Моих приятелей тогда выручила поломка измерительного оборудования. Проверка так и не состоялась. Случись она, все могло бы кончиться не в пользу автомобилистов. По данным экологов, в выхлопе каждого четвертого автомобиля обнаруживается повышенное содержание вредных веществ. Это обусловлено низким качеством топлива в Казани и за ее пределами. Пока чиновники «тормозят» принятие жестких норм чистоты топлива, за недобросовестных продавцов некачественного бензина расплачиваться приходится водителям, которые его приобрели.
- Токсичность автотранспорта в Казани
- Новое китайское топливо
- Российское топливо и его продавцы
- История деятельности экологической милиции
- Кто может проверить машину
- Альтернативные виды горючего
- Экология личного автомобиля
- Где держать автомобиль?
- Закон об экологической безопасности автомобильного транспорта
- Экологическая милиция Татарстана
В России каждый год выбрасывается в атмосферу около 50 млн. тонн загрязняющих веществ. Более 20 млн. тонн от общего числа приходится на автотранспорт. В 75\% городов России уровень загрязнения превышает предельно допустимые концентрации (ПДК). Почти в ста городах регистрируются пятикратные превышения ПДК.
ТОКСИЧНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТА В КАЗАНИ
Ежегодно каждый москвич вдыхает до 200 кг серы, свинца и прочих вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу вместе с автомобильным выхлопом. В Казани — не многим меньше. По данным Санэпиднадзора, жители домов, расположенных вблизи крупных магистралей, в полтора раза чаще страдают заболеваниями органов дыхания. В городе до 60\% увеличилось количество легочных патологий, в 1,7 раза возросла заболеваемость бронхиальной астмой. Сократить количество транспорта в городе вряд ли удастся. Поэтому власти пришли к выводу ввести более жесткий экологический контроль над автомобилями.
Татарстанские экологи в мае этого года начали проверки на дорогах. Когда все сроки прохождения техосмотра истекли, «зеленые» милиционеры вместе с инспекторами ГИБДД, вооружившись газоанализаторами, вышли на улицы города. В основном, конечно, проверялись автопредприятия и содержащиеся у них на балансе большегрузы и автобусы. Но владельцы частных автомобилей проверок тоже не избежали. За период с мая по июль было проверено 305 автомашин. Выхлопы половины из них оказались с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК).
С июля по август экологи проверили 111 машин, 49 из которых загрязняли атмосферу Казани выбросами свинца, цинка и других вредных веществ сверх установленной нормы.
Норма содержания вредных веществ в выхлопе автомобиля:
- СО — 3,5
- СН — 2
Как уже было сказано, повышенное содержание вредных веществ в выхлопе автомобиля определяется качеством бензина. Недавно на северо-востоке Китая начали производить этанолсодержащее топливо, которое позволит снизить загрязнение окружающей среды отравляющими выхлопами автомобилей. В июле в трех китайских городах приступили к заправке машин бензином, содержащим этанол. По объяснению ученых, этанолсодержащее топливо, получаемое на основе переработки кукурузы, представляет собой один из экологически чистых и возобновляющихся видов энергоресурсов. Одновременно производство этанолсодержащего топлива решит проблему с просроченными зерновыми. Китайцы уже произвели 220 тыс. тонн этанолсодержащего топлива, часть которого распродали у себя, а остальное успешно экспортировали в Японию и Корею. До России же оно пока не дошло.
РОССИЙСКОЕ ТОПЛИВО И ЕГО ПРОДАВЦЫ
Предприятия, торгующие топливом, никогда ничего не имели против жестких стандартов. Но сами проверки вызывают у них много вопросов. В законе не оговорено, как часто их нужно проводить, поэтому транспортная инспекция может при желании приезжать хоть ежедневно. При этом каждую проверку оплачивает сама фирма. «Если мы что-то нарушаем, то обязаны платить штраф, но если топливо качественное, за что же с нас брать деньги?» — с подобными вопросами продавцы топлива часто обращались к экологам.
По результатам проверок экологической милиции, в Москве в этом году не выявили ни одного случая использования этилированного бензина, только 5−10\% дизельного топлива превысило допустимую норму по сере. Это вполне объяснимо. Большинство московских заправочных станций имеет свои мини-лаборатории и проводит обязательный экспресс-анализ при сливе бензина в хранилища. Кроме того, московские фирмы в основном работают с проверенными партнерами и стараются покупать только качественное топливо.
Что же касается Казани, то здесь беспредел, царящий на автозаправках, известен каждому водителю. К тому же, в отличие от своих московских коллег татарстанские экологи не проверяют качество топлива на наших автозаправках. «Зеленые» милиционеры следят лишь за санитарным состоянием бензоколонок и их документацией.
Между тем, экологи говорят, что выброс вредных веществ автомобилями зависит не только от качества бензина.
Виталий Криворученко, лейтенант, сотрудник УБПОООС МВД РТ:
— Водители и сами нередко добавляют в бензин присадки, чтобы повысить октановое число. Кроме того, некоторые автовладельцы вовремя не меняют фильтры или устанавливают карбюраторы на повышенное число оборотов, что в свою очередь приводит к повышенному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу.
Правда, оштрафованный автолюбитель может «отомстить» — сообщить, где именно он залил в бензобак некачественный бензин. И тогда штраф будет грозить и продавцам, и поставщикам топлива. Производители топлива сейчас обязаны получать трехлетнюю лицензию на свою деятельность, которая дается только при условии соблюдения норм по основным вредным веществам. Если же штраф в 200 минимальных окладов не возымел действия, и предприятие не перестало торговать «грязным» бензином, повторная проверка может приостановить действие по лицензии. А суд, куда в подобных случаях передаются материалы проверки, может эту лицензию и вовсе изъять.
ИСТОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МИЛИЦИИ
Экологическая милиция впервые была создана в порядке эксперимента в Москве в 1996 году. За три года работы ее деятельность подвергалась резкой критике в СМИ. Юристы указывали на незаконность ее существования и вымогательство денег у автовладельцев. По словам и.о. начальника ГУВД Москвы Виктора Швидкина, новое подразделение дублировало работу ГИБДД, а все возбужденные им уголовные дела были закрыты либо за отсутствием состава преступления, либо за малой значимостью. В начале 2000-го года Швидкин по приказу министра внутренних дел Владимира Рушайло упразднил экологическую милицию. Дело приняло скандальный оборот: высказывались мнения, что подразделение стало жертвой неприязненного отношения руководства МВД к бывшему начальнику ГУВД Москвы Николаю Куликову и всем его совместным проектам с Юрием Лужковым.
Но в сентябре 2001 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление «Об управлении по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды ГУВД Москвы». Благодаря документу эксперимент, отмененный ранее без согласования с руководством Москвы, продолжили.
Между тем, за время работы московской экологической милиции было возбуждено более 450 уголовных дел и несколько тысяч административных. Предотвращенный ущерб исчисляется сотней миллионов рублей, что вполне перекрыло затраты на содержание экологической милиции за счет бюджета города. Конфликт с ГИБДД был связан с тем, что за сотрудниками этого ведомства не были закреплены функции замера уровня токсичности и дымности автомобилей. Когда это вменили в обязанность экологической милиции, тогда и возникли сложности. Но впоследствии на уровне ГУВД города вопрос взаимодействия ГИБДД и экологической милиции был решен положительно.
Инспекторам экологической милиции разрешили носить табельное оружие. Хотя на выезды они ездят без автоматов. Еще при сотруднике всегда должен быть экспертный чемоданчик, чтобы он мог взять пробы воздуха, воды либо проверить машину на предмет выброса СО, СН.
Противники же экологической милиции считают, что юридический фундамент воскресшего, как Феникс из пепла, подразделения более чем зыбкий. Они связывают это с тем, что нужную властям структуру вновь «родили» посредством приказа, а не путем внесения поправок в Закон о милиции. Оппоненты эксперимента верили, что закончится, он скорее всего, так же бесславно, как и в прошлый раз: какой-нибудь жаждущий публичности адвокат возьмется опротестовывать законность существования означенной структуры, а какой-нибудь высокий чин МВД признает эксперимент не оправдавшим себя и «прикроет лавочку».
Все же, полномочия «зеленой» милиции нужно было закрепить поправками в законе, которые, согласно Конституции РФ, могла бы внести только Госдума.
Функции борцов с правонарушениями в области окружающей среды долго находились в стадии разработки. В качестве основной из функций подразделения считалась персональная ответственность каждого из «зеленых милиционеров» за чистоту и порядок на вверенном участке города. Кроме того, экологическая милиция подключилась к наблюдению за обработкой зимних улиц против гололеда и вывозом снега с дорог и из дворов.
Результаты деятельности экологов на дорогах: в начале 90-х годов чадило примерно 30\% автотранспорта, а к концу десятилетия — 11−12\%. Поначалу выхлоп не соответствовал требованиям у каждой третьей-четвертой машины, а уже через полгода работы экологов — у пятой-шестой. Через год экологическим стандартам не отвечал только каждый шестой-седьмой автомобиль. Таким образом, «зеленые» милиционеры все же заставили водителей чаще обращаться на автосервис и регулировать двигатели.
Сейчас экологическая милиция работает совместно с ГИБДД, у сотрудников которой есть полномочия останавливать автомобили. Что касается замеров и штрафов, то этим занимаются уже сами экологи.
Виталий Криворученко:
— Остановить коптящий автомобиль вправе только сотрудник ГИБДД, а произвести замеры на содержание СО и СН — сотрудник экологической милиции при помощи газоанализатора. Но ни первый, ни последний не смогут проверить автомобиль по экологическим параметрам, если водитель предъявит действующий талон техосмотра.
По данным татарстанских экологов, у каждой третьей-четвертой машины из десяти, останавливаемых для проверки, в выхлопе содержатся превышающее норму вредные вещества.
Размер штрафа за превышенное содержание СО и СН в выхлопе автомобиля может составить от 1-го до 3-х минимальных размеров оплаты труда (от 100 до 300 рублей.) Штраф за несанкционированную мойку машины в природоохранной зоне обойдется нарушителю в 300 рублей.
В приказе МВД, в котором перечислялись обязанности и права московских экологов при возобновлении их деятельности в октябре 2001-го, пункт о контроле автотранспорта не внесли. Проверка выхлопа (и только в ходе государственного технического осмотра) возлагалась на ГИБДД. Город лишился достаточно эффективного механизма защиты от вредных выбросов. Когда он действовал, экологическое ведомство получило от Госкомэкологии права уполномоченного органа по контролю за атмосферным воздухом, возможность применять по отношению к автотранспорту весь спектр нормативных документов, и это было зафиксировано в соответствующем распоряжении Правительства РФ.
Кроме того, действовал трехсторонний договор между Госкомэкологии, МВД и московским правительством. Вместе с сотрудниками автоинспекции экологи останавливали машину, замеряли выхлоп, и эта процедура имела для водителя вполне серьезные последствия: у него задерживали водительское удостоверение, составляли протокол о нарушении правил эксплуатации транспортных средств. Свои «права» нарушитель мог вернуть только после общения с административной комиссией и оплаты штрафа. К тому же, его официально предупреждали, что он обязан отрегулировать двигатель. И эта мера действовала. До тех пор, пока экологическую милицию не переориентировали на оформление таких нарушений по другой статье Кодекса об административных правонарушениях, уже не столь жесткой. По ней уже не предусматривалось, в частности, задержание водительского удостоверения. Экологи составляли протокол, вызывали водителей на комиссию, посещали которую менее одного процента вызванных. А зачем приходить, если «права» при тебе, а мер воздействия практически никаких. В общем, работа шла насмарку.
В первую очередь, ГИБДД проверяла автопредприятия, на которые приходится несколько тысяч грузовиков и автобусов. Вместе с сотрудниками Министерства природных ресурсов инспектора проверяли автохозяйства и обязывали их очень тщательно готовить машины к техосмотру, причем дважды в год. А вот с частными машинами и транзитным автотранспортом разговор короткий: водитель предъявил талон техосмотра и свободен. Как и где он его проходил, уже не установишь. Если же талона нет, составляется протокол об административном нарушении, и это все.
329-й приказ МВД был выпущен вроде бы в интересах граждан, но, по словам самого начальника московского подразделения экологической милиции Константина Полуды, документ этот был, «по сути, подзаконный акт», так как противоречил правилам дорожного движения, в которых перечислены все нарушения при эксплуатации транспортных средств, в том числе по выхлопу. Правила были утверждены Правительством РФ, а приказ, запрещающий замеры на дорогах и соответственно прекращение эксплуатации автомобиля, издан Министерством внутренних дел. Таким образом, получалось, что ведомственный акт подменял собой одно из положений документа федерального уровня. А экологическая милиция и ГИБДД должны были закрывать глаза на явное нарушение закрепленной в правительственном документе природоохранной нормы.
В прошлом году Правительство России рассматривало программу по переводу московского автотранспорта на природный газ и другие альтернативные виды горючего, широкому использованию электротранспорта, комбинированных силовых установок. Программу, которую должны были подкрепить внушительные инвестиции, рассчитывали до 2004 года. К 2005-му она предусматривала довести количество транспортных средств, работающих на сжиженном углеводородном газе пропан-бутан, до 300 тысяч единиц, построить и реконструировать 75−85 газозаправочных станций; использовать новое горючее, диметиловый эфир в качестве моторного топлива для дизельных двигателей; увеличить до 3 тысяч число машин, потребляющих природный газ метан. В результате этих мер, как прогнозировали специалисты, ежегодный выброс автотранспорта должен уменьшиться на 81 тысячу тонн. Но реализация программы пока задерживается.
Впрочем, московские власти не сидят сложа руки. «Под газ» переоборудовано уже около 5 тысяч машин муниципальных предприятий и частных владельцев. Увеличилась реализация бензина с улучшенными экологическими характеристиками и дизтоплива с малым содержанием серы. Более 20 тысяч единиц автотехники оснащены нейтрализаторами отработанных газов.
В Казани некоторые автовладельцы тоже перешли на газ. Однако подобный выбор, по словам экологов, не всегда способствует улучшению ситуации с загрязнением атмосферы.
Виталий Криворученко:
— Газ по экологическим показателям, действительно, чище бензина. Но дело в том, что многие водители, перешедшие на газ, не могут правильно отрегулировать двигатель, и в таких случаях тоже происходит повышенный выброс вредных веществ в атмосферу нашего города.
Оснащение же нейтрализатором личного автомобиля обойдется стороннику экологической чистоты в $ 200.
В Москве сейчас около 100 тысяч автомобилей работают на пропан-бутановой смеси. По сравнению с бензином ее использование снижает количество вредных выбросов на 30\%, использование природного газа — на все 50. К сожалению, активное применение пропан-бутановой смеси сдерживается ее дефицитом и потому в Казани не распространено.
По существу, если машина прошла ежегодный техосмотр и у нее все в порядке с выхлопом, то никаких законных оснований приостановить ее эксплуатацию нет.
Российский потребитель привык выбирать автомобиль не по его экологическим характеристикам, а по потребительским свойствам и, конечно же, по цене. Тем же, кто все-таки задумывается об экологии города, в котором живет, и кому не все равно, чем дышать, можно предложить несколько рекомендаций по выбору машины, к которой не будет претензий у экологической милиции.
Чаще всего вопрос стоит так: новая «Лада» или подержанная иномарка. Между тем, еще до покупки их можно соотнести по экологическим параметрам.
В соответствии с требованиями действующих ГОСТ’ов (17.2.2.03−87 и 21 393−75), в России нормируется содержание в выхлопных газах (ВГ) автомобилей углерода оксида (CO) и углеводородов (CnHm), а для дизельных автомобилей — ещё и дымность (сажа). Содержание этих веществ должно быть в пределах, установленных заводом-изготовителем. Здесь следует отметить некоторую неполноту нормируемых показателей. Так содержание сернистого ангидрида в выхлопе не нормируется, а углеводороды нормируются суммарно, в то время как в ВГ их содержится более 40 видов (бензол, 3-метилгексан, толуол, этилбензол, h-пропилбензол, 3-метилбензол, метилэтилбензол, нафталн и др.), включая очень токсичные соединения и те токсикологические свойства, которых до сих пор не изучены. Ещё более сложный состав имеет дымность. Более чем на половину сажа состоит из неполярных фракций органических соединений, остальное — кетоны, карбоксильальдегиды, ангидриды, хиноны.
Согласно действующим ГОСТам, контроль за выбросами осуществляется не в целях улучшения экологических параметров автомобилей, а для интегральной оценки степени исправности двигателя и снижения загрязнения окружающей среды в целом.
Отечественные требования по токсичности выхлопа значительно «мягче» требований ЕЭК ООН, а подержанные иномарки вряд ли можно назвать злостными загрязнителями атмосферы города. Есть, правда, один подвох. Состоит он в том, что эти иномарки в России должны быть отрегулированы «по-нашему». В Европе регулирование производится по 13 циклам работы двигателя, у нас — по двум. От такой перерегулировки могут снижаться интегральные экологические параметры автомобилей, отвечающих жестким международным стандартам.
В США государственный контроль за токсичностью ВГ осуществляется с 1968 года. С 1974 года на все выпускаемые автомобили устанавливались нейтрализаторы, в этом направлении действует целая федеральная программа. Транспортная полиция вправе потребовать сертификат выбросов автомобиля при его ежегодной перерегистрации. Не прошедшие эту сертификацию автомобили не перерегистрируются, а владельцы платят штрафы и лишаются страхового полиса на своё транспортное средство.
Шумность двигателя
Тут по исходным техническим характеристикам дела обстоят примерно так же, как и по токсичности выбросов, но в процессе эксплуатации многое переходит в сферу ответственности автовладельца. Российские новые автомобили гораздо шумнее европейских.
Конечно, очевидное отставание отечественных автомобилей от большинства иномарок происходит, в общем-то, не от хорошей жизни. Российский автопром еле дышит, отсутствует четкая долгосрочная государственная политика по его поддержанию и снижению воздействия на атмосферу. Всё это понятно, но при встрече с экологическим инспектором водителю от этого не легче. Поэтому, по мнению специалистов, выбирая подержанную иномарку (по крайней мере — моложе 1993 г), можно не опасаться нанести какой-то особый ущерб атмосфере города или его акустической среде. А значит, и проблем с экологической милицией у владельца инормарки будет куда меньше.
Виталий Криворученко:
— Отечественный транспорт, конечно, чаще загрязнет атмосферу. У иномарок эта система работает гораздо лучше. Правда, у нас сейчас стали выпускать машины с инжекторными двигателями, и, как показывает практика, только 1−2 из них превышают в выхлопе ПДК.
Конечно, автомобиль хочется поставить к себе поближе. Оптимальный вариант — гараж прямо под домом или под землёй во дворе. Однако цены на такие гаражи достаточно высоки. Можно выбрать теплый многоэтажный гараж где-нибудь в ближайшей к жилью производственно-коммунальной зоне. Но добраться до него иногда труднее и дольше, чем до центра города на общественном транспорте.
Более подходящий вариант — плоскостные автостоянки где-нибудь в технической зоне или на пустыре недалеко от жилых домов. Недостаток этого варианта — низкий уровень благоустройства, относительная удалённость от жилья и постоянно открытый вопрос с землеотводом. Покупая бокс на такой автостоянке, следует иметь в виду, что через год-два (максимум — 5 лет) эта автостоянка может прекратить своё существование, а на ее месте начнется новое строительство жилья, автомагистрали, спортсооружения или чего-нибудь ещё, более капитального и нужного городу.
Экология «ракушек»
Других вариантов постоянного хранения автомобиля, вписывающихся в нормы планировки и застройки города, у казанца теоретически нет. Отсюда — многочисленные конфликты с жильцами, связанные с захватом детских или спортивных площадок и газонов. Из-за нехватки мест на стоянках машины ставят на территории, отводимой под зелёные насаждения.
За последние годы Казань покрылась налётом ржавых уродливых металлических «тентов-укрытий», в народе называемых «ракушками». Между тем, они составляют не только визуальный дискомфорт и неудобство перемещения по придомовой территории на транспорте или пешком, но и несут в себе экологическую угрозу.
Хранение автомобиля в неотапливаемой «ракушке» делает необходимым тратить время для прогрева двигателей, что ведёт к дополнительным выбросам в атмосферу. Даже если у автомобиля есть инжектор, холодный двигатель потребляет намного больше бензина, соответственно выбрасывая больше вредных веществ. Дополнительное увеличение выбросов происходит и при маневрировании автомобиля около дома. Все эти выбросы — прямо под окнами жильцов.
Ссоры с соседями у автовладельцев-ракушечников возникают и из-за постоянного шума машин под окнами, особенно зимой, когда автомобиль долго газует, чтобы прогреть двигатель.
Кроме того, мешая при уборке придомовой территории, «ракушки» накапливают пыль или мусор и нередко служат свалкой бытовых отходов.
Чуть менее страшное, но тоже очень неприятное обстоятельство — испарение хранящихся в «ракушках» горюче-смазочных материалов. В жаркую погоду «ракушки» разогреваются до такой степени, что начинают пахнуть не хуже бензоколонки.
Загрязнение водоёмов «ракушками» идёт примерно тем же путём, что и загрязнение воздуха. Ливневые и талые воды вымывают с занятых «ракушками» территорий мусор, который невозможно смести и вывезти, а также масла и бензин, пролитые на асфальт. Эти загрязнители попадают «на рельеф» или в поверхностные водоёмы. В результате гибнут зелёные насаждения, а в некоторых городских прудах не только рыба — даже головастики перевелись.
Формально «ракушки» — не капитальные строения и не являются недвижимой собственностью граждан. Поэтому, с точки зрения закона, невозможно говорить о «самовольном отчуждении» территории. Размещение «ракушек» не входит в компетенцию земельных комитетов, а их строительство не подлежит согласованию с уполномоченными архитектурными, природоохранными, санитарно-гигиеническими и другими экспертными органами, которые, естественно, отклонили бы это размещение. Таким образом, «ракушки» — это частная собственность горожан, «временно» оставленная ими рядом с домом. Лукавость такой позиции очевидна и без микроскопа. Снести «ракушку» по закону — нанести гражданину материальный ущерб, вывезти её на свалку — всё равно, что украсть. Вот и получается, что эта собственность занимает всё больше и больше места на тротуарах и газонах рядом с нашими домами.
ЗАКОН ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
По новому закону «Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта», нормативы выбросов вредных веществ в отработавших газах автомобилей определяются в соответствии с современными международными требованиями. Сразу же после принятия этого закона в России введены экологические нормы Euro-2.
Все автомобили разделили на пять классов: «нулевой» — машины с карбюратором без нейтрализатора; «первый» — машины с впрыском топлива и системой нейтрализации, отвечающие требованиям Euro-1; «второй» — Euro-2; «третий» — Euro-3 и «четвертый», соответствующий грядущим нормам Euro-4. Владельцев автомобилей обязали поддерживать техническое состояние своих машин на таком уровне, чтобы автомобили удовлетворяли требованиям «своего» класса. Например, если Skoda Fabia удовлетворяет нормативам Euro-4, то ее хозяин будет обязан сохранять первозданную чистоту выхлопа при пробеге до 80 тыс. км.
За соблюдением экологических нормативов следят при постановке транспортных средств на учет, при прохождении ежегодного техосмотра, а также при проведении выборочных инспекционных проверок на дорогах.
Вводится дополнительный экологический налог на топливо (похожая схема налогообложения сейчас действует в Москве). Максимальный налог будет установлен для этилированных и низкооктановых бензинов, а на бензины Аи-95, Аи-98 и дизельное топливо налоги будут минимальными.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МИЛИЦИЯ ТАТАРСТАНА
Загрязнение атмосферы в Казани в последнее время вызывает все большую тревогу. За прошлый год отмечено около пятисот случаев превышения предельно-допустимых концентраций, из них более двухсот — по оксиду углерода. По мнению специалистов, основная причина в низком качестве бензина и постоянно растущем количестве автомобилей в городе.
Если несколько лет назад Казань входила в тройку чистейших городов России по качеству атмосферного воздуха, то сейчас его состояние далеко от нормы. Специалисты главной геофизической лаборатории, учитывая темпы роста загрязнения атмосферы, предсказывают в ближайшие годы рост злокачественных заболеваний в городе на 30\%.
Экологическая милиция в Татарстане была создана по инициативе Кабинета Министров РТ в рамках приказа МВД РФ от 27 августа 2001 года «О проведении эксперимента в ГУВД г. Москвы». А уже в марте 2002-го министр внутренних дел России Борис Грызлов подписал приказ № 223 о проведении подобного эксперимента в МВД Татарстана.
Управление по борьбе с правонарушениями в области окружающей среды вошло в систему милиции общественной безопасности. Еще одним приказом МВД России продлило срок деятельности управления до 30 декабря 2003-го года.
За время своего существования экологическая милиция республики пресекла 24 тысячи административных правонарушений. По ее материалам было возбуждено 313 уголовных дел, а сумма наложенных штрафов составила почти 9 миллионов рублей.










Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: