В Домодедово постоянно мониторят ситуацию. В августе было зафиксировано минимальное предложение по керосину, а в конце месяца на заявки даже последовали отказы. Если они не будут выполнены — отмены рейсов не избежать. Во Внуково были настроены более оптимистично. Там графики поставок топлива соблюдаются. «В чем мы очень признательны компаниям», — заявили внуковцы.
В Шереметьево сохраняли олимпийское спокойствие. Как выяснилось, аэропорт не занимается поставками топлива уже два года и не выступает в качестве поставщика-посредника. Сейчас сами авиаперевозчики и топливные компании договариваются о поставках. И соответственно несут ответственность за свои запасы. Однако аэропорт обязан сигнализировать в Росавиацию, если в хранилищах ТЗК на его территории запасы снижаются ниже трехдневного потребления, сказали в аэропорту, что шереметьевцы и сделали.
Таким образом, дефицит авиатоплива, который ощущался на биржах еще в начале августа, докатился теперь и до аэропортов. В пятницу Росавиация заявила, что намерена обратиться в Росрезерв с просьбой поставить 180 тысяч тонн авиационного топлива в московские аэропорты. А также к нефтяным компаниям, чтобы они восстановили поставки авиакеросина в полном объеме, а затем и увеличили, поскольку рост авиаперевозок уже составил 10%. Причем проблемы с топливом грозят не только московским аэропортам, но и аэропорту Кольцово в Екатеринбурге, куда не поставили больше половины необходимого керосина.
В случае необходимости премьер-министр незамедлительно подпишет постановление о выделении топлива из резерва, сообщил пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков:
— Мы пока не знаем точно деталей и не знаем причин, по которым чувствуется сейчас дефицит топлива. Но, скажем так, абстрагируясь даже от этих деталей, я могу с уверенностью сказать, что с учетом того, что эти предприятия обратились в Росрезерв с просьбой выделить определенное количество топлива, если это будет необходимо, то соответствующее решение правительства будет подготовлено и подписано в самые сжатые сроки. Не стоит драматизировать ситуацию в московских аэропортах. Это вопрос менеджмента. Предпосылок для дефицита топлива нет.
Тем временем в аэропорты Московского авиаузла топливо недопоставляется вторую неделю. Аэропорт Шереметьево располагает запасами на трое суток, во Внуково резерва авиа-ГСМ хватит на двое суток, то есть до понедельника, отмечают эксперты. О том, что такая проблема может возникнуть, уже давно сигнализировала биржа. А на прошлой неделе она уже «кричала» об этом, когда на продажу было предложено около 5 тысяч тонн авиа-ГСМ, хотя спрос составлял примерно 270 тысяч тонн. И 31 августа в Росавиацию поступила информация о снижении запасов топлива от Шереметьево и Домодедово ниже трехсуточного запаса. Минэнерго было немедленно проинформировано о ситуации. 1 сентября прошло совещание с участием представителей минэнерго, минтранса, топливно-заправочных комплексов аэропортов Московского авиационного узла и основных поставщиков — ООО «ЛУКОЙЛ-аэро», ОА «НК «Роснефть», ЗАО «Газпромнефть-аэро», ОАО ТНК-ВР.
Участники совещания пришли к единому мнению, что сокращение объемов производства авиакеросина произошло из-за отвлечения мощностей заводов для зимнего дизельного топлива. Поставщикам топлива дано поручение принять необходимые меры по восстановлению запасов авиакеросина в аэропортах московской воздушной зоны. Минэнерго в свою очередь сейчас рассматривается вопрос увеличения минимального запаса топлива в аэропортах с 3 до 7−10 дней, сообщил замминистра энергетики Сергей Кудряшов. Он отметил, что в аэропорту Шереметьево работает один ТЗК, принадлежащий ТНК-BP. «Произошел сбой в поставках по железной дороге», — сказал замминистра. По его словам, пик потребления приходится на июль-август, а последняя неделя августа стала пиком полетного спроса.
Однако в РЖД заявили, что авиатопливо московским аэропортам железнодорожным транспортом поставляется в полном объеме. Перебоев в подаче вагонов с топливом к московским аэропортам нет. Одним словом, как всегда все в курсе, у каждого свое объяснение и оправдание. Вот только заранее предусмотреть возможные проблемы как-то не получается. Поэтому тем, кому в сентябре вылетать из Москвы и Екатеринбурга, очень сегодня неспокойно. И есть отчего.
Со своим мнением о том, как можно решить пр облему поделилась эксперт топливного рынка Анастасия Матюшина:
— В сентябре по графику на профилактику встают НПЗ в Перми, Сызрани, Нижнекамске и Рязани. Не вышел на полную мощность завод в Киришах Ленинградской области. Многие НПЗ переориентировали свое производство на зимний дизель. Так что авиакеросина в прямом доступе сейчас на рынках нет. По прямым контрактам поставки уже закрыты. На бирже внутри России в конце августа максимальная цена за тонну авиакеросина была 25 тысяч рублей, а в начале сентября она выросла до 28,5 тысячи рублей за тонну. Цена растет, а керосин не продается и по этим расценкам.
Пассажиропоток при этом увеличился. Цены на европейском рынке выше, и компании поставляют не весь авиакеросин, который производят, на внутренний рынок, а гонят его и на экспорт. Иностранные перевозчики, кстати, предпочитают заправляться в России под завязку. Все это и привело к нынешней ситуации. Чтобы рынок «не подсыхал» надо ввести обязательные квоты на производство авиакеросина — плановые задания для НПЗ. Со стороны авиавластей должны поступать расчеты потребностей в авиатопливе. Со стороны энергетиков просчитываться график профилактики НПЗ.
Сейчас нефтяные компании обеспечивают поставки по контрактам своих клиентов. Причем в основном речь идет о двух-трех крупных российских перевозчиках. Но даже с ними не всегда заключаются долгосрочные контракты на полгода и более. Нефтяникам они неинтересны. Но помимо прямых контрактов с авиаперевозчиками существуют потребности ТЗК аэропортов. Оттуда заправляется бизнес-авиация, региональные и иностранные перевозчики. Потребность ТЗК оценивается аналитиками в 364 тысячи тонн на сентябрь. Подтверждены объемы в 306 тысяч тонн. Недостаток составляет минимум 60 тысяч тонн. При этом надо учесть, что и у крупных перевозчиков, на которых заточены нефтяные компании, могут возникать вынужденные посадки в тех аэропортах, где нет их собственных запасов топлива. Тогда им придется заправляться из ТЗК аэропорта. Главное, чтобы было чем.
«Российская газета»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: