе за многие годы, и пианист очень признателен Александру Сладковскому за приглашение на фестиваль.

— Тяжело или легко играть с симфоническим оркестром РТ?

— Легко, потому что они всячески стараются меня поддержать. Это невыразимое чувство, меня очень тронуло их отношение. А играть с оркестром, в котором есть люди, с кем вместе учились в школе, — это непередаваемо. Особенно, когда музыканты открыто выражают свою радость от того, как я играю. Уровень профессионализма оркестра — высочайший. То, что они накануне моего выступления играли с Доминго, само за себя говорит — он не стал бы играть со второсортным оркестром.

— Что для Вас фестиваль «Белая сирень»?

— Для меня это колоссальное совпадение, потому что Рахманинов — мой любимейший композитор. Сергей Рахманинов — это композитор, с которого у меня началась страсть к классической музыке, и она никогда не пропадала и не закончилась до сих пор. Я продолжаю любить его и его музыку самой глубокой любовью. И играть на фестивале его имени — для меня очень дорого.

— Как Вы воспринимаете фортепиано: как инструмент или как друга, помощника?

— Фортепиано — это и инструмент, и мой работодатель, и мой рабовладелец, и, можно даже сказать, моя любовница. Все вместе — это моя жизнь.

— Сложно ли с помощью музыки, звуков передать слушателям то, что задумывал композитор — например, переживания, радость, любовь?

— Это может зависеть от публики. А она состоит из индивидуальных людей. Если кто-то из них приходит, чтобы просто насладиться техникой, то они получат удовольствие на этом уровне. А есть люди, которые приходят с совершенно открытым сознанием, не знают, чего ждать, — и они могут быть тронуты за самые глубинные струны своей души. Может быть, они вынесут из этого концерта гораздо больше, чем те, которые пришли посмотреть на пианиста, который очень быстро играет. Но также от нас, исполнителей, зависит это. Когда я играю, я стараюсь через музыку общаться с публикой, что-то ей рассказывать — передавать свой жизненный опыт и частичку опыта того композитора, который написал произведение.

— Как Вы думаете, может ли классическая музыка как-то изменить людей, изменить наше будущее?

— Несомненно. Я думаю, что классическая музыка — единственная, которая может по-настоящему изменить каждого человека в отдельности. Я с огромным удовольствием слушаю джаз, популярную музыку высочайшего уровня (ее не показывают по телевидению, т. к она достаточно не из дешевых). Но та музыка существует, скорее, чтобы дарить радость. Популярная — более доходчивая, понятная. Классическая музыка немного сложнее, но в то же время, когда ее понимаешь, она дает человеку гораздо больше, она может действительно его изменить.

— Какое место должен отдавать классической музыке человек, чтобы считать себя культурным человеком?

— Думаю, что самое первое. Я иногда спрашиваю у людей — «Вы любите есть сэндвичи?». Они говорят: «Да, любим». Я тоже очень люблю. А теперь я задам им другой вопрос: «Вы хотели бы есть сэндвичи всю свою жизнь?». Они отвечают отрицательно, и правильно — им хотелось бы иногда пойти в прекрасный ресторан с утонченной кухней, чтобы ощутить совершенно потрясающий вкус, чтобы насладиться кулинарным искусством. Так же и классическая музыка — я иногда с огромным удовольствием ем сэндвичи (т.е. популярную музыку, — авт.), я не могу все время питаться только в шестизвездочном ресторане (слушать классическую музыку, — авт.), но я убежден, что классическая музыка — одна из тех сил, которые движут человечество. По правде, классическую музыку очень легко понимать — просто надо быть открытым к ней, слушать ее чаще, и тогда какие-то «поры» открываются. Мы же жизнь стараемся понять, хоть она и сложная, — так же и с классической музыкой.

Фестиваль классической музыки «Белая сирень», который проводит Государственный симфонический оркестр РТ под руководством Александра Сладковского, продолжится в Казани еще тремя концертами. 28 мая на сцене выступит Александр Торадзе с произведением С. Прокофьева, 5 июня Денис Мацуев презентует новый рояль оркестра и исполнит на нем концерт для фортепиано с оркестром № 1 Рахманинова, а 6 июня академический большой хор «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича исполнит с оркестром фантазии, поэмы и русские песни.

Культурный журналист

Тимур Давлетшин

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: