Экспаты — это люди, имеющие гражданство одной страны, но постоянно живущие в другой.
Выборка исследования состояла из топ-менеджеров компаний-клиентов, большинство из которых заняты на позициях HR-директоров. Среди опрошенной аудитории в 87% компаний работают экспаты. Средняя доля работающих в компании экспатов от общего числа сотрудников колеблется в пределах от 1% до 5%. Лишь у одной компании из всей выборки количество иностранных работников составляет 10%, то есть каждый десятый сотрудник.
В 68% компаний, участвовавших в исследовании, иностранные работники занимают позиции топ-менеджеров, в 26% — позиции менеджеров среднего звена. Основные сферы, в которых заняты экспаты в компаниях, — это маркетинг (18%), продажи (17%), финансы (12%) и администрирование (10%).
Ольга Калаушина, территориальный директор отделений дивизиона Professional Technical:
— В настоящее время российский рынок стремительно развивается, демонстрируя высокий спрос на высококвалифицированных специалистов, особенно управленцев. Самые большие проценты иностранных менеджеров в маркетинге и продажах объясняются тем, что данные области начали развиваться в России сравнительно недавно. В связи с этим на первый план выходит опыт западных коллег, которые обладают обширными знаниями и методологией ведения бизнеса. Для эффективного развития и обеспечения конкуренции на рынке многие российские компании путем бенчмаркинга стремятся получить западных менеджеров.
По мнению респондентов из компаний, основной причиной приезда экспатов на работу в Россию является то, что на данный момент российский рынок кажется иностранцам наиболее перспективным и на нем наблюдается наибольшая деловая активность — так ответила половина респондентов. Еще 42,66% иностранных работников приезжает «в командировку» — их направляет на работу за границу материнская корпорация. Любопытно отметить, что, по мнению наших респондентов, ни один экспат не приехал в Россию по причине интереса к нашей культуре и языку.
Причины, по которым компании ищут на ключевые позиции и принимают на работу экспатов, варьируются. 68% компаний руководствуются наличием у последних зарубежного опыта ведения дел в той или иной области, 11% говорят о возможности введения инноваций в структуру компании. Еще 7% респондентов упоминают знание западных технологий, как преимущество иностранных работников. Также среди ответов были такие, как «привнесение нового опыта, экспертизы и культуры», «зарубежные связи», «культура ведения бизнеса».
Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services CIS:
— На мой взгляд, самые сильные стороны экспатов — эффективный project management, стратегическое планирование и глубокое знание отраслей, еще сравнительно «молодых» для российского рынка. Именно благодаря этим качествам менеджеры-иностранцы особенно эффективны в реализации крупных проектов и развитии новых индустрий. Это подтверждается опытом многих западных FMCG-компаний, которые пришли в Россию во главе с командой иностранных управленцев. Однако когда у компаний накапливается опыт функционирования на российском рынке, основной менеджмент переходит в «русские» руки, а за экспатами остаются позиции генерального менеджмента.
Александра Лебедева, директор Казанского представительства Kelly Services:
— Иностранцы представлены в Татарстане в основном в кластере Набережные Челны — Елабуга, где сосредоточены совместные предприятия автомобильной индустрии. В самой Казани экспатов можно пересчитать по пальцам, преимущественно это руководители филиалов зарубежных компаний. Поскольку Татарстан сейчас активно развивается, растет и присутствие зарубежных сотрудников в республике.
Тем более важно сделать жизнь иностранных специалистов удобной и комфортной. Показателен в этом плане опыт Набережных Челнов, где почти в любом кафе или ресторане можно получить меню на английском и пообщаться с официантом, владеющим иностранным языком. Однако большинство компаний предпочитают делать ставку на управленцев-россиян, используя помощь иностранных специалистов только в качестве консультантов на стадии start-up, а затем передавая бразды правления российским менеджерам.
Негативные, а спекты приема на работу экспатов, отмеченные работодателями, — это высокие ожидания по заработной плате (34%), незнание русского языка и непонимание российского менталитета (26%), что способствует непониманию некоторых важных аспектов ведения бизнеса в России, а также сложности, связанные с законодательством при приеме на работу экспата (20%). Общеизвестно, что оформление иностранных работников является сложным и трудоемким процессом.
Наталия Матусова, директор по продажам и маркетингу Kelly Services CIS:
— В последние два года наметилась тенденция назначения российских специалистов высшего звена на должности, ранее занимаемыми иностранцами. Это в первую очередь связано с тем, что среди соотечественников с начала 90-х годов успело вырасти поколение квалифицированных кадров.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: