Новости
08 Сентября 2020, 16:30

Фермеров Татарстана позвали в онлайн и на ярмарки в гипермаркетах

Локальным производителям сельхозпродукции зайти в федеральные сети сложно, но можно. Работающие в республике ритейлеры в ходе онлайн-форума «100% Татарстан» рассказали, какие товары хотели бы видеть на полках и как местным фермерам угодить потребителям.

Изменить продуктовую корзину и развивать культуру здорового питания

В Татарстане сформировалась прямая связь между наличием на полках магазинов местной продукции и здоровым образом жизни. Тенденцию отмечает глава крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) Алена Белоглазова.

«Наш рынок — это наш регион, чем меньше логистики, тем выгоднее и производителю, и покупателю. Чем быстрее происходит реализация фермерской продукции, тем меньше возникает соблазна добавить в продукт консерванты. А значит, если мы можем производить и продавать в своем регионе, то готовы предложить потребителю более свежие и качественные продукты», — подчеркивает она.

Для развития локальным производителям нужна господдержка. Сейчас зайти в федеральные сети мелким фермерам может помочь объединение в кооперативы, убежден глава минсельхозпрода РТ Марат Заббаров. Продукцию будет легче продвигать, кроме того, кооперативы уже сейчас могут претендовать на инструменты финансовой поддержки, отмечает он. Но специальной программы для формирования и развития культуры здорового потребления в стране и республике нет.

«Тенденция последних лет заключается в том, что объемы производства и выручки растут, а розничная цена продукции категории „фреш“, такой как свежее молоко и охлажденное мясо, падает. Потребитель хочет видеть невысокую цену. Но в этом направлении должна быть и определенная государственная политика, программа, направленная на повышение спроса на полезные продукты, прививающая культуру потребления свежей продукции», — говорит гендиректор холдинга «Агросила» Светлана Барсукова.

Изменить ситуацию могла бы корректировка продуктовой корзины. Она многие годы не менялась, что не устраивает уже и экономистов, и медицинских работников. «Потребительская корзина узкая и не включает продуктов, обеспечивающих здоровое питание, — признает депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов. — Выходом может стать изменение прожиточного минимума и расширение продуктовой корзины. Тогда удалось бы скорректировать и программы господдержки фермеров».

Сети готовы принять нишевые товары

Торговые сети говорят, что на их полках достаточно местной продукции. Но они не против расширения ассортимента. По словам представителя «Ашан Ритейл Россия» Валентины Михайловой, на полках гипермаркетов сети 80% хлебобулочной продукции — татарстанского производства, а половину «молочки» и гастрономии, которые можно купить в магазинах, поставляют локальные производители.

Потенциал расширения сотрудничества Михайлова видит в собственном производстве «Ашана». Компании из Татарстана уже зашли в этот сегмент. Так, мамадышские сыры под брендом «Азбука сыра» и продукцию ЗМК продают в гипермаркетах сети по всей стране. В планах ритейлера — развивать новый формат сотрудничества с фермерами: ярмарки на площадках гипермаркетов.

«Если говорить о запросах сети к местным производителям, то нас интересует нишевая продукция. Примером может служить Сернурский завод, занявший нишу в производстве молока и сыров. Мы ждем таких же производителей из Татарстана. Нам нужна тепличная продукция. Из мясной — баранина, деликатесы из конины, продукция из индейки, мясо кролика, живая рыба — то есть то, что здесь произведут и в течение суток поставят в магазины», — поясняет Михайлова и рекомендует производителям не пренебрегать форматом дегустаций и уделять внимание упаковке товара.

Фермерам пора в онлайн

Торговая сеть «Вкусвилл», реализующая продукцию под собственным брендом, в Татарстане уже отобрала для сотрудничества ряд поставщиков. В их числе — Казанский хлебозавод № 3, Фабрика здоровых продуктов, на стадии проработки — поставки продукции АПК «Камский». В рамках проекта «Региональная полка» в магазинах сети представлена продукция «Бахетле», «Тэмле» и «Агросилы», рассказывает Нурлан Жумабаев. Представитель «Вкусвилл» отмечает, что в ближайшем будущем на полках сети появится и продукция фермеров — о сотрудничестве удалось договориться с онлайн-рынком фермерских товаров короваму.рф.

«Для локальных производителей это возможность серьезно увеличить товарооборот и прибыть, т.к. заходя на региональный рынок „Вкусвилл“, поставщик заходит на всю сеть по РФ», — отмечает Жумабаев.

Фрешевая и фермерская продукция, кстати, хорошо продается и в интернете. И это еще один канал сбыта для местных сельхозпроизводителей. Представитель Ozon Рустем Касимов рассказывает, что в Москве с 2019 года наиболее быстрыми темпами растут продажи со срочной и сверхсрочной доставкой свежих продуктов. В ближайшие месяцы эта модель шагнет за пределы российской столицы, и не исключено, что одной из площадок апробации формата станет Казань.

Нина Максимова

Конференции
05 Декабря 2025, 09:00

Бизнес в 2026 году: новые вызовы, взаимодействие с государством и пути развития

Эксперты и читатели TatCenter 16 декабря обсудят наиболее значимые инфоповоды в экономике и предстоящие изменения законодательства, которые могут повлиять на развитие бизнеса.

В 2026 году вступают в силу важные изменения в законодательстве, которые затронут ключевые аспекты ведения бизнеса в России. Среди них — перестройка налоговой системы, дальнейшее развитие регулирования финансовых рынков, включая ПИФ и эскроу-счета, новые условия кредитования МСБ, изменения в сфере недвижимости, связанные с нововведениями в налоговой политике, ипотечном кредитовании, строительстве и технологиях.

По данным Банка России, в октябре 2025 года индикатор бизнес-климата составил 2,6 пункта против 1,2 пункта в сентябре. Базовая инфляция ускорилась до 4,7%, а темпы экономической активности продолжили снижаться. Ключевая ставка остается на высоком уровне, что сдерживает инвестиционную активность и делает заемные средства дорогими.

Эти и другие инфоповоды станут серьезным испытанием для компаний, особенно в условиях сложной геополитической и макроэкономической обстановки. Успешная адаптация потребует от предпринимателей не только четкого понимания новых правил, но и стратегического пересмотра бизнес-моделей, управления рисками, изменения подходов взаимодействия с государством и клиентами.

16 декабря в рамках онлайн-конференции эксперты в сфере экономики и бизнеса обсудят текущую экономическую ситуацию, перспективу развития предпринимательства и существующие меры поддержки государства — альтернативные источники поддержки бизнеса.

Эксперты конференции

Трансляция конференции

Ильдар Фазылов

— Какие альтернативные источники поддержки бизнеса существуют в Татарстане, помимо государственных?

Айгуль Хакимова

— Какие изменения в налоговом законодательстве, ожидаемые в 2026 году, могут наиболее существенно повлиять на рентабельность малого бизнеса в Татарстане — и какие из них требуют срочной адаптации?

Читатель из Зеленодольска

— Какие изменения в демографическом и потребительском поведении требуют от МСП пересмотра ассортимента, форматов обслуживания или каналов продаж? Есть ли риски при игнорирование этих трендов в 2026 году?

Дамир Зарипов

— Каким будет следующий год для рынка труда и экономики в целом?

Инвестор, Казань

— Как могут сказаться на ресурсах МСП введение новых форм нефинансовой отчетности, например, по цифровой грамотности, устойчивому развитию или социальной активности, которые могут стать обязательными для МСП при участии в госпрограммах или конкурсах в 2026 году?

Гузель Сабирова

— Каковы перспективы формирования полноценного рынка объектов интеллектуальной собственности?

Вопрос Абдулганиеву Ф.

— Какие темы обращений в Ваш адрес сейчас выходят на первое место, а какие перестают быть актуальными? Как они решаются?

Сергей

— Насколько эффективно сегодня выстроено взаимодействие между МСП и профессиональными образовательными организациями в Татарстане?

Вопрос о странах-партнерах

— Какие направления партнерства с азиатскими странами, в том числе с Китаем, являются в настоящее время перспективными для бизнеса?

Рамис, Иннополис

— Какие правовые или институциональные изменения позволили бы превратить колледжи и техникумы в реальные центры поддержки малого бизнеса (кадры, инжиниринг, тестирование продуктов)?

Вопрос о логистике

— Каковы возможности логистического обеспечения перестройки глобальных международных связей российского и татарстанского бизнеса? Каково развитие ранее принятых решений по формированию сети международных транспортных коридоров, в том числе проходящих через территорию Республики Татарстан?

МСП

— Как может повлиять на малый и средний бизнес введение в обращение цифрового рубля?

Начинающий предприниматель

— Можно ли в 2026 году ожидать существенного снижения инфляции и процентных ставок? Повлияет ли динамика инфляции и ставок на малый бизнес?

Ринат Гараев

— Агропромышленный сектор экономики в стране и республике активно развивается. Поддерживается государством, инвестиции направляются на увеличение объемов производства и переработку сельхозпродукции. А какие есть свободные ниши для смежного бизнеса в агропроме, которые востребованы в наши дни?

Об изменениях

— 1 марта 2026 года вводятся новые требования по обязательному дублированию иностранной информации на русском языке, особенно в сфере торговли и услуг? Что вы посоветуете предпринять к этому времени, чтобы к этому времени постараться адаптироваться?

Рамиль Сафин

— Каковы возможности вовлечения сельскохозяйственного и промышленного бизнеса в производство органической (экологически чистой) продукции? Какова в целом перспектива этого направления в России в целом, и в Республике Татарстан в частности?

Форма для вопросов

Ваш вопрос принят.

Эксперты отберут лучшие вопросы и ответят на них во время конференции.

Что-то пошло не так!

Пожалуйста, повторите попытку.
Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: