Первоочередной задачей системы электронной очереди было персонифицировать очерёдность на места в детсады, навести порядок в вопросе дублирования постановки на очередь в муниципальных образованиях. А конечной целью — упростить и ускорить процедуру постановки ребёнка в очередь, сделать процесс его продвижения в очереди открытым и прозрачным. Заодно избавить специалистов РОО от шквала звонков и бесконечных очередей у кабинетов. И в самом деле, система позволяет регистрировать ребенка в очереди онлайн. Легко проверить и своё текущее положение в очереди, заодно отслеживая возможное появление в ней «посторонних». Но это лишь одна сторона медали. Объективная ситуация такова: детских садов по-прежнему не хватает. И поэтому электронная очередь не решает проблем, а становится источником всё новых вопросов, особенно в жаркую пору комплектования в дошкольные учреждения.
Туда, сюда, обратно. Как это неприятно!
Парадокс, но прозрачность электронной очереди — её главная проблема. Родители регулярно видят различные перемещения в очереди, но не все из них понятны. Всё это дает пищу для разговоров о нечистоплотности специалистов, работающих с системой. Хорошо, если ситуация стандартная: заявление подал льготник, и вот ваша очередь сместилась вниз на одну позицию. Или наоборот: кто-то из стоящих перед вами выбрал другой детский сад, и вы переместились наверх. Собственно, только эти варианты описаны в разделе «Часто задаваемые вопросы» на портале государственных услуг. Тогда как причин, по которым «скачет» очередь, гораздо больше.
«У нас на первом месте появился льготник, вставший в очередь два дня назад, и это в очередь трёхлеток! Они что, не знали, что пойдут в садик, до вчерашнего дня?» — возмущается мама с форума «Супермамочки Казани». Через какое-то время ситуация проясняется: ребёнок переводится из другого детского сада. В этом случае очереднику присваивается статус «Желает изменить ДОУ» и новая дата подачи заявления. А так как льготников в этой очереди больше нет, ребёнок совершенно законно её возглавляет.
Или возьмём ситуацию, когда в течение нескольких дней из очереди сначала пропадают дети, при этом вы с 9-го места перемещаетесь на 4-е, а затем те же дети вновь появляются в очереди, и вы возвращаетесь на своё 9-е место. Представьте разочарование родителей, уже предвкушающих скорое получение заветного места в детский сад! И вот одним пользователем системы, проклинающим её на чем свет стоит, становится больше. А ведь происходящему есть простое объяснение: детей распределили, но родители, недовольные полученными местами, попросили вернуть их обратно в очередь. Но почему-то по телефону техподдержки, куда обратилась за разъяснениями мама, внятного ответа на вопрос дать не смогли. Ограничились стандартными выдержками из регламента, которые размещены на портале и давно выучены наизусть. Что остаётся родителям? Обрывать телефоны или обивать пороги РОО в надежде получить ответы на свои вопросы. Тогда как обстоятельный анализ подобных внештатных ситуаций, описание их и публикация на официальном ресурсе могли бы избавить и родителей, и специалистов РОО от лишней головной боли.
Необъяснимые движения в электронной очереди случались и потому, что родители, стоящие в очереди сразу в несколько садиков, ближе к распределению начинали метаться: отказываться от одних садов, менять приоритетные сады. Поэтому за несколько дней можно было переместиться с 15-го места на 2-е и наоборот. По словам начальника отдела по работе с дошкольными учреждениями Управления образования Казани Розы Богдановой, именно такие колебания в очереди и вынудили внести изменения в административный регламент: теперь при постановке на учет родители вправе выбрать для зачисления ребёнка только один детский сад. По этой же причине с 1 июня 2012 года было принято решение запретить любую смену детского сада в очереди. На деле же бывает по-разному, о чем свидетельствуют сообщения на форуме непосредственных участников событий:
Пользователь Ishka1406: Sambuca, странно мне сказали, что любые манипуляции во время распределения запрещены! Правда была я еще в начале июня. Я ведь правильно поняла, что вы просто поменяли садик?
Пользователь Sambuca: У нас было 2 садика, заменила на третий, другой. Не знаю, как это называется, но никто не возражал, и про то, что в распределение нельзя менять, не сказал.
Меньше знаешь — крепче спишь?
Как выясняется, не говорят многого. Например, того, что в некоторые детские сады набирают не более 5−10 человек одной возрастной категории. И вовсе не потому, что места распределили «между своими».
«Есть учреждения, которые работают с нормативной наполняемостью, а есть такие, где 30−50\% перегрузка, — объясняет Роза Богданова. — Они вообще могут не заявлять свободные места в ДОУ. Это их право, и закон их поддерживает. На свободные места после выпуска детей в школу, распределяют своих же воспитанников, новый набор не делают».
Возникает вопрос: почему бы не сделать эту информацию доступной? Публиковать, скажем, на сайтах детских садов в системе «Электронное образование в Республике Татарстан» сведения о количестве свободных мест в группы. Тем более, по административному регламенту, информация о свободных местах направляется в Управление образования каждый год до 15 мая, перед комплектацией, а значит, известна заведующим и того раньше. Мы задали этот вопрос заведующей сектором дошкольного образования Министерства образования и науки РТ Гельнур Манюровой.
— На сайтах детских садов у всех есть информация о детском садике, где указывается и количество групп, и количество свободных мест, и любая другая информация о дошкольном образовательном учреждении.
— А вы следите за тем, чтобы эта информация была размещена? Потому что наши наблюдения показывают, что на сайтах садиков в основном не представлена такая информация…
— Мы дали указание муниципальным образованиям — городским округам, муниципальным районам, чьей прерогативой является организация доступного дошкольного образования, сделать такую информацию доступной для населения на своих сайтах. И контролировать её размещение должны в первую очередь муниципалитеты: органы управления образованием, районные и городские отделы образования. Безусловно, мы тоже мониторим, проверяем, но в первую очередь обеспечивают это муниципалитеты, это под их ответственностью.
Просмотрев три десятка страниц детских садов на портале «Электронное образование в Республике Татарстан», мы не нашли ни одного сайта, где было бы указано количество свободных мест. Хотя в системе «Электронное образование» есть масса возможностей дать столь нужную родителям информацию. Но ими не спешат пользоваться. Как одну из причин по привычке называют нехватку компьютеров с выходом в интернет в детских садах. Да, такая проблема есть. Хотя, например, заведующая детским садом 110 Ново-Савиновского района Казани Резеда Тухфатуллова с прошлого года по собственной инициативе отвечает на многочисленные вопросы родителей в теме садика на сайте «Супермамочки Казани» (берите пример, уважаемые заведующие!) А вот на официальной страничке ДОУ № 110 нет даже минимальной информации…
Словом, сведений о количестве свободных мест в детском саду перед комплектованием, количестве принятых детей после распределения как не было, так и нет. А те, кто должен контролировать, не торопятся это делать. О причинах можно только догадываться. Один из работников в сфере образования убеждал меня, что даже при условии открытия информации вопросов у родителей меньше не станет. Захочется знать еще больше, и проблем станет еще больше.
Доля истины здесь есть. Как пример — сроки комплектования в детские учреждения. В административном регламенте они четко прописаны: с 1 июня по 31 августа. Но к моменту начала распределения напряжение нарастает, и родители хотят знать более точные сроки, тем более что в РОО приблизительные сроки распределения называют. И сами же от этого страдают: не успев по объективным причинам уложиться в ранее озвученный промежуток времени, вызывают шквал возмущения от измученных ожиданием родителей.
— Точно сказать, какого числа будет комплектование, невозможно, — объясняет Роза Богданова. — Вот мы направили 50 детей в ДОУ, родители видят это на портале. Но нужно учесть, что не всем хватило мест в желаемые детские сады. Мы работаем с теми родителями, которых не устроили предложенные места. Стараемся подобрать им другие варианты, или возвращаем опять в очередь. И мы можем опубликовать протокол направления, только когда в этот протокол нельзя внести изменения. Из-за того, что мы вынуждены вести такую работу с населением, мы не можем называть точные сроки комплектования.
Также по регламенту родители направленного в детский сад ребенка должны в течение 30 дней подойти к заведующей с документами. В противном случае, место может быть отдано другому ребенку, соответственно, у кого-то появится шанс на место. Но выяснится это только через месяц.
Есть ли сад после «Бэлэкэч»?
В прошлом году по программе «Бэлэкэч» в детские сады распределили больше 5,5 тысяч детей трехлетнего возраста. После этого появились слухи, что в 2012 году будут в приоритетном порядке распределять детей ясельного возраста. Однако вышел указ президента РФ («О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки») о приоритетном обеспечении местами детей, достигших 3-х и более лет. И дано поручение муниципалитетам создать условия в детских садах именно для этой категории детей. Новых детских садов в этом году не построено, поэтому опасения родителей, что места трёхлеткам будут обеспечивать частично за счет сокращения мест в ясельных группах, небезосновательны.
— Действительно, некоторым образом количество яслей сокращается, — говорит Роза Богданова. — В мае мы провели большой мониторинг, чтобы решить, как мы можем разместить детей, достигших трехлетнего возраста. Часть групп для детей с 2 до 3 лет переименовали в группы с 3 до 4. Но ясельные группы также продолжают функционировать. Тем более что часть детей, которым еще нет 3 лет, но исполнится к концу этого года, идут именно в ясельные группы.
Родителям детей ясельного возраста такая политика, конечно, не слишком нравится. Кому-то уже сейчас необходимо выйти на работу. Кто-то считает, что в ясли попасть проще, ведь в отличие от младших групп, их набирают практически с нуля.
Но тенденция совершенно очевидна: приоритет отдается детям, достигшим 3-х лет. И в следующем году родители трёхлеток так же вправе ожидать законного места в детском саду. Правда, ко времени распределения некоторым исполнится уже три с половиной года — детям, родившимся после 1 января, а потому не являющимся на сегодняшний день приоритетной группой. И это тоже возмущает родителей: на работу нужно выходить именно в 3 года, работодатель летнего распределения ждать не будет. Но ответ чиновников от образования однозначен: комплектование осуществляется только в летний период, после освобождения мест. Прошлый год был исключением, из-за программы «Бэлэкэч». В этом году новых садов не будет, поэтому количество мест по сравнению с прошлым годом ограничено. Так что в шутливом совете планировать рождение ребенка только с апреля по август, прозвучавшем в теме одного из интернет-сообществ, есть только доля шутки.
Направлен, но не туда
Еще один острый вопрос — направление ребёнка не в тот сад, в который планировали. Впору уже и статус такой ввести: «Направлен, но не в тот сад». Случаи, когда ребёнок стоит в очереди в два сада, а направляют его в третий — не редкость. И этому, по словам работников РОО, есть одно объяснение: в указанных садах места не нашлось, и система предложила третий вариант, чтобы ребёнок не остался совсем без сада.
Полбеды, если не попали в популярный садик, вроде центра развития -здесь всегда самые большие очереди. Сад неподалёку от дома вполне может оказаться ничуть не хуже. Сложнее, когда садик вроде бы и относится к микрорайону, но на деле идти до него полчаса, или ехать несколько остановок. В таких случаях специалисты РОО стараются идти навстречу, и если есть возможность, предлагают место в другом саду, ближе к дому.
— В любом случае сейчас стоит соглашаться на тот садик, который дают, — считает Роза Богданова. — Некоторые родители говорят: а мне нужен только этот детский сад. Мы объясняем им, что они делают большую ошибку, отказываясь от того варианта, который предлагают. Поймите, очередь ликвидируется или уменьшается только в летний период, когда в садах появляются свободные места. В течение года она не двигается. Прошлый год был исключением: благодаря программе «Бэлэкэч» и вводу в эксплуатацию новых детских садов, комплектование шло практически весь год. К сожалению, программа завершилась, и теперь мы имеем дело только с функционирующими ДОУ. Те дети, которые пришли в детские сады в 2012 году, так там и остались, выпуск из групп минимальный, соответственно, количество мест для детей в этом году уменьшается. Задача муниципалитета — предоставить место в детском саду, но нигде не сказано, что именно в том, которое он желает.
Нелегко приходится тем родителям, чьим детям приходится посещать разные детские сады. А если они еще и расположены далеко друг от друга? Или если русскоязычного ребёнка направляют в детский сад с татарским языком обучения и воспитания, и этот вариант по тем или иным причинам семье не подходит. Конечно, по мере возможности эти проблемы стараются решать в РОО в каждой конкретной ситуации, если есть места в других садах. А если нет? Раньше административный регламент давал право ребенку, уже посещающему детский сад, встать в очередь в другое ДОУ, с новой датой подачи заявления. Теперь это возможно только в связи с переменой места жительства. Правда, практика показывает, что и из этого правила есть исключения, и в некоторых случаях работники РОО идут навстречу пожеланиям родителей.
Это лишний раз подтверждает, что человеческий фактор невозможно исключить из процесса комплектования, хотя, казалось бы, электронная очередь и задумана как раз для этого. Многие вопросы по-прежнему решаются индивидуально. Более того, по словам специалистов Управления образования, если сравнивать количество обращений в период до внедрения системы электронной очереди и после, то раньше обращений было намного меньше, ведь каждый родитель, вставая в очередь в кабинете специалиста РОО, обговаривал все нюансы, на месте сразу получал ответы на свои вопросы. Сейчас в РОО родители ходят по несколько раз, потому что на официальном ресурсе слишком мало информации, да и та, что есть, не всегда понятна. К тому же бдительные мамы, заметив «постороннего» в очереди, не только изливают свое негодование в интернете, а звонят, пишут, жалуются, добиваясь объяснений.
Что же получается? Электронная очередь, призванная решать проблемы, создала новые. Работникам системы образования, которые вместо оптимизации своей работы получили головную боль в виде шквала звонков и обращений по вопросам работы системы. Родителям, которые надеялись на прозрачность, а получили еще больше вопросов и все так же вынуждены простаивать в очередях. К тому же, некоторые их них открыто сожалеют о том, что невозможно, как раньше, «договориться» на месте за определенную помощь садику. Вернее, можно, но гораздо сложнее.
Вот это, пожалуй, и есть основное достижение системы электронной очереди. Если коррупция и осталась, то сократилась она однозначно. И система, при условии определенных доработок и непременных усилиях со стороны всей системы дошкольного образования, имеет право на существование. И даже может стать удобным и эффективным инструментом работы с очередью. В будущем, когда еще несколько десятков садов построят…
Полина Смирнова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: