Новости
23 Ноября 2004, 09:15

Езда — как по маслу

Сегодня в мире насчитывается всего 5 компаний, владеющих технологией производства базовой синтетической основы полиальфаолефиновых масел. Теперь в их число входит и ООО «Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл», построившее в 2003 году Нижнекамский завод синтетических масел — первое в РФ предприятие, обеспечивающее полный технологический цикл от создания базовой синтетической основы полиальфаолефиновых масел до выпуска широкой гаммы готовой продукции.

Научной общественностью этот факт расценивается как мощный прорыв России в область высоких нефтехимических технологий, не уступающей по своей значимости выходу человека в открытый космос.

О моторных маслах нового поколения идет речь в интервью с главным инженером Нижнекамского завода синтетических масел Владимиром Шамсутдиновым.

Своим рождением Нижнекамский завод синтетических масел обязан союзу отечественной науки и практики: новейшую технологию олигомеризации разработал Институт проблем химической физики РАН. А внедрение ноу-хау стало возможным благодаря тандему ОАО «Татнефть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим», выступившему в роли главного инвестора данного проекта и учредителей ООО «Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл» (доля нефтяной компании — 74%, нефтехимической — 26%).

Сырьем для производства базовой основы — полиальфаолефинов является фракция С10 (децен-1), вырабатываемая заводом олигомеров ОАО «Нижнекамскнефтехим»). Нижнекамский завод СМ производит сегодня базовые полиальфаолефиновые масла (ПАОМ) 11 модификаций, на основе которых выпускаются товарные моторные полусинтетические всесезонные масла серии «Татнефть-Прогресс» и «Татнефть-Профи», а также синтетическое холодильное масло ХС-40, синтетическое масло М-9С и трансмиссионное полусинтетическое масло «Татнефть ТМ-5−18».

Владимир Гарафович, уместна ли поговорка «кашу маслом не испортишь» применительно к современной технике?

Думаю, что да, поскольку моторные масла предотвращают коррозию металлов, существенно повышая тем самым степень эксплуатационной надежности механизмов, снижают расход топлива и токсичность выхлопных газов. В то же время интенсивное развитие техники, создание новых типов мощных двигателей, сложных приборов и машин сопровождается повышением требований к смазочным материалам разных типов. И чаша весов здесь все больше склоняется в сторону масел на синтетической и полусинтетической основе, которые по целому ряду параметров значительно превосходят моторные масла на минеральной основе.

В чем заключаются главные преимущества синтетических моторных масел?

Во-первых, срок эксплуатации масел на основе синтетики и полусинтетики в 2−3 раза больше их минеральных аналогов. Во-вторых, они предназначены для эксплуатации автотехники при температурах окружающей среды от минус 40 ОС до плюс 50 О. Это свойство синтетики и полусинтетики, пожалуй, самое ценное для нашей климатической зоны, поскольку моторные масла на их основе обеспечивают холодный запуск двигателя при минусовой температуре, существенно снижая тем самым риск досрочно «посадить» аккумулятор. Минеральное же масло застывает при температуре минус 20 ОС, а еще раньше густеет, отчего вал проворачивается всухую, так как масло не прокачивается, и двигатель машины фактически работает на износ.

Есть и другая крайность. Когда двигатель, работая при высоких нагрузках, начинает перегреваться, то минеральное масло тоже начинает нагреваться и вязкость его уменьшается, хотя при перепаде температур оно должно обладать определенной стабильностью — вязкостью и смазывающими свойствами. Всеми этими качествами обладают синтетические и полусинтетические масла — они проявляют себя под большой нагрузкой, в разных условиях значительно лучше. Это в итоге продлевает ресурс двигателя, уменьшает расход и масла, и бензина. В дополнение к сказанному следует также добавить, что синтетические и полусинтетические масла обладают высокой противоокислительной стабильностью, эффективно препятствуют нагаро- и шламообразованию. Наконец, при замене нефтяных смазочных материалов на синтетические уменьшаются расходы на ремонтные услуги, утилизацию отходов, существенно улучшаются экологические характеристики механизмов.

Об этом свидетельствуют и соответствующие документы, подтверждающие, что выпускаемые нами полусинтетические масла успешно прошли стендовые испытания и получили одобрение на заводах КАМАЗа, «Автодизеля» и «АвтоВАЗа». Наша продукция имеет допуска к изготовлению и применению от МВК Госстандарта России, заключения Госсанэпидслужбы РФ на ее производство, применение и реализацию. Получены также свидетельства от Ассоциации автомобильных инженеров, подтверждающие, что моторные масла испытаны и соответствуют стандарту СТО-98.

В чем заключа
ется главный «секрет» всех достоинств синтетики и полусинтетики?

Никакого секрета здесь нет. Просто полиальфаолефиновая основа масел имеет наилучшие вязкостно-смазывающие свойства при температуре 100 ОС и обладает высокой термостабильностью. То есть масла на основе ПАО длительное время не разлагаются и не переходят в другие формы. Все это достигается за счет строго определенной структуры строения синтетического масла — продукта нефтехимического синтеза, которому во многом уступает хаотичная структура нефтяных минеральных масел. Поэтому не случайно мировое производство синтетических масел на основе ПАО уже превышает сегодня 400 тыс. тонн в год. К сожалению, дальнейшее наращивание мощностей ПАОМ лимитируется производством исходного сырья (в частности децена-1). Поэтому до момента создания в Нижнекамске завода СМ в нашей стране синтетические масла на основе ПАО не производились, и эту пустующую нишу огромного российского рынка заняли зарубежные производители синтетики — фирмы Mobil, Shell, Nesta, Esso, Amoco и ряд других.

Готовы ли ваши моторные масла конкурировать с импортными?

Судите сами: мы работаем по западным стандартам с импортными присадками, изготовленными по той же рецептуре, на той же базовой основе, которую используют ведущие зарубежные производители моторной синтетики, и потому качество наших масел ничем не уступает западным аналогам при ценах намного ниже импортных. Например, цены на наши масла для бензиновых и дизельных двигателей (SAE5W30, 5W40, 10W30, 10W40, 15W40) на 15−20 процентов ниже аналогичной продукции, производимой фирмами Shell, Ravehol, Zic и рядом российских компаний, производящих моторные масла на импортной базовой основе, и ненамного дороже минеральных масел.

И все же согласитесь, что немало еще автолюбителей, покупающих масла что подешевле…

Ну что тут сказать: скупой платит дважды. А недорогой смазочный материал и прослужит вдвое меньше, и быстрее «посадит» двигатель, главная «деталь» которого — моторное масло. Именно так считает главный конструктор завода двигателей КАМАЗа Наил Гатауллин, и я полностью с ним согласен. Так что экономить на масле — себе дороже. И позаботиться о своей машине сейчас самое время: зима уже не за горами.

Какие масла производства НЗСМ вы могли бы порекомендовать и где их можно купить?

Прежде всего это универсальные всесезонные полусинтетические масла серии «Татнефть-Прогресс» (SAE 5W30, 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15-W-40, API SH, SG/CD, ААИ Б4/Д-2). Все эти масла предназначены для высокофорсированных автомобильных бензиновых двигателей, включая двигатели с впрыском топлива и дизелей с умеренным наддувом и рекомендованы «АвтоВАЗом» для автомобилей «ВАЗ» всех моделей. По классификации API (Американского нефтяного института) эти масла также рекомендованы для высокофорсированных перспективных автомобилей с высоким турбонаддувом и конструкцией двигателя до 1996 года выпуска, а также на машинах, в инструкциях по эксплуатации которых указано, что они соответствуют классификации API. Купить наши масла можно в сервисных центрах «Татнефти» и «Татнефтепродукта», в их фирменных магазинах и на АЗС. Кроме того, малые партии продукции НЗСМ реализуют частные предприниматели.

А на кого из крупных потребителей рассчитана ваша продукция?

Прежде всего, конечно же, на КАМАЗ и «АвтоВАЗ», поскольку наши моторные масла серии «Татнефть-Профи» предназначены для перспективных двигателей ЕВРО-2 и ЕВРО-3, которыми эти автозаводы оснащают сегодня свои большегрузы, автобусы и легковые автомобили. То есть все новые разработки российских автомобилестроителей идут на полусинтетике, не говоря уже об импортных машинах, серийный выпуск которых осваивают совместные с инофирмами предприятия. Другой, не менее крупный эшелон потребителей нашей продукции — пассажирские и грузовые автопредприятия республики, других городов России. Наши полусинтетические моторные масла сегодня реализуются в Москве, Санкт-Петербурге, регионах Поволжья и Урала, а также в странах Балтии, которые, как известно, чутко реагируют на все новинки, хорошо понимая, что маслам на основе синтетики и полусинтетики принадлежит будущее.

Новости
14 Декабря 2024, 09:15

Татарстан присоединится к четырем новым нацпроектам С 2025 года

Среди них — «Инфраструктура для жизни», «Молодежь и дети», «Семья» и «Продолжительная и активная жизнь».

С 1 января 2025 года Татарстан присоединится к четырем новым национальным проектам: «Комфортная инфраструктура», «Молодёжь и дети», «Семья» и «Здоровая и активная жизнь». Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов на заседании регионального министерства финансов.

Силуанов отметил, что главная цель — быстро запустить новые проекты и заключить договоры с подрядчиками. Он выразил уверенность, что большинство контрактов будут подписаны до конца 2024 года. Глава минфина подчеркнул, что проекты получат значительное финансирование, которое вместе с региональными средствами поможет достичь поставленных задач. Рустам Минниханов, глава РТ, уточнил, что на реализацию нацпроектов в 2025 году выделят 36,9 млрд рублей, из которых 19,3 млрд поступят из федерального бюджета, а 17,6 млрд — из республиканского.

Напомним, в Татарстане шесть сельскохозяйственных компаний присоединились к нацпроекту «Повышение производительности труда» в этом году.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: