Изменить продуктовую корзину и развивать культуру здорового питания
В Татарстане сформировалась прямая связь между наличием на полках магазинов местной продукции и здоровым образом жизни. Тенденцию отмечает глава крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) Алена Белоглазова.
Для развития локальным производителям нужна господдержка. Сейчас зайти в федеральные сети мелким фермерам может помочь объединение в кооперативы, убежден глава минсельхозпрода РТ Марат Заббаров. Продукцию будет легче продвигать, кроме того, кооперативы уже сейчас могут претендовать на инструменты финансовой поддержки, отмечает он. Но специальной программы для формирования и развития культуры здорового потребления в стране и республике нет.
Изменить ситуацию могла бы корректировка продуктовой корзины. Она многие годы не менялась, что не устраивает уже и экономистов, и медицинских работников. «Потребительская корзина узкая и не включает продуктов, обеспечивающих здоровое питание, — признает депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов. — Выходом может стать изменение прожиточного минимума и расширение продуктовой корзины. Тогда удалось бы скорректировать и программы господдержки фермеров».
Сети готовы принять нишевые товары
Торговые сети говорят, что на их полках достаточно местной продукции. Но они не против расширения ассортимента. По словам представителя «Ашан Ритейл Россия» Валентины Михайловой, на полках гипермаркетов сети 80% хлебобулочной продукции — татарстанского производства, а половину «молочки» и гастрономии, которые можно купить в магазинах, поставляют локальные производители.
Потенциал расширения сотрудничества Михайлова видит в собственном производстве «Ашана». Компании из Татарстана уже зашли в этот сегмент. Так, мамадышские сыры под брендом «Азбука сыра» и продукцию ЗМК продают в гипермаркетах сети по всей стране. В планах ритейлера — развивать новый формат сотрудничества с фермерами: ярмарки на площадках гипермаркетов.
Фермерам пора в онлайн
Торговая сеть «Вкусвилл», реализующая продукцию под собственным брендом, в Татарстане уже отобрала для сотрудничества ряд поставщиков. В их числе — Казанский хлебозавод № 3, Фабрика здоровых продуктов, на стадии проработки — поставки продукции АПК «Камский». В рамках проекта «Региональная полка» в магазинах сети представлена продукция «Бахетле», «Тэмле» и «Агросилы», рассказывает Нурлан Жумабаев. Представитель «Вкусвилл» отмечает, что в ближайшем будущем на полках сети появится и продукция фермеров — о сотрудничестве удалось договориться с онлайн-рынком фермерских товаров короваму.рф.
Фрешевая и фермерская продукция, кстати, хорошо продается и в интернете. И это еще один канал сбыта для местных сельхозпроизводителей. Представитель Ozon Рустем Касимов рассказывает, что в Москве с 2019 года наиболее быстрыми темпами растут продажи со срочной и сверхсрочной доставкой свежих продуктов. В ближайшие месяцы эта модель шагнет за пределы российской столицы, и не исключено, что одной из площадок апробации формата станет Казань.
Нина Максимова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: