Новости
12 Мая 2016, 12:10

Экономический рост за счет средств населения: стоит ли поддаваться панике?

Резонансная новость о том, что рост экономики чиновники предлагают обеспечить за счет снижения зарплат россиян, гарантировав последним «год добровольной бедности», породила немало дискуссий. В новом выпуске спецпроекта TatCenter.ru «Мнения» экономист Игорь Кох разбирает проект макроэкономического прогноза МЭР на 2016−2019 годы, призывает не паниковать и подчеркивает, что сценарий базируется не на стремлении правительства урезать все, что можно, а на реальной экономической действительности.

Широкий общественный резонанс вызвала новость о том, что минэкономразвития РФ предлагает выходить из стадии рецессии при помощи ограничения роста зарплат в 2016—2017 годах.

Многие, не разобравшись толком в ситуации, фактически поддались панике, представив, что затянуть пояса придется так, что дальше некуда. Это при условии, что у значительной части населения дела и сейчас обстоят, мягко говоря, не лучшим образом.

Напомню, на днях был опубликован доработанный проект макроэкономического прогноза МЭР на 2016−2019 годы. Документ позволил понять, как именно предполагается реализовать целевой сценарий прогноза — с выходом на рост ВВП в 4,5\% к 2019 году.

По мнению специалистов ведомства, выход из рецессии будет возможен уже в ближайшие пару лет, если ограничить рост зарплат в 2016—2017 годах (с последующей компенсацией в 2018—2019 годах), обеспечить бурный рост корпоративных прибылей в 2018—2019 годах, направить инвестиции из Фонда национального благосостояния и бюджета в «системообразующие и эффективные инвестпроекты» и сократить потребление энергии.

Наибольший интерес в документе представляют данные целевого прогноза и его обоснование — это, по своей сути, предложение МЭР Белому дому по развитию экономической политики до 2019 года. Примечательно, что исходя из того, что оно уже в целом согласовано правительством 21 апреля, оно описывает взгляд правительства на его действия на период до начала 2020 года. При этом важно учитывать, что в проект еще могут быть внесены существенные изменения осенью, когда в обновленную Госдуму попадет исправленный бюджет на этот год и на трехлетку 2017−2019 годов.

Ожидаемо, что население России, услышав о подобных планах, вошло в состояние стресса. Прежде всего, всех взбудоражило известие о том, что рассчитывать на индексацию зарплат пока не приходится. Однако в этом нет ничего удивительного.

При отсутствии в целом в стране экономического роста, роста ВВП, не следует ожидать роста доходов каких-либо субъектов, это очевидно. Это скорее не цель правительства, а констатация факта.

Что касается компенсации в будущем, на данный момент это просто обещание.

Если к упомянутому периоду экономическая ситуация в стране существенно улучшится, то правительство обещает в эти годы обеспечить ускоренный рост зарплат, а также различных выплат.

Главная же цель всех описанных действий, по заявлению ведомства, — ускоряющийся рост инвестиций с 3,8 \% в 2017 году до 7,1\% в 2019 году, когда они должны достичь уровня 24,1 \% ВВП. Отмечается, что их источниками в описанной схеме будут не столько сбережения населения, сколько корпоративные прибыли. Они, оставаясь в 2017 году на том же уровне, что в 2015-м, в год президентских выборов, согласно прогнозу, должны вырасти на 12\%, а в 2019 — на 10,8 \%.

Не совсем ясно, на чем базируется прогноз такого рода. Рискну предположить, что речь идет вновь о закономерностях.

Когда начинается рост экономики, пусть даже не интенсивный, первое, что растет — это корпоративная прибыль. Возвращается спрос на товары, появляется возможность производить больше, и, следовательно, бизнес становится более прибыльным. Увеличение же корпоративных прибылей правительство, согласно своим расчетам, видит именно в обозначенных объемах.

Думаю, что можно говорить лишь об этом, потому что какие-либо специальные меры, направленные на увеличение корпоративных прибылей, вряд ли будут предприниматься.

В описательной части прогноза МЭР упоминает, что цель будет достигнута не только сдерживанием расходов на потребление и соцобязательства, но и господдержкой «системообразующих и эффективных инвестиционных проектов» и «опережающим ростом инвестиций в инновационные сектора экономики». Инвестиции при этом будут не только частными, из возросших прибылей, но и государственными — из Фонда национального благосостояния.

Правда, все помнят, что к концу прошлого года ресурсы фонда значительно поистрепались. Стоит ли в этом случае делать на него ставку?

Объемы ресурсов, оставшихся в фонде, действительно, не очень большие по сравнению с масштабами российской экономики, но, тем не менее, это ресурсы, которые не нужно ни у кого отнимать и перераспределять. Это те средства, которые существуют за пределами нынешней экономической системы и которые могут быть «влиты» в экономику без ущерба для кого-либо конкретно. В любом случае от подобных вливаний можно наблюдать определенный стимулирующий эффект.

Другое дело, что этот эффект может быть в разной степени положительным или вовсе не принести никакого результата. Все зависит от того, на что эти средства будут направлены.

К примеру, их можно пустить на повышение тех же зарплат, и, по сути, эти деньги растворятся бесследно. Если же расходовать их с умом, направляя на серьезные инфраструктурные проекты, то эти средства потянут за собой и другие инвестиции, эффект распространится на смежные отрасли, что позволит разогнать экономику в некой ощутимой степени.

При разборе документа, некоторые СМИ обратили внимание на то, что в целевом сценарии ведомства есть существенный парадокс, который заключается в том, что переход к экономическому росту при помощи упомянутых мер в расчетах минэкономики сопровождается довольно быстрым сокращением занятости (с 72,7 млн экономически активного насления в 2015 году до 71,5 млн в 2019-м) при падающей до докризисных 5,6\% (по МоТ) общей безработице. По мнению журналистов, сокращение экономической активности населения при промышленном росте и росте производительности труда выглядит чудесным явлением — оно представимо только в случае технологической революции.

Однако я убежден, что министерство и не думало о чуде. Минэкономики ведет речь о естественных демографических процессах, происходящих в стране.

В последние годы тенденция такова, что на пенсию уходит большее количество людей, нежели включается в работу. Экономически активное население сокращается, и в 2019 году оно будет еще меньше, чем сейчас. Но никакого серьезного противоречия в заявлениях и планах министерства я не вижу. Ведь речь не идет о революции, не стоит ожидать повышения производительности в 1,5−2 раза, но добиться ее повышения на 1−2\% процента и тем самым достичь соответствующего роста ВВП вполне реально и в описанных условиях.

Предложенный сценарий учитывает существующую действительность. А его основные ключевые точки базируются на тех предложениях, которые в этой ситуации могли бы позволить выйти на экономический рост.

Завкафедрой ценных бумаг, биржевого дела и страхования КФУ

д.э.н. Игорь Кох

специально для TatCenter.ru*

Ранее в проекте:

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: