22 октября Госдума приступит к обсуждению модернизации ОСАГО. Депутат Наталья Бурыкина, инициатор поправок в закон об автогражданке, ранее заявила, что среди планируемых к обсуждению нововведений, помимо вопросов раскрытия информации о структуре тарифа и введения франшизы по ОСАГО, назрела необходимость рассмотреть и вопрос электронных полисов, «поскольку это снизит административные издержки на бизнес, а потребителю нужна не сама бумажка, а номер, по которому он может получить доступ к услуге».
Страховщики новации поддерживают, однако подчеркивают, что электронные полисы в обозримом будущем вряд ли появятся. Слишком многое нужно менять в механизме автогражданки.
«Введение электронных полисов ОСАГО — идея неплохая, но в нынешних условиях нереализуемая, — уверен директор казанского филиала „Центральный“ ОСАО „РЕСО-Гарантия“ Рушан Сафин. — Одно из преимуществ реализации закона об ОСАГО — это возможность участников ДТП воспользоваться европротоколом, то есть оформлением происшествия без участия ГИБДД. В условиях, когда полис электронный, непонятно, как будет работать европротокол: участники ДТП не смогут выяснить, имеется ли у другого участника полис ОСАГО, срок его действия и другие обстоятельства, важные при принятии решения, пользоваться протоколом или нет».
Страховщики отмечают — чтобы электронные полисы ОСАГО стали обыденной практикой, нужно сначала обеспечить контроль за автовладельцами. Ведь до сих пор на российских дорогах хватает вообще не застрахованных машин. Для этого нужна совместная работа самых разных организаций и госструктур: ГИБДД, военной автомобильной инспекции, федеральной миграционной службы, Российского союза страховщиков.
«Сегодня у каждой из этих структур существуют свои базы данных об автопарке и его владельцах. Объединение этих локальных баз в одну общую систему пока даже не началось», — сетует Рушан Сафин, добавляя, что для заключения договора ОСАГО в электронной форме каждый страхователь должен будет иметь еще и электронную подпись. А сейчас она есть у мизерного количества россиян.
Конечно страховщики давно «дружат» с интернетом. Например, заявку на оформление полиса можно оформить на сайте компании. Тем не менее, прием денег от страхователей компании по-прежнему осуществляют привычным для всех способом — наличными через кассу при личном контакте сторон.
«Преимущество электронных каналов продаж заключается в удобстве для страхователя и одновременном сокращении издержек для страховщика. Однако основная сложность в запуске подобных продуктов на сегодняшний день — в отсутствии законодательной возможности осуществлять чистую электронную продажу, то есть продажу без необходимости контакта с клиентом для подписания договора страхования, — рассказывает директор по стратегическому развитию ОАО „СОГАЗ“ Дмитрий Амелькин. — Для развития электронных продаж необходимо соответствующее законодательное регулирование. Остальное сделает рынок».
Страховщики уверены, прежде чем бесцельно обсуждать электронное ОСАГО, депутатам надо задуматься о том, как поправить информационную инфраструктуру, создать единую систему учета ТС, собственников, страховых событий и прочих сопутствующих рынку сервисов.
ОСАГО затрагивает практически каждого, кто имеет автомобиль и, в целом, страховщики согласны, что пора уходить от рукописных полисов. Однако говорить об электронных продажах договоров ОСАГО сейчас рано. И, наряду с очевидными плюсами, которые сулит электронная автогражданка, владельцы авто неминуемо столкнутся и с минусами.
«Плюсы электронного ОСАГО заключаются в переходе на онлайн-продажи, онлайн-регистрацию убытков, в сокращении расходов на ведение дел и в возможности быстрого заключения или продления договора, — говорит директор агентства страхования ответственности СК „МАКС“ Дмитрий Феськов. — Среди минусов могу выделить увеличение риска взлома единой базы данных. Или, например, при ДТП — отсутствие возможности у автовладельцев и сотрудников ГИБДД определить наличие страховки».
Получается, что рынок автогражданки к новациям пока не готов. Запускать электронное ОСАГО в ближайшие месяцы — преждевременно. Помимо уже озвученных нерешенных проблем важно учитывать и еще один важный момент.
«Необходимо понимать, что электронные полисы, скорее всего, будут востребованы жителями крупных городов, поскольку население отдаленных от мегаполисов районных центров более консервативно в своих предпочтениях и не всегда располагает необходимым доступом к интернету», — резонно замечает директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
В целом, страховщики признают: создание системы электронного ОСАГО — шаг в верном направлении, который рано или поздно должен произойти. «Безусловно, есть много проблем и вопросов, которые необходимо решить в нормативно-правовом поле, но делать это нужно», — считает директор центра андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов, добавляя, что переход на электронные полисы должен быть планомерным и поэтапным. Только тогда можно говорить об успехе.
Ранее на эту тему: Франшиза в ОСАГО — театр абсурда?
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: