Но прежде под объективами телекамер Владимир Путин поинтересовался у своего первого заместителя Виктора Зубкова, не повысятся ли в связи с отменой эмбарго внутренние цены на хлеб. Виктор Зубков считает такой сценарий маловероятным. «В случае если действительно будут какие-то вопросы, связанные с ростом цен, мы применим меры таможенно-тарифного регулирования», — рассказал первый вице-премьер.
Можно предположить, что речь идет о введении повышенной вывозной пошлины на пшеницу в том случае, если ситуация на российских прилавках обострится. Хотя вот что любопытно: с нового года цены на хлеб выросли примерно на 7,5%. А вот пшеница упала в цене практически вдвое.
После запрета на экспорт в конце прошлого года цены на зерно росли вплоть до нового года. Причиной этого повышения стали истерические настроение, а не дефицит зерна, заявлял тогда «РГ» вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. И последующее развитие событий подтвердило его правоту. После Рождества цены медленно сползали вниз вплоть до Международного женского дня, а затем бодро посыпались вниз. Стало очевидно, что часть зерна сельские хозяева предусмотрительно спрятали от государства — «как бы чего не отняли» и в надежде на сверхприбыли после засухи. А потом, поняв, что истерика — штука не вечная, пустили свои запасы на продажу, обваливая рынок.
В общем, Владимир Путин с предложением Виктора Зубкова согласился. «С 1 июля текущего года мы снимаем запрет на экспорт зерновых», — заявил он. При этом попросил Виктора Зубкова использовать все возможные механизмы для поддержки сельхозпроизводителей в период посевной и сбора урожая.
За отмену запрета на вывоз зерна в течение длительного времени выступает Российский зерновой союз во главе с Аркадием Злочевским. Аграрии недополучили прибыль из-за закрытой границы — внутренняя цена на зерно сейчас практически вдвое ниже, чем на мировом рынке. Что, по мнению экспортеров, свидетельствует об избытке пшеницы в России.
Противниками отмены эмбарго можно назвать животноводов, для которых зерновые корма — это процентов 60 себестоимости поставляемого на рынок мяса. Для животноводов, чем зерно дешевле, тем лучше. Но лишь в тактической перспективе, так как при низких ценах на зерно растениеводы теряют стимулы для развития производства, урожай сокращается, и зерно все равно дешевеет.
Опасения по поводу отмены эмбарго высказывал и председатель Центробанка РФ Сергей Игнатьев. Он во второй половине прошлой недели заявлял, что отмена эмбарго на экспорт российского зерна рискованна с точки зрения темпов инфляции. Иными словами, рост цен на зерно, если границу откроют, может потянуть за собой и подорожание других товаров.
На это эксперты уверяют, что, во-первых, у правительства есть в арсенале инструменты сдерживания внутренних цен. А, во-вторых, приток на мировой рынок российского зерна должен, по идее, привести не только к росту цен внутри страны, но и к снижению мировых котировок. Товара-то на «международной арене» станет больше. Тем более что примерно неделей раньше украинцы отменили у себя квотирование экспорта, так как поняли, что механизм это коррупционно емкий. А зерна у украинцев — завались и больше.
В общем, в конце прошлой недели первый вице-премьер Виктор Зубков, курирующий сельскохозяйственную отрасль, рассказал Владимиру Путину, что «сегодня рынок зерна у нас стабильный», и, разрешив экспорт, можно поддержать сельхозпроизводителей, имеющих экспортный потенциал. Этой весной аграрии Ставропольского, Краснодарского края, Ростовской области неоднократно говорили, что у них скопилось зерно, которое они готовы продать.
Несколько дней назад глава минсельхоза Елена Скрынник заявила о хороших предварительных результатах весеннего сева. Он идет с опережением, страна уже посеяла больше, чем в прошлом году, на 3,6 миллиона гектаров. Минсельхоз прогнозирует, что Россия соберет этой осенью около 85 миллионов тонн зерна и с учетом переходящих запасов в 17 миллионов тонн и потребности в 69 миллионов тонн должна быть обеспечена не только внутренняя потребность, но и открывается возможность для экспорта. Кроме этого, сейчас российское зерно, рассказал Виктор Зубков председателю правительства Владимиру Путину, стоит в среднем от 5 тысяч 200 рублей до 5 тысяч 400 рублей за тонну против 10 тысяч на мировом рынке.
Некоторые аналитики аграрного ры нка считают, что решение об отмене «зернового эмбарго», не подкрепленное какими-то новыми механизмами регулирования, будет, безусловно, выгодно для производителей, но действительно может разогнать рост продовольственных цен на несколько десятков процентов в ближайшие два месяца. Однако их оппоненты говорят, что зерно нового урожая появится на российском рынке уже в августе. А за месяц из России трудно вывезти больше четырех — пяти миллионов тонн зерна — просто потому, что транспортная инфраструктура не позволяет перевезти по железной дороге и перевалить в портах.
Пять миллионов тонн, проданные за границу, значительно меньше переходящих запасов и не могут нанести ущерб продовольственной безопасности России, если, конечно, не произойдет какой-нибудь природный катаклизм. Однако его вероятность сейчас оценивается как ничтожная.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: