Что происходит в Агропромпарке?
Фермер Шайхисламова. Заключенный договор с ней был расторгнут в одностороннем порядке. Причина — продавец по состоянию здоровья не являлась на работу пять дней, хотя аренда была проплачена. Ещё она успела заплатить 50 тыс. рублей за «маркетинговые услуги», хотя никакой рекламы не получила.
Арендатор Панкова. Однажды, придя на свое рабочее место в агропромпарке, она обнаружила, что её место занято чужими продавцами.
Руководство самого парка в лице генерального директора Олега Власова сетовало на то, что это лишь позиция группы арендаторов, а у остальных, кто входит в совет арендаторов — все хорошо.
«Причем свои надуманные претензии указанный круг арендаторов начал высказывать только 3−4 месяца назад, в то время как ранее 1,5 года они были всем довольны», — цитирует слова Власова на пресс-конференции «Татар-информ», на которой к тому же сказал, что компания будет защищать свои честь и достоинство в суде.
11 марта в Торгово-промышленной палате РТ доказывать свою правоту предприниматели из агропарка намеревались лично Ильсуру Сафиуллину — депутату Госсовета РТ третьего созыва, а на данный момент — генеральному директору «Национальной торговой марки» и новому члену совета директоров агропромпарка. Существенно изменился совет директоров в конце февраля, но за пару недель новых управленцам решить конфликт с бизнесменами из агропарка не получилось.
«Совет арендаторов — это назначенные люди Власова»
Диалог не завязался изначально. Предприниматели жаловались на то, что минсельхоз не знает, сколько растет утка, на незаконно расторгнутые договоры аренды и необоснованные прокурорские проверки, на бессмысленность писем бизнес-омбудсмену РТ Тимуру Нагуманову…
Были и вполне конкретные предложения — например, заключать с каждым арендатором долгосрочный договор. Сафиуллин свою речь начал с того, что сейчас, действительно, в агропарке работает 2−3 фермера, объясняя это тем, что у них нет продукции на целый год. По его словам, фермеры могут даже на один день взять аренду, и это специально сделано для того, чтобы состав продавцов менялся. «Врёт он все, нельзя на день арендовать», — послышалось с задних рядов.
«Вот представьте — сейчас у кого есть деньги, все места скупят, а потом фермеры туда не могут попасть», — сказал Сафиуллин, явно намекая на Наталью Панкову.
Она — арендатор. По её словам, она работала в агропарке с первого дня, и туда «загнать» туда не получалось — «принудительно ссылали с районов».
«Совет арендаторов — это назначенные люди Власова. Кому-то он что-то пообещал, кому-то — пригрозил: „Если вы, ребята, не пойдете за меня вступаться, то вам здесь не торговать“. Я не испугалась, я вложила очень много сил. Вы говорите — пять-шесть мест захватила. Я не захватила — господин Власов мне сказал: „Вот тебе, Панкова, возьми, сколько можешь платить, столько и возьми“. Сначала я взяла 13, сейчас осталось 6 мест, но год и восемь месяцев я платила за три пустые витрины», — говорит Панкова.
По её словам, в договоре аренды прописано, что если есть нарушения, то он может быть расторгнут. В октябре на неё начали составляться акты о нарушениях. «Такие минимальные нарушения есть у всех», — говорит Панкова. Дебатёры сошлись на том, что дело — в предвзятости и взаимоотношениях с руководством и договорились рассмотреть конкретные случаи отдельно.
Но не сразу. Сначала была целая плеяда громких высказываний: со стороны арендаторов — «мы вашей волокиты терпеть не будем!», со стороны Сафиуллина — «Агропарк сделан не для предпринимателей, а для жителей Казани».
Зампредседателя гильдии малого и среднего предпринимательства Евгений Иосипов вовсе обвинил присутствующих в убийстве бизнеса. А президент ассоциации предприятий МСБ Хайдар Халиуллин предложил решать проблемы взаимоотношений бизнеса и власти с помощью новой организации — антикризисного штаба предпринимателей РТ. Но идею «новой подстройки» с неопределенными полномочиями поддержки не нашла.
Рустам Минниханов говорил год назад: «Это площадка, где малый и средний бизнес, селяне, у которых личное подворье, фермеры могут продавать свои продукты».
Агропромпарк — это технологический комплекс, созданный в целях развития малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве. Он расположен на площади 8,5 гектара, площадь основного здания — 54 тыс. кв. м. Торговые площади составляют 13,8 тыс. кв. м, также в комплексе предусмотрены складские помещения, ветеринарная лаборатория, кафе, гостиница и производственные помещения для переработки сельскохозяйственной продукции. Объект имеет прямой выход на федеральную трассу М7, что позволит использовать его и как логистический центр.
" -А где фермеры? — Да вот же сидит, на улице торгует!"
Казалось, более конструктивный диалог между арендаторами, фермерами и членом совета директоров начался позже. Представитель ассоциации предприятий МСБ Фарида Галеева, по сути, главный инициатор встречи заметила, что «Ильсур Миннурович проявляет мужество, берет на свою могучую волосатую грудь» все проблемы… Он начал с рассказа о концепции парка:
«Фермеры жаловались на отсутствие доступа на рынок, не могут самостоятельно торговать. Для это и был построен агропарк. Но многие уже собаку съели, знают, что фермер постоянно обеспечивать занятость агропарка обеспечивать не может. Сама концепция агропарка была убыточна: торговые ряды занимают 40\% площадей. Ни одно предприятие не может быть прибыльным при таких условиях. Вы же сами видели, какие широкие ряды, какие высокие потолки — все это обогревать надо. А они полупустые. Поэтому государство частично покрывает затраты. Попытки были разные…
Фермерам место дали — никто не идет. Понятно, что торговля и производство — не одно и то же, фермер не может стоять за прилавком. Я тоже не понимаю концепцию. Вот стоят люди, свининой торгуют — 10 мест (19, поправляет Панкова). Все мясо из Камского бекона. А где фермеры? („Да вот же сидит, на улице торгует!“, говорят арендаторы, показывая на Шайхисламову)».
Сафиуллин предложил решать проблему подобной монополизации утренним аукционом. «А вот за два года директором что сделано? У вас вот, хорошее предложение», спрашивает юрист Панковой. «Давайте не будем обсуждать Власова», предложил Сафиуллин, дополняя, что аренда тоже должна проходить по конкурсу. «Главное для нас — покупатели», — говорит член совета директоров агропарка.
Решили арендаторы и Сафиуллин решать каждую проблему точечно. Первой была та самая Зульфия Шайхисламова.
— Меня поставили перед фактом — мой договор не пролонгируется.
— Письменное уведомление дали?
— Нет.
— Тогда спокойно работайте.
— А как работать — место моё занято!
— Ну давайте разбираться…
Но тут подошел член правления ассоциации — Роберт Закиров, который с пулеметной скоростью представил целый ряд предложений наверное, не только Сафиуллину, но всем арендаторам. Среди них — юридическая экспертиза (особенно договоров аренды) и независимый аудит агропарка, заезд к не парку со стороны Космонавтов и автобусные остановки, установка максимальных наценок на продукты, квота для КФХ, разрешение двойных ценников (розничной и оптовой цены), раздельный прием халяльной продукции и ещё с десяток других.
С некоторыми Сафиуллин согласился, на другие сказал, что «дайте новым членам совета директоров посмотреть документы», с третьими — резко не согласился. «Что его (договор аренды-ред.) экспертизировать-то? У вас же договора аренды на руках — с какими именно пунктами вы не согласны?», сказал Сафиуллин. Ещё одно интересное предложение — проверка стоимости сопутствующих услуг: по словам Закирова, уборка агропарка в месяц обходится в 800 тыс. рублей, тогда как аэропорта — всего 250 тыс. рублей.
Разговор зашел и компетенциях самого генерального директора Власова, о том, что у каждого арендатора должно быть только одно место, о создании некоммерческой организации для фермеров и устранении управляющих компаний для агропарка.
Но даже с конкретными проблемами, решениями и предложениями арендаторам достучаться до одного из члена совета директоров не удалось. «Почему вы не верите? Неужели недостаточно аргументов? Как нам ещё вывернуться надо?», говорят предприниматели. Тем не менее, Сафиуллин обещал организовать встречу предпринимателей с советом директоров уже на этой неделе, а на следующей — когда будет заседание, плотнее разобраться с проблемами.
Впрочем, Галеева предложила идти другим путем — входом в общественные советы минземимущества, минэкономики и минсельхоза. В конце встречи она попросила поблагодарить Сафиуллина за встречу. «За что?» — сказали не то бизнесмены, не то сам Сафиуллин.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: