Новости
02 Октября 2006, 10:12

Экзамен на качество

К 2010 году Россия полностью войдет в Болонский процесс. Уже сейчас вузы страны постепенно вводят в обучение элементы европейского образования. Одним из таких элементов можно назвать балльно-рейтинговую модель оценки знаний студентов, которая к концу 2006 года будет действовать на всех факультетах Казанского государственного университета.

Болонский процесс начался с подписания в 1998 году министрами образования Италии, Германии, Франции декларации «О гармонизации архитектуры европейского высшего образования». 18−19 июня 1999 года в Болонье министры образования 29 европейских стран подписали «Декларацию о Европейском пространстве для высшего образования». Этот документ послужил началом Болонского процесса, который предусматривал проведение до 2010 года ряда мероприятий, направленных на создание условий для повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского образования. В Болонский процесс Россия вступила в сентябре 2003 года. К 2010 году все выпускники российских вузов станут обладателями европейских приложений к диплому единого образца, утвержденному Советом Европы, Европейской комиссией и ЮНЕСКО. Данные дипломы на сегодняшний день признаются в 46 странах мира.

При разработке балльно-рейтинговой системы учитывался опыт казанских и российских вузов, в которых уже действовала подобная шкала оценки знаний студентов. Впрочем, нельзя сказать, что это окончательный вариант. По поводу балльно-рейтинговой системы между преподавателями постоянно идет дискуссия, поступают новые предложения по улучшению этой модели оценки знаний.

Михаил Щелкунов, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии КГУ, заявил, что у балльно-рейтинговой системы есть как плюсы, так и минусы:

— Если мы втянемся в Болонский процесс, то переход к балльно-рейтинговой системе неизбежен. Но, как и у любой новой системы, у нее есть свои плюсы и минусы. Положительными сторонами, безусловно, являются: новая модель оценки знаний, которая позволяет более объективно оценить качество образования, не делается акцент на моменте аттестации, как раньше. Отрицательные стороны кроются в формализованном подходе к этой системе. Наш экономический факультет уже три года участвует в этом эксперименте. Преподавателям гуманитарных дисциплин, конечно, будет сложно рассчитывать балл, вызовут трудности подачи в деканат ведомости каждый месяц. Лучший выход из этой ситуации. на мой взгляд, будет решение перевести все на программу, то есть преподаватель сдает свои сведения об успеваемости студентов, а программа сама высчитывает итоговый балл. Думаю, что скоро мы придем к этому.

Сейчас в балльно-рейтинговой модели обучения преобладают индивидуальные формы работы со студентами, вырабатываются единые требования к оценке знаний в каждой учебной дисциплине. В целом система рассчитана на повышенную ритмичную учебную работу студентов в течение всего семестра, устранение причин конфликтов по поводу уровня оценки знаний. То есть преподаватель не ставит отметку, а фиксирует то, что студент заработал в течение всего семестра.

Евгения Соколова, ведущий документовед отдела управления качества образования КГУ:

— Особенности балльно-рейтинговой системы КГУ заключаются в том, что преподаватель может сам устанавить количество баллов по дисциплине, которую он преподает. Во-вторых, сопоставимость рейтинговых показателей студента по разным дисциплинам и блокам академического рейтинга обеспечивается посредством принятия единого механизма оценки знаний студентов, выраженного в процентах, согласно которому 100\% — это полное усвоение знаний по учебной дисциплине, соответствующее требованиям учебной программы. Если студент получает рейтинговую оценку ниже 100 \%, то это означает, что какая-то доля от общего необходимого объема знаний студентом не усвоена.

Активное участие на практических занятиях, постоянное посещение пар, а также оценка на экзамене в идеале должны складываться в 100\%. То есть во время семестра студент должен заработать определенное количество баллов, которое даст ему право на сдачу сессии. Если же студент по определенной дисциплине наберет менее 40\% баллов, то к зачету или экзамену не допускается. При несданном зачете студент на платной основе сможет пройти курс заново и только потом сдать его.

Евгения Соколова отмечает:

— В России студенты не занимаются активно в течение семестра, как это принято в ряде зарубежных вузах. Наши студенты к экзамену готовятся за три дня. Но разве это учеба? При такой учебе знания у студента поверхностные. В европейских вузах большую роль играет работа в группе, тогда как российские студенты чаще работают над предметом самостоятельно.

Конечно, с переходом на балльно-рейтинговую систему у преподавателей увеличится методическая нагрузка. Они должны будут разработать свою оценку знаний. В течение семестра преподаватели должны будут провести не менее двух письменных контрольных проверок знаний каждого студента. В начале каждого семестра студент должен знать о максимальном количестве баллов, которое он может получить по каждому курсу. Система контроля знаний может сочетать письменные, устные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Ольга Яковлева, доцент кафедры прикладной экологии, заместитель декана по учебной работе факультета географии и экологии КГУ:

— Каждый преподаватель будет обязан разработать новые методики для проведения самостоятельных работ в группе, вести журнал учета успеваемости студентов. Каждый месяц преподаватель должен будет сдавать в деканат ведомость посещаемости и оценки знаний студентов. На нашем факультете 80 групп, у каждой группы по 10 дисциплин. Получается, что каждый месяц в деканат будет поступать около 400 ведомостей текущего контроля знаний от преподавателей. Представляете, какая это нагрузка на деканат? Для обработки всех данных потребуется много времени.

Бурное недовольство у студентов вызвало введение обязательного посещения. Особенно остро подобную перемену в образовании ощутили студенты, которые вынуждены совмещать учебу и работу.

Евгения Соколова:

—  Если студент сильный, то он будет успевать работать и учиться. На некоторых факультетах студенты пишут диплом по месту работы, поэтому совмещение работы и учебы для них необходимо. Впрочем, только из-за пробелов в посещении студентов отчислять не будут. Определение количества возможных пропусков будет зависеть от преподавателя. В КГФЭИ же, напротив, на всех факультетах два пропуска без справки приводят к карательным мерам.

Впрочем, уже сейчас с момента внедрения балльно-рейтинговой модели оценки знаний преподаватели факультета географии и экологии ощутили повышенную активность студентов в учебном процессе.

Ольга Яковлева:

— Балльно-рейтинговая система на факультете географии и экологии действует на всех курсах, кроме пятого. Сначала студенты первых и вторых курсов жаловались на жесткое отношение к пропускам занятий и систему оценки знаний на парах. Но теперь я вижу, что они стали более активными, готовятся к парам, заметен интерес к занятиям.

Огромным плюсом при вступлении КГУ в Болонский процесс будет академическая мобильность — студенты смогут беспрепятственно обучаться в европейских вузах в течение одного семестра или всего года. При этом оценки, получаемые за рубежом, будут учитываться и на родине студента. Корреспондент TatCenter.ru поинтересовался, не последует ли за этим нововведением массовое переселение российских студентов в европейские вузы, если учесть, что образовательное пространство станет открытым. Евгения Соколова:

— В любом случае Казанский университет без студентов не останется. Если мы разработаем понятные и интересные курсы для иностранных студентов, то желающие учиться в Казани найдутся. А российские студенты с казанскими дипломами смогут работать в Европе.

В конечном результате главный плюс европейских стандартов обучения в контроле качества образования. Многие студенты ошибаются, замечая в новой модели оценки знаний только ограничение их свободы. Потому что теперь у каждого студента с задолжностью появился шанс вторично прослушать курс лекций, и тем самым не быть отчисленным из университета. К тому же с момента полного вступления России в Болонский процесс появится единое образовательное пространство, в связи с чем значительно увеличится зона поиска работы студентом после окончания вуза.

Новости
12 Декабря 2024, 11:48

Татарстан занял шестое место в РФ по экономическому потенциалу В третьем квартале 2024 года

При этом республика улучшила свою позицию по сравнению со вторым кварталом того же года, когда она находилась на 10 месте.

По результатам третьего квартала 2024 года, Татарстан занял шестое место в списке лидеров среди регионов с самым высоким экономическим потенциалом в России. При этом республика улучшила свою позицию по сравнению со вторым кварталом того же года, когда она находилась на 10 месте, как сообщают «Известия».

Первое место в этом рейтинге занимает Москва, второе — Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО, а третье — Московская область. В пятерку лучших также вошли Санкт-Петербург и Красноярский край. Места с седьмого по десятое заняли Тюменская, Свердловская, Иркутская области и Пермский край. Исследователи отмечают, что экономический потенциал подразумевает уровень развития реального сектора экономики. Этот показатель оценивается на основе размера фактически уплаченного в бюджет НДС, уровня среднемесячной зарплаты в регионе и общей прибыли предприятий и организаций региона.

Ранее TatCenter писал, что Татарстан занял первое место в рейтинге цифровой трансформации АПК.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: