Новости
07 Мая 2008, 10:06

Экологическая экспертиза строительства

Приметой нашего времени является закономерность: чем энергичнее человек «шагает» в будущее, тем чаще он вынужден «оглядываться» назад. В нынешний век высоких технологий цивилизация прилагает гораздо больше усилий для сохранения природы, нежели раньше.

И, как следствие, экология обходится нам все дороже: стоимость экологически чистых еды и материалов нередко на порядок превышает цену продуктов «прогресса». Проблема экологичности строительства становится все более актуальной.

Вопросы на данную тему корреспондент журнала «СтройЭкспертиза» задал министру экологии и природных ресурсов РТ Агляму Садретдинову.

Аглям Киямович, что представляет собой государственная экологическая экспертиза объектов капитального строительства?

— С 1 января 2007 года вступила в силу шестая часть статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. В ней говорится о том, что государственная экологическая экспертиза объектов строительства больше не проводится. Это значит, что с этого момента действует единая экспертиза объектов, которую осуществляют казанский филиал Главгосэкспертизы и Управление государственной вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре. Они выполняют свою работу по принципу «одного окна». Если раньше застройщику приходилось самостоятельно посещать все службы (экологическую, санитарно-эпидемиологическую, пожарную и т. п.), то теперь этого не требуется.

Сдавая документы в «одно окно», он, в среднем через 45 — 60 дней*, получает либо положительное, либо отрицательное заключение. В связи с этим задачей вышеуказанных ведомств, осуществляющих госэкспертизу, является привлечение экологов, эпидемиологов и других специалистов для того, чтобы они провели оценку проектной документации на предмет соответствия техническим регламентам (в рамках своей компетенции). В данной ситуации получается, что Министерство экологии и природных ресурсов РТ государственную экологическую экспертизу проектной документации не проводит, но по просьбе учреждений, осуществляющих строительную экспертизу, может выступать в качестве органа, занимающегося вопросами экологии. Законодательно не закреплено, что министерство должно быть обязательно привлечено к экспертной оценке.

В проведении государственной экспертизы могут быть задействованы как государственные, так и негосударственные организации, а также внештатные эксперты. Но если министерство выполняет экспертную оценку бесплатно, то остальные это делают на платной основе. Кроме того, той полноценной и достоверной информационной базы по экологическому контролю и мониторингу состояния окружающей среды, которые есть в министерстве, больше нет ни у кого. На сегодняшний день в административном регламенте по проведению госэкспертизы, утвержденном Кабинетом министров, министерство указано в качестве участника процедуры.

К сожалению, в этой части указанный регламент пока «не заработал». Поэтому мы подготовили проект Соглашения о взаимодействии в процессе проведения государственной экспертизы между нашим министерством и Управлением государственной вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре. Воплощение этого проекта в жизнь позволит обеспечить выполнение требований экологической безопасности как на стадии проектирования объекта, так и в процессе строительства и эксплуатации.

Какие экологические процедуры обязаны проходить строительные организации до начала строительства, во время него и после сдачи объекта в эксплуатацию?

— Министерство, обладая территориальными подразделениями (их восемь по РТ), участвует на всех стадиях инвестиционного процесса: начиная с выбора земельного участка и заканчивая сдачей в эксплуатацию готового объекта. Все, что касается экологических требований, определено Федеральным законом «Об охране окружающей среды», за которым закреплена обязательность проведения проверки проектной документации на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды. При этом в состав проектной документации объектов капитального строительства должен быть включен такой раздел, как «Перечень мероприятий по охране окружающей среды».

Как я уже сказал, государственная экспертиза заключается в оценке соответствия проектной документации требованиям технических регламентов. Но полноценная реализация этих требований Градостроительного кодекса затруднена в связи с тем, что до сих пор на федеральном уровне не разработано и не принято большинство так необходимых технических регламентов, в том числе — и в области охраны окружающей среды. Кроме того, требования зависят от разновидности объекта. Если рассматривать вопрос строительства какого-то дома — это одно, когда же возводятся крупные сооружения — совершенно другое. Вот, например, в Казани начато строительство двух мусороперерабатывающих заводов, которые обеспечат сортировку и утилизацию отходов в брикетированном виде — в данном случае экологические требования касаются, в первую очередь, изоляции мусора.

Проверяете ли вы состояние строительных площадок?

— Обязательно. Особое внимание уделяется отходам строительных материалов: нам важно знать, не оказывают ли они влияния на природу, как утилизируются. В процессе же строительства контролируется соблюдение всех экологических требований, заложенных в проекте. Это и строительство очистных сооружений, и благоустройство, и озеленение территории, которые необходимо выполнить по окончании строительства.

А часто ли строителями нарушается закон?

— Предприятия или генеральные подрядчики, конечно, бывают разными. Однако сегодня нельзя сказать, что существуют грубые нарушения, потому что это очень накладно: в случаях существенных нарушений компании вынуждены переделывать свою работу или вообще прекратить строительство. Когда же речь идет о мелких нарушениях — следуют предписания, если они выполняются не в срок, то далее применяются административно-штрафные санкции. Если же и после этого вопрос не решается, мы передаем документы в природоохранную прокуратуру. Но таких фактов в настоящее время нет.

Аглям Киямович, казанцы сетуют на то, что состояние питьевой воды оставляет желать лучшего. Как ваше министерство содействует решению этой проблемы, взаимодействует ли оно с Минстройжилкомхозом РТ по поводу строительства и реконструкции очистных сооружений?

— Согласен, что очистные сооружения отработали свой ресурс (амортизационный срок) и сегодня требуют реконструкции, капитального ремонта, переоснащения и улучшения технологии очистки. Республиканским коммунальным службам необходимо обеспечить повышение эффективности работы очистных сооружений до 90\%. В первую очередь это касается таких городов, как Бугульма, Заинск, Тетюши, эффективность очистки сточных вод в которых должна быть увеличена, минимум, на 25\%. Конечно, проблемы есть, но за один год они не решаются. На ближайшую перспективу (до 2012 года) нашим министерством совместно с Минстройжилкомхозом РТ формируется программа, предусматривающая строительство не менее 40 очистных сооружений, и, как минимум, 900 км канализационных сетей.

Многие горожане воду для питья и приготовления пищи предпочитают заказывать у соответствующих компаний. Как Вы думаете, будет ли когда-нибудь из наших кранов течь абсолютно чистая вода?

— Разумеется. Помимо реконструкции очистных сооружений и совершенствования технологий водоснабжения геологической службой республики разведаны и утверждены запасы Столбищенского, Зеленодольского и Лаишевского месторождений подземных вод (690 тыс. м3/сут). Эксплуатационные запасы Столбищенского месторождения — это 200 тыс. м3/сут. — подготовлены для промышленного освоения. В 2004 году утверждена «Программа улучшения водоснабжения и водоотведения на 2004−2010 г. г.», в которой одной из основных мер по улучшению водоснабжения города является освоение Столбищенского месторождения.

В настоящее время администрацией Казани совместно с МУП «Водоканал» начато проектирование Столбищенского водозабора. Ввод в эксплуатацию Столбищенского водозабора позволит примерно 30\% хозяйственно-питьевого водоснабжения города перевести на подземную воду. Кроме того, сегодня ведется изыскание новых месторождений, так как Президентом нашей республики поставлена задача обеспечить максимальное количество городов водой из подземных резервуаров, потому что такая вода — самая чистая.

*Срок проведения государственной экспертизы зависит от сложности объекта капитального строительства, но не должен превышать три месяца.

Новости
14 Декабря 2024, 13:20

Более 72 тыс. многодетных семей в РТ нуждаются в земельных участках

Уже предоставлено около 49,8 тыс. участков.

В Татарстане более 72,3 тыс. многодетных семей стоят в очереди на получение земельного участка. Уже предоставлено около 49,8 тыс. участков. Об этом сообщил министр земельных и имущественных отношений РТ Азат Кадыров на заседании Госсовета республики.

С 2012 года в Татарстане многодетные семьи получают земельные участки. Однако существует дефицит в количестве 22 514 участков, в том числе 9274 для семей Казани и 6035 — для Набережных Челнов. Один из способов решения проблемы нехватки участков — предоставление земли в других муниципальных образованиях. Летом изменения в республиканском законодательстве позволили многодетным семьям Казани получить участки в Верхнеуслонском, Высокогорском, Зеленодольском, Лаишевском и Пестречинском районах.

Напомним, в Татарстане по программе догазификации газ подведен к границам 28,8 тыс. участков, из них 81% домохозяйств уже подключены.

Кадыров Азат Рифгатович

Министр земельных и имущественных отношений РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: