Неужели кризис заставил экономить путешественников с банковской картой в кармане? Заставил, если наши траты выразить в валюте. Переведя зарубежные затраты на покупки в рубли, эксперты выяснили, что в девальвированной нацвалюте об экономии речи не идет.
Экономить: смотря в какой валюте
В 2009 году, после более 5 лет роста, заграничные траты россиян в валюте упали до уровня 2007 года, сигнализируют данные из второго ежегодного исследования КБ «Ситибанк» зарубежных покупок россиян, являющихся клиентами Ситибанка за пределами России с использованием кредитных карт. Доля платежей за рубежом в 2009 году снизилась до 17,9% от общего объема всех платежей по кредитным картам по сравнению с 19,4% в 2008 году, практически вернувшись на уровень докризисного 2007 года. Причина этого явления для экспертов ясна. Это произошло за счет снижения расходов на шопинг.
При этом падение расходов в абсолютных значениях в валюте в «Ситибанке» связывают в основном с девальвацией рубля. В 2009 году размер средней зарубежной транзакции в долларах США сократился на четверть — с $ 220 до $ 166, но остался почти неизменным в российских рублях. В рублевом эквиваленте объем трат сохранился на уровне 2008 года и даже показал некоторый прирост.
Руководитель управления кредитных карт КБ «Ситибанк» Михаил Бернер:
— В 2009 году россияне не стали кардинально менять или отказываться от своих потребительских привычек в путешествиях за рубежом. Об этом свидетельствует небольшая положительная динамика роста средней транзакции в рублях и увеличение объема трат в рублях почти по всем категориям покупок и наиболее популярным туристическим направлениям.
Но все-таки кризис оказал влияние. По оценкам эксперта, он проявился, прежде всего, в резком падении темпов роста объема зарубежных покупок — за пять лет был показан самый незначительный рост.
География выучена на зубок
При этом географические предпочтения зарубежных трат россиян за последние пять лет не изменились. Исследование показало, что США, Италия, Великобритания и Франция по-прежнему занимают первые позиции по объему совершенных покупок российскими держателями кредитных карт.
Абсолютное лидерство сохраняет США на протяжении последних пяти лет. Этот факт эксперты объясняют тем, что большая часть туристов совершает индивидуальные поездки в США, которые характеризуются более высокими тратами в стране пребывания и включают дополнительные транспортные расходы на передвижение из одного города в другой.
Италия последние три года удерживает почетное второе место, сохраняя звание «модной столицы». Великобритания завоевала «бронзу», оттеснив Францию на четвертое место. На пятом месте предпочтений — Швейцария, чьи горнолыжные курорты облюбовали россияне. Шестое место стабильно занимает Испания.
Финляндия и ОАЭ переместились вниз. В рейтинге стран по объему заграничных расходов в 2009 году (по сравнению с 2008 г.) Финляндия опустилась на 7-е место, ОАЭ — на 9-е. Турция обошла арабских шейхов и Австрию, поднявшись на 8-е место. Австрийские горнолыжные курорты не спасли страну от падения на 10-е место.
Причем единственной страной, где средняя сумма покупки по всем категориям товаров увеличилась в валюте, стал Кипр — с $ 300 до $ 320. Причем Греция, в отличие от других стран лидеров по объему зарубежных расходов россиян, продемонстрировала сокращение средней транзакции, как в долларах, так и в рублевом эквиваленте, с $ 330 в 2008 году до $ 245 в 2009 году, с 8100 рублей до 7800 рублей. В целом наибольшее падение размера покупки в долларах показали ОАЭ, Италия и Греция.
На сегодняшний день, самой популярной у россиян страной для покупки ювелирных изделий является Турция (с долей в 23% от всех трат в этой стране), для одежды и обуви — Италия (около 41%).
Что сметаем с «полок» мирового супермаркета
Тенденцию к уменьшению среднего размера покупки исследователи отметили по всем основным категориям товаров. Наибольшее снижение в категориях «ювелирные изделия» и «товары для дома». В то же время все остальные категории в пересчете на рубли показали небольшой, но рост.
Наибольший рост объема покупок в нынешнем сезоне зафиксирован в категории «авиабилеты». Как считают в «Ситибанке», это связано, в первую очередь, с ростом популярности электронных авиабилетов. За последние пять лет эта категория перебралась с девятого на третье место по объему расхо
дов россиян, а за последний год выросла с 7 до 12%.
Но, как и в предыдущие годы, больше всего средств россияне расходуют при оплате услуг в гостиницах. Причем в 2009 году доля трат в этой категории по сравнению с 2008 годом увеличилась до 22% с 19% в прошлом году.
Еще один бессменный призер рейтинга, несмотря на существенное снижение объемов платежей, — магазины одежды, несмотря на значительный спад покупательской активности в странах «классического» шопинга (Италия, Франция и ОАЭ).
Эксперты не исключают, что лидерство категории «одежда», как одной из самых популярных категорий трат россиян за рубежом, сохранится и в будущем, до тех пор, пока розничные цены на марки одежды и обуви наиболее популярных мировых производителей в России будут оставаться неоправданно высокими.
Фото — сайт www.kokos.lv
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: