Экспорт товаров увеличился с $ 75,6 млрд в 1999 г. до $ 183,5 млрд в 2004 г., и, как ожидается, в 2005 г. он достигнет уровня примерно в $ 215 млрд. Благодаря росту экспорта сальдо счета текущих операций России выросло с $ 24,6 млрд. в 1999 г. до $ 60,1 млрд. в 2004 г. Увеличение объемов экспорта оказывало и косвенное влияние на рост экономики — Центробанк конвертировал счет текущих операций в рублевую ликвидность, что позволяло финансовой системе распределять выручку от экспорта по всем отраслям экономики, повышая внутренний спрос.
Остановленные инвестиции
Начиная примерно с 2002 г. на фоне повышения реальных доходов потребительский спрос сместился в сторону более качественной и дорогой продукции, которая в России никогда не производилась. Быстрый рост импорта на фоне относительно стабильного в то время реального эффективного курса рубля явно указывал на дефицит производственных мощностей в ряде отраслей, работающих для внутреннего рынка. И похоже, что к 2003 г. предприятия осознали необходимость инвестирования в производственную базу для того, чтобы успешно конкурировать с импортом.
Таким образом, начиная с 2003 г. катализатором экономического роста стали инвестиции, которые росли существенно быстрее, чем ВВП в целом. Но со второго полугодия 2004 г. на фоне усиления давления государства на бизнес инвестиционная активность стала снижаться, а с другой стороны, увеличилось налоговое давление на нефтяную отрасль, в результате чего был ограничен приток рублевой ликвидности в частную финансовую систему. Благодаря этому Минфин смог аккумулировать в стабилизационном фонде более $ 25 млрд., но достигнуто это было ценой замедления роста капитализации банковской системы и, соответственно, сокращения потенциала экономического роста. Неудивительно, что рост в конце 2004 — начале 2005 г. замедлился на фоне значительного увеличения экспорта и притока валютной выручки.
Стагнирующий экспорт
Между тем рост экспорта также скорее всего существенно замедлится в среднесрочной перспективе, поскольку масштабные капиталовложения, необходимые для наращивания производства в экспортно-ориентированных отраслях, не были осуществлены ни в государственном, ни в частном секторе. Объявленный курс на консолидацию «стратегических» активов в руках государства, в первую очередь нефтяных, скорее всего приведет к снижению эффективности инвестиций — государственные компании и в России, и во всем мире показывали гораздо менее впечатляющие результаты, чем частные компании. И пока нет никаких оснований утверждать, что ситуация может поменяться.
Загрузка мощностей в основных экспортно-ориентированных отраслях уже почти достигла уровня 1990 г. — высшей точки развития советской экономики. Поскольку новых производственных мощностей в капиталоемких экспортных отраслях почти не было создано, не исключено, что через два-три года рост экспорта в физическом выражении может не только существенно замедлиться, но и вовсе прекратиться. При этом не стоит забывать, что внутреннее потребление сырья растущей российской экономикой также будет увеличиваться. А ожидать в ближайшее время быстрого увеличения экспорта несырьевых товаров из России, по крайней мере в тех масштабах, которые бы могли компенсировать «недостаток роста» в сырьевых отраслях, не приходится.
Если при этом еще и прекратится рост цен на сырье, то в недалеком будущем российский экспорт может стабилизироваться на уровне 2005 г. или даже снизиться. На фоне неизбежного повышения курса рубля и затормозившегося ввода производственных мощностей для внутренних отраслей по-прежнему будет увеличиваться импорт, хотя, возможно, и менее высокими темпами. Сальдо счета текущих операций начнет быстро сокращаться, оставаясь, впрочем, положительным.
Стагнация экспорта должна оказать не только прямое, но и косвенное влияние на экономический рост: сокращение сальдо счета текущих операций, а значит, и сокращение чистого притока валюты может ограничить увеличение денежной массы, что приведет к замедлению роста активов финансовой системы. Вследствие реального укрепления рубля ВВП в долларовом в ыражении будет увеличиваться быстрее, чем в реальном, что, в свою очередь, приведет к ускоренному сокращению счета текущих операций как доли ВВП. Сальдо счета текущих операций может уменьшиться до $ 30 млрд. в 2007 г. и до $ 20 млрд. в 2008 г. (против $ 60 млрд. в 2004 г. и ожидаемых почти $ 70 млрд. в 2005 г.), а как доля ВВП — до 2−3%. Эффект масштаба сделает все разговоры о «стерилизации избыточной ликвидности». неактуальными.
Модель 2008 г.
Эти обстоятельства должны неизбежно привести либо к существенному изменению модели роста, либо к резкому его торможению. При этом неизбежная смена модели экономического развития придется на период повышенной чувствительности и власти и электората к социально-экономическим процессам, поскольку в России будет идти подготовка к очередным выборам — со всех точек зрения 2007 и 2008 гг. могут стать периодом значительных перемен в России.
С экономической точки зрения в этот период еще более должна возрасти роль инвестиций в производственные мощности и повыситься роль внешних заимствований: компаниям для роста потребуются значительные средства, которые будет невозможно привлечь на «стерилизованном» внутреннем рынке. Потребности российских компаний и банков во внешнем финансировании (в чистых внешних заимствованиях) в 2006—2008 гг. будут устойчиво возрастать и составят существенно больше нынешних $ 20−25 млрд. в год.
Правительство столкнется с необходимостью снижения налогового давления на нефтяную отрасль, что будет непросто сделать без ограничения роста государственных расходов. В 2006 г. ожидается существенное повышение социальных расходов бюджета, а также рост госинвестиций. Вместе с тем качество государственных институтов по-прежнему является ахиллесовой пятой России. Проблема имеет системный характер, и власть не предлагает рецептов ее скорого решения. Таким образом, вряд ли следует рассчитывать на то, что государственные инвестиции будут эффективными, в то время как расходная база бюджета будет увеличена, что создаст дополнительные проблемы в 2007—2008 гг.
Все идет к тому, что не только сальдо счета текущих операций, но и профицит федерального бюджета начнет устойчиво сокращаться уже начиная с 2006 г., а в 2007—2008 гг. может возникнуть угроза его дефицита. Смягчение бюджетной политики будет означать, что время, когда устойчивая стабильность государственных финансов была козырной картой России, позволившей получить стране инвестиционные рейтинги от ведущих рейтинговых агентств, может подойти к концу.
Сохранить макроэкономическую стабильность, не допустить дефицита бюджета в среднесрочной перспективе и поддержать рейтинг страны (или даже добиться его повышения) — вот основные задачи макроэкономической политики правительства. Для обеспечения высоких темпов роста российским компаниям потребуется все более активно привлекать заемный капитал из-за рубежа и государству нужно сделать все для улучшения условий заимствований частным сектором, особенно с учетом ожидаемого дальнейшего роста процентных ставок на мировом рынке.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: