Несмотря на это, рынок психологических услуг формируется медленными темпами. Большая часть населения нашей страны вообще не имеет опыта обращения к психологам, многие из тех, кто пользовался психологическими услугами, предпочитают, чтобы окружающие об этом не знали. Каковы причины такого положения дел?
Рамиль Гарифуллин, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Казанского государственного университета культуры и искусств, президент психоаналитического центра Республики Татарстан:
— Основная причина — нет профессиональных психоаналитиков, услуги которых действительно стоит оплачивать. Пока же существует лишь гигантская армия «поверхностных» психологов, которые порой даже не владеют технологиями психологического анализа. Другая причина — низкий культурный уровень населения, нет понимания того, что душевные проблемы можно решить психологическими методами. Частично такому положению дел способствует и разочарование после посещения психоаналитиков — ведь психолог должен брать плату не за советы, а за определенную работу.
Айгуль Ахмедзянова, руководитель центра психологии бизнеса и социальных отношений «Априори»:
— Все дело в российском менталитете: люди при различных психологических проблемах применяли успокаивающие препараты либо, что чаще всего, решали свои проблемы с помощью алкоголя. Сегодня ситуация меняется, и я не могу сказать, что она меняется медленно — частная практическая психология достаточно востребована.
С ростом уровня и темпа жизни увеличивается количество стрессовых ситуаций. Благодаря грамотности большая часть населения уже различает психически нездорового человека от человека с некими психологическими проблемами. По большому счету каждый из нас имеет ряд этих проблем, другое дело, что мы видим лишь их следствие, не осознавая, где источник.
Айгуль Ахмедзянова:
— Сегодня люди уже понимают, что психолог — это не психиатр, а человек, который работает со здоровыми людьми для того, чтобы улучшить межличностные взаимоотношения, снять внутриличностные конфликты. Однако та проблема, с которой приходят к психологу — это следствие каких-либо нерешенных в прошлом реальных проблем, негативного жизненного опыта. Причина гораздо глубже, и кроется она порой в совершенно другой сфере. Например, кажется человеку, что у него проблемы из-за того, что его окружают не такие люди, или не те родители, и если сменить это окружение, то все наладится. Как правило, это не так. Консультация психолога-специалиста с помощью особых психологических методов уводит пациента от первоначальной проблемы вглубь, в первопричину.
Рамиль Гарифуллин:
— Многие люди говорят: «Зачем мне нужна психология, если я сам могу в себе разобраться?» Пожалуй, это самое распространенное заблуждение, ведь посмотреть на себя со стороны невозможно, а потому и понять источник своих проблем нереально. А некоторые просто не хотят менять раз и навсегда сложившуюся версию источника своих проблем и тешатся самообманом.
Среди самых актуальных проблем, с которыми сегодня обращаются к психологу, первое место занимает стресс — болезнь человека XXI века. Также жителей мегаполиса волнуют семейные проблемы: взаимоотношения детей и родителей, отношения между супругами, в последнее время частой причиной обращения часто является игровая и компьютерная зависимость.
Айгуль Ахмедзянова:
— Родители достаточно щепетильно относятся к психическому здоровью своих детей: если их что-либо тревожит, то они обращаются к психологу. В этом плане они достаточно активны и это, конечно, радует. Основным препятствием для обращения к психологу служит психологический барьер — человек довольно неохотно признает, что с ним что-то не в порядке. Поэтому люди часто при своих проблемах прибегают к так называемой бытовой психологии — общению с другом.
По мнению психологов, после душевного разговора на какое-то время действительно становится легче. Однако проблема от этого не решается, а аккумулируется до следующей встряски.
Айгуль Ахмедзянова:
— Одна из методик нашей работы — совместный просмотр в видео-клубе фильма и дальнейшее обсуждение его в группе, где каждый высказывает свою точку зрения. Ведь при просмотре фильма каждый оставляет в памяти н аиболее актуальные для него моменты, таким образом у нас получается, например, тридцать разных взглядов на один и тот же сюжет, одну и ту же проблему. Человек учиться воспринимать одну ситуацию с разных точек зрения. Так формируется понимание того, что окружающая нас реальность субъективна, а не объективна.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих
То огромное количество прикладной литературы по психологии, которое расположилось на книжных полках, таит трудно скрываемую тягу российского человека «покопаться в себе». И тут возникает вполне справедливый вопрос. Может ли человек, прочитав и изучив специальную литературу по прикладной психологии, сам себя проконсультировать и разобраться в своих проблемах, не прибегая к помощи квалифицированного психолога?
Рамиль Гарифуллин:
— Сегодня представлен достаточно хороший рынок психологической литературы. Действительно, некоторые психологические проблемы решаются методом когнитивной психотерапии, когда пациент познает себя с помощью соответствующих книг. Существует и так называемые библиотерапевтический подход, когда психолог «прописывает» пациенту прочесть определенную книгу.
Айгуль Ахмедзянова:
— Это здорово, что люди читают такую литературу, повышают свои знания по психологии, но при этом нельзя забывать, что психолог — это специалист, только он может отражать какие-то негативные моменты, которые мешают человеку решить свои проблемы. В любом случае взгляд со стороны всегда полезнее, чем взгляд на себя самого. К тому же важно не столько установить проблему, сколько решить ее.
Скажи мне, кто твой психолог…
В Москве настоящий бум на психологические услуги: центры и кабинеты, предлагающие этот вид услуг, востребованы как никогда. Такому положению дел способствует и популяризация психологии по телевидению в виде различных психологических ток-шоу и массового выпуска литературы большим тиражом. В Казани ситуация пока достаточно спокойна, возможно, в ближайшем будущем до нас дойдет столичное увлечение. А пока спрос и формирует предложение. На сегодняшний день в столице действуют несколько психологических центров, психологических клубов, психологических кабинетов, при детских поликлиниках (крупных) также есть психолог, взрослое население города решает свои психологические проблемы в городском психиатрическом диспансере.
Рамиль Гарифуллин:
— В Казани весьма мало психологов-профессионалов, хотя вузы ежегодно выпускают тысячи и тысячи дипломированных психологов. Поэтому рынок психологических услуг имеет достаточно открытую форму, но не стоит забывать, что есть группа латентных психоаналитиков, работающих с достаточно узкой группой людей. Считаю страшной ту ситуацию, которую мы сегодня имеем с так называемыми «государственными психологами», когда, например, в школе психолог, получая мизерную зарплату, еще пытается заниматься душой ребенка. Наиболее оптимальным мне видится западный путь развития психологических услуг, когда у одного именитого психолога 3−4 пациента.
Увеличение количества психологических центров обязательно будет, убеждена Айгуль Ахмедзянова:
— Уровень психологической культуры населения неизменно повышается. Телевидение насыщено психологическими программами, часто в сериалах и фильмах, особенно зарубежного производства, герои получают консультацию психолога. Люди уже понимают, для чего необходима консультация. Я думаю, что года через два спрос на данный вид услуг будет превышать предложение. В Москве и других крупных городах таких центров огромное количество, причем консультация психолога стоит там значительно дороже, чем в Казани.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: