Из-за смещения спроса в более доступные сегменты доля покупаемых машин стоимостью до $ 10 тыс. увеличилась почти втрое, до 35,2%. А бывшая некогда самой популярной ниша $ 10−20 тыс. сократилась с 45 до 25,7%.
Как посчитало аналитическое агентство «Автостат», за первые шесть месяцев 2009 года в России было продано более 728 тыс. легковых автомобилей, что на 48,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем рынка в денежном выражении составил около $ 13,6 млрд. Почти 26,7% проданных машин — отечественные, и их доля в целом по рынку выросла на 1,2%. В долларовом выражении за январь-июнь этого года средняя цена нового автомобиля в России снизилась на 19,2%, до $ 18 тыс. Если же рассматривать только новые иномарки, то падение составило 16% (до $ 22,2 тыс.).
Одна из главных причин падения рынка — сокращение на 80% выдаваемых автокредитов. По оценке агентства, в кредит за первые шесть месяцев этого года реализовано около 130−150 тыс. машин. В результате наряду с увеличением розничной стоимости автомобилей, номинированной в рублях, практически всем автопроизводителям пришлось активно использовали скидки, бонусы и специальные акции.
Наиболее доступна продукция АвтоВАЗа: средняя стоимость автомобилей составила $ 6,8 тыс. (по средневзвешенном курсу за полугодие — 33,27 рубля за доллар). А вазовские автомобили «классического» семейства вновь вернулись в диапазон до $ 6 тыс., при том что в 2008 году таких цен вообще не было. В результате на «классику» приходится 5% рынка, продажи других отечественных марок составляют менее 2%.
Существенно выросли объемы продаж в сегменте машин стоимостью от $ 6 тыс. до 10 тыс. По итогам января-июня на него приходилось чуть более 30% рынка, тогда как по итогам 2008 года лишь 12,6% рынка. При этом в сегмент теперь попадают как вазовские топ-модели, так и ряд бюджетных иномарок. А вот бывшему некогда наиболее массовым сегменту машин стоимостью от $ 10 до 20 тыс. не повезло. Если в прошлом году на него приходилось более 45% рынка, то к июню этого года он сократился до 25,7%. Но, несмотря на смещение спроса в сторону более дешевых машин (до $ 20 тыс.), продажи которых теперь суммарно занимают 60,9% рынка, в денежном выражении на этот сегмент приходится только лишь 31,2%. В дорогих сегментах изменения рыночной доли практически не произошло.
Между тем, как отмечает директор по развитию бизнеса Auto-dealer.ru Олег Дацкив, снижение спроса вкупе с его смещением в сторону бюджетных автомобилей еще больше съедает маржу производителей и дилеров. Кроме того, это порождает и меньшую востребованность в автокредитовании. «Стараясь завлечь покупателя, производители переходят к ценовым войнам, дотируя стоимость машин порой себе в убыток, но стараются зарабатывать на опциях, которых теперь предлагается все больше и больше», — отмечает он. Это добавляет работы дилерам. «Мы очень тщательно подходим к производственным заказам, выбираем наиболее востребованные комплектации, находим альтернативные варианты более бюджетного опциона», — говорит управляющий директор розничного подразделения «Рольф» Сергей Щербинин.
В этой ситуации подспорьем для дилеров может стать рынок подержанных автомобилей, поставленных за время бума 2005−2008 годов. «Бизнес по продаже подержанных автомобилей мы запустили еще до кризиса и сейчас поддерживаем его путем запуска новых услуг для клиентов — внедрили программу страхования автомобилей с пробегом, специальную схему обмена автомобилей для юридических лиц», — отмечает г-н Щербинин.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: