Это явное упущение: после тяжелого похмелья уходящего и вполне оправдавшего статус високосного года, впору выпускать не столь календари, сколь сонники. Почему нет?
Январь. Первая половина — абсолютное затишье. Все затаились и присматриваются, под предлогом рождественских каникул. Топ-менеджеры бизнеса шушукаются по совещаниям, работники — по курилкам. Никто ничего не знает. Редкие перепродажи и бартерные обмены контрольными и блокирующими пакетами акций между олигархами. К концу месяца (в самых последних числах) выясняются корпоративные бюджеты «крупняков» и вся инфраструктура вокруг них (маркетинг, общественные организации, пиар, реклама, масс-медиа
На рынке акций — непринципиальные «качели», вверх-вниз. Незначительный подъем индексов РТС и ММВБ к концу месяца — вслед за более-менее приличным подъемом Доу-Джонса в 20-х числах. На рынке валют — сумерки. Фунт балансирует на грани и является кандидатом номер один в «неудачники месяца». Доллар уверенно, но медленно растет. Подъем иены тормозится, но падать вопреки всем прогнозам она не собирается. Стабильный рост валют европейских стран, не вошедших в зону евро, — швейцарский франк, датская и шведская кроны. Евро вновь оказывается на качелях, подъем-падение. Цена на нефть колеблется в районе $ 30−40 за баррель.
Февраль. 32−33 рубля за доллар. Прогноз инфляции в России пересматривается с 12% до 15−20% в год. Впрочем, по некоторым группам товаров и услуг начинается обратный процесс — снижение цен. Число банков в России сокращается до 900 плюс-минус мелочь. На нефтяном рынке видны какие-то шансы на $ 45−50 за баррель, но не более. ОПЕК сокращает добычу, но этого недостаточно для резкого подъема цен на нефть.
Март. Список Форбс заметно меняется. В основном по позициям, остаются все те же самые имена, новые не называются. Намечаются кое-какие перестановки в российском правительстве — скорее перепасовки, чем отставки. Полный «слив» лишь пары топ-чиновников «второй свежести». Пенсионная система России в нынешнем виде вызывает большие вопросы, возникают проекты ее очередной реформы. Очередная порция слухов о деноминации рубля. Новый пик сокращений на рынке труда.
Цены на недвижимость несколько снижаются. Небольшой пик очередных финансовых афер и «пирамид». Россияне опять активизируются в деле обмена валют. Ряд скандалов с застройщиками и пропавшими деньгами инвесторов. Рынок акций в России начинает рост — в полном отрыве от проблемного состояния экономики. Турне Обамы по Европе. В европейских масс-медиа говорят о предложенной «новой доктрине», в России отмечают, что Обама предлагает ограничиться не капитальным, а «косметическим ремонтом» мировой финансовой системы.
Апрель. «На гора» выдается антикризисная программа. Одновременно активнее звучат разговоры о необходимости наличия правой оппозиции. В партийной среде — опять разговоры о необходимости смены первых лиц и желании «дать дорогу молодым». Потенциальный пример — Жириновский. Разговоры о том, что Зюганов-де тоже должен уступить дорогу молодым. Во внешней политике — первые компромиссы вокруг проблемных точек, типа членства Грузии в НАТО, размещения ракет и РЛСов
Май. Продолжается подъем на бирже. Любители «макроэкономики» и «геополитики» рассуждают о том, что настоящая экономика и «спекулянты» — две большие разницы. Намечается незначительный подъем цен на недвижимость. Очередная порция консультаций на уровне «большой восьмерки» и ОПЕК. Кадровые перетряски в международных организациях.
Июнь-июль. Волна слияний и поглощений на российском финансовом рынке. Примерно в такой пропорции: на 2 слияния 100 поглощений. Банковская система России сокращается до 700 банков. Намечается подъем цены на нефть. Стабилизация курса рубля. Снижение ставки рефинансирования. Активные разговоры о каком-нибудь «азиатско-тихоокеанском сотрудничестве».
Август. Затишье. Порция «обменных» сделок в среде крупного российского бизнеса. Уход в кэш пары олигархов с правом беспрепятственного выезда.
Сентябрь. Подъем на бирже. Несколько банков говорят о своих программах ипотеки, автокредитования и кредитования малого и среднего бизнеса. На рынке труда заметна активность пары десятков компаний, начавших повышение зарплат и активно скупающих безработных или полубезработных профессионалов.
Октябрь-декабрь. Без особых фанфар — не слишком мощный, но уверенный подъем и на финансовом рынке и в сфере реального производства. С новыми раскладами контроля над ними, как казенного, так и международного. Пессимисты упорно твердят, что ничего еще всерьез не изменилось. Оптимисты утверждают, что кризис позади и что 2010 год станет временем мощного подъема.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: