С 18 марта, по опубликованному в пятницу постановлению правительства, в России начнут действовать новые ставки экспортных пошлин на нефтепродукты. Вывоз мазута подешевеет, а вот экспорт бензина, дизтоплива и остальных продуктов переработки нефти будет обходиться на 20% дороже.
- По утвержденной правительством методике ставки пошлин рассчитываются исходя из цены тонны российской нефти на мировых рынках: от нее отнимается $ 109,5, а затем полученная сумма умножается на коэффициент 0,236 для мазута и 0,438 для остальных нефтепродуктов. Мировая цена нефти определяется по результатам двухмесячного мониторинга, соответственно, раз в два месяца пересматриваются и ставки экспортных пошлин. Тарифы, которые будут действовать с 18 марта, на основании мониторинга за ноябрь — декабрь составят $ 36,7 за тонну мазута (минус 20% к действующей ставке) и $ 68,2 за тонну других нефтепродуктов (+19,6%).
С августа 2004 г. значительно выросли экспортные пошлины на нефть, а с 2005 г. увеличился и налог на добычу полезных ископаемых, напоминает замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович. Удерживать дальше привязку пошлин на нефтепродукты к нефтяным (90%) чиновники не рискнули, а итоговые ставки тарифа определились «исходя из сложившегося соотношения мировых цен на светлые и темные нефтепродукты», поясняет он.
Остановить рост цен на бензин, который за последние два года подорожал почти в два раза, новые тарифы не помогут, считает Сакович. «Пошлина носит исключительно фискальный характер и позволяет избежать критического недостатка нефтепродуктов на внутреннем рынке», — говорит он. К тому же рост цен на бензин не приводит к снижению спроса на него, и торговцы смогут просто переложить на потребителя свои дополнительные расходы, добавляет директор департамента госрегулирования тарифов Минэкономразвития Кирилл Андросов. В начале февраля ассоциации российских грузоперевозчиков требовали от чиновников снизить цены на бензин до уровня, «соответствующего развитию экономики России, уровню доходов населения», и компенсировать автопредприятиям затраты в случае повышения цен.
Нефтяники, экспортирующие в основном мазут, довольны решением чиновников. Снижение пошлины на него позволит увеличить поставки мазута за рубеж и загрузку российских НПЗ, надеется представитель «ЛУКОЙЛа» Геннадий Красовский. Замгендиректора «Татнефти» Азат Ягафаров, компания которого экспортирует бензин, напротив, опасается, что из-за роста пошлин на него нефтеперерабатывающие заводы будут затоварены. Но эту проблему компенсирует рост производства темных нефтепродуктов, полагает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. А даже 20%-ный рост пошлины на вывоз бензина, возможно, приведет к увеличению поставок этого вида топлива на внутренний рынок, что в конечном счете скажется и на ценах, не исключает эксперт.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: