По предварительным итогам, 28,65% потенциальных абитуриентов сдали обязательный ЕГЭ по математике на 2 балла, в 2007 году этот показатель составил 16,81% от всего количества выпускников. В России количество учащихся, получивших неудовлетворительную оценку на ЕГЭ по математике, составляет 23,5%. Также значительно снизилось количество пятерок по математике — с 10,92 в 2007 году до 8,31% в этом году.
Людмила Нугуманова, заместитель министра образования и науки РТ:
— Такая разница в цифрах связана с тем, что ЕГЭ по математике в 2008 году был обязательным для всех выпускников, в том числе для учащихся вечерних школ, ПТУ. В то время как в 2007 году математику в форме ЕГЭ сдавали только выпускники, которые готовились к поступлению в вуз.
В 2008 году школы республики выпустили 30 300 человек, ЕГЭ по математике сдавали 31 873 учащихся, ЕРЭ — 785 человек. К выпускникам присоединились демобилизованные из армии, учащиеся, не сдавшие экзамен в прошлом году, и другие.
Впрочем, для гуманитариев, у которых математика преподавалась в объеме 3 часов в неделю и меньше, была введена «щадящая шкала» оценки знаний. Но таких школ в республике единицы, чаще всего это вечерние школы. В обычных школах уроки математики занимают 4 часа в неделю.
Равиль Хамитов, проректор Института развития образования, председатель республиканской предметной комиссии по математике:
— Средний балл по математике составил 3,2 балла, в 2007 году он составлял 3,4 балла. 3,2 балла — объективный балл, который мы можем поставить своим ученикам, и мы его достойны. Кроме того, 2008 год — это последний год действия системы «плюс один балл», когда к отметке, полученной на экзамене, прибавляется один балл, если итоговая оценка по предмету выше, чем полученная на экзамене. В 2009 году ЕГЭ будет вводиться на постоянной основе, и правило «плюс один балл» действовать не будет.
В 2008 году аттестация в форме ЕГЭ проходила по математике, русскому языку, татарскому языку, химии, биологии, физике, истории России и по обществознанию. При этом экзамены по русскому языку и математике впервые были обязательными для всех выпускников 2008 года. Форму сдачи выпускных экзаменов по остальным предметам можно было выбрать самому: ЕГЭ или традиционный экзамен. ЕГЭ по русскому языку сдавали 33 503 человек, по математике — 31 873 человек, обществознанию — 6 675 человек, физике — 3 237 человек, биологии — 1 994 человек, истории России — 2 288 человек и по химии — 1 620 человек.
Людмила Нугуманова:
— Стоит отметить качественный рост баллов. Например, средняя оценка за ЕГЭ по физике составила в этом году 3,4 балла, в 2007 году — 3,2 балла; по химии — 3,4 балла, в 2007 году — 3,1 балла; по биологии — 3,6 балла, в 2007 году — 3,4 балла; по истории России — 3,6 балла, в 2007 году — 3,3 балла; по обществознанию — 3,7 балла, в 2007 году — 3,5 балла.
Большим плюсом можно назвать то, что в Татарстане 21 участник ЕГЭ выполнил работу на 100 баллов, в том числе 11 человек — по русскому языку, двое — по математике, один — по химии, пятеро — по физике и двое — по истории России. В 2007 году на сто баллов ЕГЭ по русскому языку сдали 34 человека, по математике — один, по физике — пятеро учащихся.
Людмила Нугуманова:
— Процесс апелляций в республике еще не завершен, по предварительным результатам на апелляцию по русскому языку подали 1−1,5% школьников. Все спорные работы отправляются на рассмотрение в Москву. Я считаю, что это правильно, когда школьник отстаивает свои знания. И почему бы ему не добавить пару баллов, если его требования действительно оправданны.
Татарстан также принял участие в эксперименте: ЕГЭ в республике было проведено для детей с глубокими нарушениями зрения, для слабовидящих детей, для детей с нарушениями опорно-двигательной системы. Два слепых школьника сдавали русский язык и математику в форме ЕГЭ. Для них были разработаны контрольные измерительные материалы, переведенные на рельефно-точечный шрифт Брайля. Всего в Татарстане участвовали в ЕГЭ 27 выпускников с ограниченными возможностями здоровья, среди них: два слепых выпускника, 17 слабовидящих выпускников, 8 детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
За правильной сдачей ЕГЭ в республике следило 646 общественных наблюдателей, в 2007 году их было 465 человек. В поселке Балтаси их работа не прошла зря. Во время сдачи ЕГЭ были задержаны два нарушителя и уже заведены уголовные дела. Нарушители занимались организацией сдачи ЕГЭ и скорее всего имели педагогическое образование.
Равиль Хамитов:
Каждый экзамен можно назвать испытанием на стрессоустройчивость школьника. В возрасте 15−17 лет под воздействием стрессогенных условий ожидания, проведения и постшокового состояния происходит разрушающая личность трансформация принятия себя в оценке других, истощение психоэнергетики.
Ирина Чулкова, психолог городского центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ»:
— У подростков в это время идет активное становление, самоидентификация, отождествление себя со значимыми для них людьми. Молодые люди, нацеленные на успех, утрачивают состояние стабильности, которое необходимо для сдачи экзаменов. Поэтому к началу сдачи самого экзамена они приходят перевозбужденными, раздражительными, проявляют нетерпение и агрессию, которую не могут переработать социально приемлемыми способами.
Наиболее легко экзамены сдают подростки в состоянии «пофигизма». Одной из форм помощи школьникам выступают психокоррекционные методы, которые способствуют развитию у ученика внутренних средств самокоррекции, саморазвития и восстановления. К сожалению, не все учителя могут провести такие занятия, во многих школах нет психологов, а попытки попасть в группы психологической помощи часто не реализуются из-за нехватки времени и внимания к этой проблеме в нашей стране.
Психологи предлагают несколько упражнений, которые помогут ученику снять стресс перед экзаменом. Так, упражнение «Пресс» нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции раздражения и повышенной тревожности. Для этого нужно представить внутри себя на уровне груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести, подавляющей и как бы выталкивающего нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.
31 июля — резервный день для сдачи ЕГЭ ученикам, которые не смогли сдать экзамен в установленный срок по уважительной причине. Эти школьники испытают дополнительную психологическую нагрузку, ведь ожидание ЕГЭ займет больше месяца.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: