В ходе исследования было выяснено, что ни одна из опрошенных компаний не планирует снижать размер заработных плат или сокращать сотрудников. В то же время увеличением оклада озабочено 73\% компаний, а увеличением численности штата — 82\%.
90\% компаний-респондентов фиксируют заработные платы в рублях, при этом ни одна компания не изменила валюту, в которой фиксируется заработная плата. Средний процент увеличения окладов для работников в 2009 году — 11,2\%. 81\% компаний заявили о том, что не меняют принципы выплаты бонусов в 2009 году.
Если рассматривать намерения работодателей более внимательно — по наиболее распространенным позициям фармацевтического сектора — можно отметить, что больше всего вырос размер заработной платы с августа 2008 года у медицинского советника (на 16\%), далее следуют госпитальный медицинский представитель (13\%), специалист по регистрации (13\%), региональный менеджер по продажам (10\%), медицинский представитель (10\%), специалист по клиническим исследованиям (7\%), менеджер по продукту (4\%).
Согласно проведенному опросу среди кандидатов, работающих и рассматривающих предложения в фармацевтическом секторе, 65\% респондентов считают фармацевтическую отрасль наиболее стабильной в сравнении с другими секторами. 23\% считают, что она ничем не отличается, 8\% менее уверены в ее стабильности, а 4\% полагают, что есть и другие стабильные отрасли.
Среди наиболее значимых факторов, побуждающих сотрудников к смене работодателя, кандидаты указали: заработную плату (23\% опрошенных); должностной функционал (19\%); карьерные возможности (15\%); стабильность компании (15\%); репутацию компании (14\%); атмосферу в коллективе (9\%); расположение офиса (4\%).
Вопрос «Как изменилась ваша фиксированная заработная плата за последние 3−4 месяца?» показал, что у 68\% респондентов размер заработной платы не изменился; 23\% отметили рост и только у 9\% она сократилась. «Как изменился размер ваших бонусов за последние 3−4 месяца?» — у 58\% опрошенных размер бонусов не изменился; у 29\% он сократился; у 13\% вырос. «Как изменился размер других льгот, предоставляемых компанией?» — у 68\% опрошенных размер льгот не изменился; у 10\% он вырос; у 7\% понизился; 15\% сетуют на полную отмену некоторых льгот.
«Как кризисная ситуация влияет на вашу работу?» — 66\% респондентов отмечают, что работают в обычном режиме; 28\% ощутили возросшую на себя нагрузку; 6\% наоборот почувствовали ее снижение. «Как изменится ваша работа в случае, если компания предпримет непопулярные меры по оптимизации затрат на персонал?» — 49\% опрошенных кандидатов утверждают, что приложат к работе дополнительные усилия; 43\% будут работать как прежде; 3\% будут работать меньше.
Наиболее значимые изменения в структуре затрат на персонал в 2009 году:
- Отмене либо частичному сокращению подверглись: корпоративные мероприятия (82\% опрошенных компаний); затраты на рекрутмент (45\%); представительские расходы (45\%); затраты на командировки (27\%); мобильная связь (18\%); тренинги (18\%); страхование жизни или от несчастных случаев (9\%).
- Без изменений: изменение продолжительности рабочего времени (100\% компаний); изменение размеров бонусов (81\%).
- Увеличен бюджет на: новый персонал (82\% компаний); зарплаты (73\%); затраты на командировки (36\%); затраты на автомобиль (27\%); тренинги (27\%); ДМС (18\%).
Александра Лебедева, руководитель отделения Kelly Services в Казани:
— Фармацевтический сектор один из немногих кто не ощутил на себе влияния нынешней экономической ситуации. Компании продолжают набирать персонал, на рынок выводятся новые продукты, идет укрепление позиций существующего портфеля препаратов. В самом начале 2009 года на фармацевтическом рынке труда в Татарстане можно было наблюдать замедление темпов подбора специалистов.
Однако уже в феврале-мае компании вновь активизировали свои усилия по привлечению медицинских представителей. Из-за прошедших слияний и поглощений в компаниях происходит сегментация продуктов, и появляется потребность в дополнительном наборе персонала. Эта ситуация благоприятна и для сотрудников компании, так как предоставляет возможность для карьерного роста внутри компании.
В исследовании, проведенном в марте-апреле 2009 года в крупнейших городах России, приняли участие 11 ведущих западных фармацевтических компаний, а также более 200 кандидатов из фарминдустрии.
Справка | ||
Kelly Services — мировой лидер в области предоставления эффективных кадровых решений международным компаниям, 95\% которых входят в список 500 крупнейших компаний журнала Fortune. Ежегодно Kelly Services предоставляет возможности для развития карьеры более чем 750 000 специалистов и услуги по подбору персонала для более 215 000 компаний через 2 600 офисов Kelly Services в 38 странах мира. В России Kelly Services работает с 1993 года и сегодня представлена во всех регионах России. Kelly Services предлагает широкий спектр услуг: подбор постоянного персонала, предоставление и администрирование временного персонала, вывод персонала за штат, оценка и обучение персонала, HR-консалтинг и аутсорсинг. | ||
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: