Конец поборам
— Вот два года работаю, и не могу удовольствие от работы получить из-за этих поборов. То так попробую, то сяк попробую — я не привык так работать. Если результата нет — лучше не работать. Там, в основном, два вопроса было. По учебникам мы решили, к первому августа мы все школы обеспечиваем учебниками. Там есть вопросы по рабочим тетрадям, но их мы не должны закупать. Педагогам говорим, чтобы они не требовали от родителей рабочие тетради.
До конца запрещать — тоже невозможно. Тем более, есть люди, у которых есть возможность. Мы даже проводим акцию «Помоги своей школе!». Вроде мы регламентировали весь этот процесс, но все равно сейчас находят лазейки. То через родительский комитет, то через благотворительные фонды — что только не придумывают! Кроме того, в последние годы мы активно работаем с Екатериной Матвеевой, которая возглавляет общественный совет по поборам. У меня один заместитель уже занимается только этим вопросом. Как только поступает сигнал, мы выезжаем и проверяем. Не всегда, конечно, подтверждается, потому что родители отказываются.
Три дня тому назад я проводил у себя совещание с приглашением прокурора. Вчера я отправил письмо всем моим начальникам управления образования, в котором потребовал до 1 января 2015 года прекратить поборы, независимо от того, под предлогом чего они взимаются. Об этом знает прокуратура. Если какой-то сигнал будет сейчас, мы будем принимать жесткие меры… Параллельно мы разрабатываем регламентирующий документ, чтобы ужесточить наказание, чтобы вообще не оставлять никаких лазеек. Пока я министр, я буду этот вопрос вести, это больной для меня вопрос. Я думаю, что решу этот вопрос.
Я своим подчиненным говорю — республика столько много денег выделяет, федерация деньги выделяет, вы думаете, что за счет этих жалких средств у вас что-то будет получаться? Наши директора настолько привыкли, что, наверное, у них есть личный интерес. Я это допускаю. Поэтому мы должны здесь навести порядок.
Приоритеты
Особое внимание будет уделяться дошкольному образованию. Детский сад — это не место, где родители оставляют детей. Это должно быть место подготовки детей к общему начальному образованию. Перед этими учреждениями мы ставим три вопроса. Первый — это безопасность наших детей. Второй, наверное, самый сложный — подготовка детей к общему начальному образованию. Мы должны раскрывать таланты и способности на уровне дошкольного образования. После этого нужно определиться, в каком направлении должен двигаться наш ребенок.
Мы определяем критерии для оценки работы детских садов. На днях мы выезжаем в районы, и прямо на местах будем определять, насколько поставлена работа: подготовка воспитателей, обеспечение соответствующей материально-технической базой, умение работать с научно-методическими комплектами — такие задачи мы ставим перед нашими воспитателями.
Еще один очень важный вопрос — билингвальность. Это русский и татарский языки. Все равно мы считаем, что и английский язык нужно начинать учить с детского сада… У нас что-то не то с изучением английского языка. Хотя бы на бытовом уровне наши дети должны говорить на английском языке. Несмотря на то, какая это школа — лицей, интернат, гимназия или школа с углубленным изучением языков. Все выпускники должны уметь общаться на английским языке. Поэтому мы такую задачу перед нашими педагогами ставим.
На уровне высшего образования у нас приоритеты известны. Прежде всего — это новые технологии. Уже несколько лет мы работаем с сингапурцами, но в последние несколько лет мы усилили наш методический ресурс. Для нас первостепенная на данный момент задача, это развитие самого института образования. Сингапурские технологии хороши, но все равно их нужно адаптировать под наши условия.
В прошлом году мы создали 54 «школы превосходства», через которые хотим реализовать внедрение новых технологий, новых методик преподавания отдельных предметов.
Мониторинг качества: главные критерии — это повышение качества и эффективность использования бюджетных средств.
В прошлом году мы открыли республиканский центр мониторинга качества образования. В этом плане у нас сейчас огромные технические возможности. И в плане подготовки наших детей к ЕГЭ, и подготовки их в психологическом плане перед сдачей экзаменов.
Контроль над учителями
Кроме того, у нас есть возможность не только детей подготовить, но мы будем заниматься и с учителями. Будем выяснять, насколько они владеют своим предметом, насколько они методически подготовлены. Мы меняем формат аттестации наших учителей — без бумаг, только в электронном виде мы будем проводить аттестацию.
Есть наработки совместно с министерством информатизации и связи — с октября мы будем внедрять новый формат. Кроме того, будут завышены требования к экспертам и нашим учителям. А то у нас в некоторых районах 80\% учителей высшей и первой категории, а сам район — на самом последнем месте.
Это, мы считаем, неправильно. Поэтому сделаем ревизию. Мы сделаем банк данных на всех учителей. У нас 36 тысяч учителей в отрасли общего образования, 19 тысяч воспитателей. То есть, мы сделаем базы данных на каждого учителя, и будем отслеживать траекторию роста каждого нашего педагога.
… Я уже много раз рассказывал, что в материально-техническом плане у нас все нормально. Руководство республики выделяет огромные деньги на систему образования.
Недавно мы съездили во Вьетнам, были в Чехии, и я могу сказать, что все страны упорно занимаются системой образования. В Чехии вообще на уровне дошкольного образования начинают профориентационную работу с детьми.
… Только в этом году мы сдали 56 новых детских садов, на будущий год планируется сдача еще около 70. Ведь с 2016 года мы должны обеспечить всех детей старше 3-х лет местами в детских садах.
Пятидневка в школах
Мое мнение как министра и как отца троих детей — детям нужно предоставлять больше возможностей, чтобы они вместе с семьей были, с родителями. Нормально, если они в течении субботы и воскресенья будут дома. Да, Москва перешла на эту практику, но у нас все еще есть определенные трудности, в том числе, национальный компонент. Есть вопросы, но мы этим занимаемся. Во всяком случае, я дал команду свои подчиненным разработать — может быть, на уровне начальных классов, может быть, в отдельных школах или классах. Где будут наши возможности — посмотрим, пока на этот вопрос нет ответа.
Капитальный ремонт татарстанского образования
Ведется капитальный ремонт школ. Каждый год на это выделяется по 2,5 млрд рублей. Это четырехлетняя программа — мы ремонтируем около 800 школ, уже постепенно переходим на ремонт дошкольных учреждений республики.
Мы уже включили 15−20 учреждений. По Казани — 5 садов, еще по Нижнекамску и по четырем районам по республике. А в 2016 году мы, наверное, полностью перейдем на ремонт дошкольных образовательных организаций. В основном это делается на средства республиканского бюджета.
Каждый год год из него выделяется 1 млрд 900 млн рублей — это и электронное образование, классы и кабинеты, учебники и прочее. Все это на уровне школ у нас тоже решается.
Всего в Татарстане 1500 школ, 1900 детских садов. Все равно все 1,5 тыс. школ мы не можем на одинаковом материально-техническом уровне содержать, поэтому наша концепция известна: есть базовые школы — их около 450 — 500 — они должны быть центрами качественного образования. По многим программам они проходят первыми. Но самым главным вопросом у нас остаются наши учителя. Никакие технические средства не могут их заменить. Хорошие учителя — это очень проблемный вопрос. Есть у нас претензии пока по подготовке наших педагогов и к нашему Казанскому федеральному университету.
Условия для профобразования
… Следующий этап — это профобразование. Это тоже для нас новый этап. Это направление нам передали только в прошлом году. Девятый класс у нас заканчивают 36 тыс. наших выпускников. Учиться в профобразование в этом году ушли только 50\% из них. Раньше их было намного меньше. Значит, есть спрос. А если есть спрос, это значит, что мы должны создавать им условия. Во-первых, в учреждениях профобразования должна быть хорошая материально-техническая база, во-вторых, они должны конкретно знать, куда они потом пойдут работать и какая у них будет зарплата. Если мы эти условия обеспечим, то, я думаю, мы и работодателей обеспечим соответствующими кадрами, и наши образовательные организации будут работать на соответствующем уровне.
… Но подготовкой кадров должны заниматься сами работодатели. Мы — исполнители, они — заказчики. Они говорят нам, мы делаем… Поэтому в этом году мы создаем пять ресурсных центров.
«Не должно быть столько высших учебных заведений»
По общему образованию работа продолжается. Наша позиция такова — не должно быть столько высших учебных заведений. Это уже «филькина грамота» — мы знаем, где и как обучают. Поэтому процесс оптимизации продолжается. В прошлом году уже были закрыты два наших высших учебных заведения — Альметьевский и Набережночелнинский филиалы. Идет процесс ликвидации 13 филиалов. Это не наша прерогатива, процесс курируется совместно с министерством образования России. Наше руководство и общество эту работу поддерживают. Там должны быть мощные образовательные центры.
Деловой портал TatCenter.ru поздравляет педагогов с Днем учителя!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: