Болонский процесс начался с подписания в 1998 году министрами образования Италии, Германии, Франции декларации «О гармонизации архитектуры европейского высшего образования». 18−19 июня 1999 года в Болонье министры образования 29 европейских стран подписали «Декларацию о Европейском пространстве для высшего образования». Этот документ послужил началом Болонского процесса, который предусматривал проведение до 2010 года ряда мероприятий, направленных на создание условий для повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского образования. В Болонский процесс Россия вступила в сентябре 2003 года. К 2010 году все выпускники российских вузов станут обладателями европейских приложений к диплому единого образца, утвержденному Советом Европы, Европейской комиссией и ЮНЕСКО. Данные дипломы на сегодняшний день признаются в 46 странах мира.
При разработке балльно-рейтинговой системы учитывался опыт казанских и российских вузов, в которых уже действовала подобная шкала оценки знаний студентов. Впрочем, нельзя сказать, что это окончательный вариант. По поводу балльно-рейтинговой системы между преподавателями постоянно идет дискуссия, поступают новые предложения по улучшению этой модели оценки знаний.
Михаил Щелкунов, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии КГУ, заявил, что у балльно-рейтинговой системы есть как плюсы, так и минусы:
— Если мы втянемся в Болонский процесс, то переход к балльно-рейтинговой системе неизбежен. Но, как и у любой новой системы, у нее есть свои плюсы и минусы. Положительными сторонами, безусловно, являются: новая модель оценки знаний, которая позволяет более объективно оценить качество образования, не делается акцент на моменте аттестации, как раньше. Отрицательные стороны кроются в формализованном подходе к этой системе. Наш экономический факультет уже три года участвует в этом эксперименте. Преподавателям гуманитарных дисциплин, конечно, будет сложно рассчитывать балл, вызовут трудности подачи в деканат ведомости каждый месяц. Лучший выход из этой ситуации. на мой взгляд, будет решение перевести все на программу, то есть преподаватель сдает свои сведения об успеваемости студентов, а программа сама высчитывает итоговый балл. Думаю, что скоро мы придем к этому.
Сейчас в балльно-рейтинговой модели обучения преобладают индивидуальные формы работы со студентами, вырабатываются единые требования к оценке знаний в каждой учебной дисциплине. В целом система рассчитана на повышенную ритмичную учебную работу студентов в течение всего семестра, устранение причин конфликтов по поводу уровня оценки знаний. То есть преподаватель не ставит отметку, а фиксирует то, что студент заработал в течение всего семестра.
Евгения Соколова, ведущий документовед отдела управления качества образования КГУ:
— Особенности балльно-рейтинговой системы КГУ заключаются в том, что преподаватель может сам устанавить количество баллов по дисциплине, которую он преподает. Во-вторых, сопоставимость рейтинговых показателей студента по разным дисциплинам и блокам академического рейтинга обеспечивается посредством принятия единого механизма оценки знаний студентов, выраженного в процентах, согласно которому 100\% — это полное усвоение знаний по учебной дисциплине, соответствующее требованиям учебной программы. Если студент получает рейтинговую оценку ниже 100 \%, то это означает, что какая-то доля от общего необходимого объема знаний студентом не усвоена.
Активное участие на практических занятиях, постоянное посещение пар, а также оценка на экзамене в идеале должны складываться в 100\%. То есть во время семестра студент должен заработать определенное количество баллов, которое даст ему право на сдачу сессии. Если же студент по определенной дисциплине наберет менее 40\% баллов, то к зачету или экзамену не допускается. При несданном зачете студент на платной основе сможет пройти курс заново и только потом сдать его.
Евгения Соколова отмечает:
— В России студенты не занимаются активно в течение семестра, как это принято в ряде зарубежных вузах. Наши студенты к экзамену готовятся за три дня. Но разве это учеба? При такой учебе знания у студента поверхностные. В европейских вузах большую роль играет работа в группе, тогда как российские студенты чаще работают над предметом самостоятельно.
Конечно, с переходом на балльно-рейтинговую систему у преподавателей увеличится методическая нагрузка. Они должны будут разработать свою оценку знаний. В течение семестра преподаватели должны будут провести не менее двух письменных контрольных проверок знаний каждого студента. В начале каждого семестра студент должен знать о максимальном количестве баллов, которое он может получить по каждому курсу. Система контроля знаний может сочетать письменные, устные, групповые и индивидуальные формы обучения.
Ольга Яковлева, доцент кафедры прикладной экологии, заместитель декана по учебной работе факультета географии и экологии КГУ:
— Каждый преподаватель будет обязан разработать новые методики для проведения самостоятельных работ в группе, вести журнал учета успеваемости студентов. Каждый месяц преподаватель должен будет сдавать в деканат ведомость посещаемости и оценки знаний студентов. На нашем факультете 80 групп, у каждой группы по 10 дисциплин. Получается, что каждый месяц в деканат будет поступать около 400 ведомостей текущего контроля знаний от преподавателей. Представляете, какая это нагрузка на деканат? Для обработки всех данных потребуется много времени.
Бурное недовольство у студентов вызвало введение обязательного посещения. Особенно остро подобную перемену в образовании ощутили студенты, которые вынуждены совмещать учебу и работу.
Евгения Соколова:
— Если студент сильный, то он будет успевать работать и учиться. На некоторых факультетах студенты пишут диплом по месту работы, поэтому совмещение работы и учебы для них необходимо. Впрочем, только из-за пробелов в посещении студентов отчислять не будут. Определение количества возможных пропусков будет зависеть от преподавателя. В КГФЭИ же, напротив, на всех факультетах два пропуска без справки приводят к карательным мерам.
Впрочем, уже сейчас с момента внедрения балльно-рейтинговой модели оценки знаний преподаватели факультета географии и экологии ощутили повышенную активность студентов в учебном процессе.
Ольга Яковлева:
— Балльно-рейтинговая система на факультете географии и экологии действует на всех курсах, кроме пятого. Сначала студенты первых и вторых курсов жаловались на жесткое отношение к пропускам занятий и систему оценки знаний на парах. Но теперь я вижу, что они стали более активными, готовятся к парам, заметен интерес к занятиям.
Огромным плюсом при вступлении КГУ в Болонский процесс будет академическая мобильность — студенты смогут беспрепятственно обучаться в европейских вузах в течение одного семестра или всего года. При этом оценки, получаемые за рубежом, будут учитываться и на родине студента. Корреспондент TatCenter.ru поинтересовался, не последует ли за этим нововведением массовое переселение российских студентов в европейские вузы, если учесть, что образовательное пространство станет открытым. Евгения Соколова:
— В любом случае Казанский университет без студентов не останется. Если мы разработаем понятные и интересные курсы для иностранных студентов, то желающие учиться в Казани найдутся. А российские студенты с казанскими дипломами смогут работать в Европе.
В конечном результате главный плюс европейских стандартов обучения в контроле качества образования. Многие студенты ошибаются, замечая в новой модели оценки знаний только ограничение их свободы. Потому что теперь у каждого студента с задолжностью появился шанс вторично прослушать курс лекций, и тем самым не быть отчисленным из университета. К тому же с момента полного вступления России в Болонский процесс появится единое образовательное пространство, в связи с чем значительно увеличится зона поиска работы студентом после окончания вуза.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: