Новости
12 Мая 2005, 17:24

Доступ за доступ

В Москве побывала солидная делегация из Министерства энергетики США. Видимая причина — обзор современной мировой индустрии сжиженного газа и презентация соотношения предложения и спроса на СПГ на американском рынке.

На апрельском российско-американском семинаре по СПГ, организованном Центром стратегических разработок В. Милова, высокопоставленные гости провели презентацию состояния бизнеса СПГ в мире вообще и в США в частности, уделив специальное внимание выходу России на американский рынок. Как следует из выступлений участников, физический объем сжиженного газа, предлагаемый по многочисленным проектам, превышает возможности США принять его. Возможности для выхода российского газа на американский рынок пока сохраняются, но промедление с принятием инициирующих решений по Штокмановскому проекту с участием американских компаний грозит их сужением.
По мнению американской стороны, которое озвучил посол США в России, наиболее эффективное сотрудничество должно включать гарантии доступа американских компаний к газовым запасам на длительный срок. И хотя на семинаре отсутствовали все прямо заинтересованные российские участники будущего рынка СПГ, блиц-появление А. Шаронова только подчеркнуло этот факт, предупреждение «доступ за доступ» прозвучало именно в их адрес.
Весенний американский «десант» — прелюдия к предстоящим политическим саммитам президентов России и США, где Дж. Буш продолжит лоббировать интересы ExxonMobil, ChevronTexaco, ConocoPhillips, претендующих на участие в Штокмане.
Не это ли называется поддержкой отечественного бизнеса?

Риски бизнеса СПГ

Бизнес СПГ обладает ярко выраженной спецификой по сравнению с хорошо знакомыми нефтяными проектами. Прежде всего, большая продолжительность подготовительных этапов. Например, в Нигерии от утверждения ТЭО проекта до подписания контракта на строительство завода прошло 12 лет, и еще 4 года до первой партии поставки сжиженного газа. В случае первого проекта СПГ в Катаре (Qatargas) эти сроки составили соответственно 9 лет и 4 года. По-видимому, отчасти этим можно объяснить и оправдать весьма затянувшееся развитие Штокмановского проекта.
David Gye, старший консультативный директор Morgan Stanley, отметил основные отличия проекта СПГ от привычного нефтяного проекта с точки зрения рисков и механизмов финансирования. Он считает, что проблема финансирования в проекте СПГ — не первый вопрос. Начинать приходится со связанных с ним вопросов риска и структуры проекта.

Стоимость нефтяного проекта зависит только от издержек добычи и транспортировки до пункта поставки. Транспортные мощности обычно уже присутствуют, они могут покупаться и продаваться. Цены на международном рынке нефти абсолютно прозрачны, при этом всегда есть уверенность в возможности продать любой объем добычи. Таким образом, каждый элемент производственной цепи нефтяного проекта полностью независим.
В случае СПГ все этапы проекта от добычи до потребления должны быть полностью интегрированы. Успех проекта зависит, во-первых, от транспортировки сжиженной продукции. Обычно наличие специализированных судов на рынке находится на грани дефицита, и под новые проекты нужны новые суда. Срок поставки судна занимает 22−36 месяцев, то есть необходимо перспективное планирование.
Во-вторых, реализация проекта напрямую связана с наличием регазификационных мощностей на приемных терминалах, которые присутствуют в ограниченном количестве и построены обычно для конкретных проектов. Это означает, что в рамках проекта СПГ производится продукт, для которого практически нет ликвидного рынка.
В-третьих, ценообразование на сжиженный газ является не таким прозрачным, как на рынке нефти. Именно поэтому в отношении проекта СПГ часто используют понятие «стоимостной цепочки». Все звенья цепи «добыча-сжижение-транспортировка-регазификация-реализация продукции потребителю» должны быть тесно взаимоувязаны.
Соответственно проекты СПГ требуют взаимозависимых инвестиций по каждому этапу, которые должны быть в максимальной степени скоординированы. Участники проекта, как правило, выполняют несколько функций. Проект нуждается в поддержке спонсоров по всей производственной цепи на индивидуальной или совместной основе. Обязательным условием является поддержка проекта со стороны сильных кредитоспо
собных сторон. Особые риски, связанные с проектами СПГ, как правило, несет спонсор.

Финансирование проектов

Проекты СПГ требуют крупных инвестиций из расчета в среднем $ 4 млрд на проект размером 5 млн тонн СПГ

В то время как нефтяные проекты часто финансируются за счет акционерного капитала, к проектам СПГ в большинстве случаев применяется долговое проектное финансирование, несмотря на известные недостатки этого механизма (в частности, ограниченная экономическая привлекательность для коммерческих спонсоров и длительность процесса организации кредитов).

В течение последних десяти лет осуществлялось финансирование 29 проектов СПГ. Свыше 50% всей цепочки СПГ финансировалось за счет проектных кредитов. Суммарный размер долгового проектного финансирования составил $ 22,6 млрд.
Сроки кредитов чаще всего составляли 12−20 лет, иногда до 25 лет. Практически все кредиты были предоставлены банками. В ряде случаев кредиты были обеспечены поддержкой со стороны экспортных кредитных агентств и международных кредитных организаций. Во всех случаях они имели поддержку спонсора, большинство — не косвенную, а прямую поддержку, например, в виде гарантии завершения проекта.
В настоящее время реализации ожидает значительное количество проектов, по многим из которых предполагается проектное финансирование.

Современный рынок СПГ

Замминистра энергетики США John Brodman в своем докладе рассказал, что на глобальном рынке СПГ сейчас предлагается очень много проектов. На разных стадиях развития в мире имеются около 40 новых проектов СПГ, осуществляемых как традиционными экспортерами, так и новыми участниками — Египет, Норвегия, Россия («Сахалин-2»). По десяти проектам идет реальное строительство новых заводов или дополнительных производственных линий по сжижению газа.
Уже к 2007 году мировые мощности увеличатся более чем на 60 млрд м3, или почти на треть относительно существующих в настоящее время. Примечательно, что в Катаре предполагаются два беспрецедентно крупных проекта мощностью сжижения около 21 млрд м3 газа в год каждый; один может вступить в строй уже в 2008 году.
Кроме того, к рассмотрению предлагаются еще 28 проектов. К этой категории, наряду с другими новыми игроками в разных регионах — Анголой, Экваториальной Гвинеей, Венесуэлой, Перу, Ираном — относят и Штокмановский проект.

Многие из этих проектов ориентированы на американский рынок. По словам James Slutz, другого заместителя министра энергетики США, в настоящее время «предложений больше, чем американский рынок может поглотить». При этом ожидаемые поставки СПГ на американский рынок будут обладать достаточной степенью диверсификации.
Под «поглотить», по-видимому, имеется в виду объем действующих и строящихся мощностей по регазификации. На самом деле при прогнозируемом росте спроса на газ в США на 1,5% в год и снижающихся возможностях поставок из традиционных источников газа на территории Северной Америки импорт СПГ в страну мог бы быть больше. Об этом говорит и ретроспективная статистика: за последние десять лет при росте суммарного импорта газа в США на 53% поставки СПГ увеличились в 31 раз, с 0,6 млрд м3 в 1995 году до 18,4 млрд м3 в 2004-м.

В перспективе ожидается рост импорта газа в страну практически только за счет СПГ.

Ограничения на поставки связаны с наличием мощностей по регазификации. В США процедура получения разрешения на строительство импортных терминалов многоступенчата, продолжительна и подвержена жесткому влиянию экологического и социального факторов.
В настоящее время в стране действуют четыре импортных терминала суммарной мощностью по регазификации 35 млрд м3 в год. Заявки сделаны на строительство более 40 новых терминалов с учетом их размещения в Мексике и Канаде. Реально предполагается, что к 2010 году на территории США будет построено еще четыре завода общей мощностью около 17 млрд м3.
Таким образом, суммарный объем регазификации в США к 2010 году составит 52 млрд м3 в год. Эта цифра в целом соответствует базовому
прогнозу спроса на СПГ, но значительно уступает суммарному объему предлагаемых поставок.

Посол просит доступа

Поэтому, делают вывод оба заместителя министра энергетики США, из всех потенциальных проектов по поставкам СПГ будут реализованы только наиболее эффективные и выгодные, и решать это будет рынок.
Тем не менее, в настоящее время окно для российского газа есть, неоднократно заявляли они. Но при этом каждый раз подчеркнуто напоминали, что есть оно только сейчас и чтобы им воспользоваться, «российские компании должны поторопиться с принятием решения».
Эту линию рассуждений продолжил посол США в России Alexander Vershbow, который в своем выступлении в довольно пессимистическом тоне обрисовал состояние отношений США и России в энергетической области в целом.

По поводу «окна в Америку» он сказал, что сейчас возможности для создания задела для проникновения на американский рынок существуют, подтвердив это тем, что только за четыре месяца 2005 года американские компании подписали контракты на поставки СПГ на десятки миллиардов долларов. Но если Россия упустит этот шанс, следующей возможности придется ждать очень долго: «Это реальности рынка, о которых следует знать российским политикам», — отметил он.
Но самым примечательным моментом семинара явилось заявление, которое, будучи озвученным американским послом, следует понимать как позицию США по поводу сотрудничества России и США в газовой сфере: «Сейчас американские и российские компании ведут переговоры о крупных проектах СПГ. Мы знаем, что нашим компаниям есть, что предложить своим партнерам: реальные рынки газа, передовые технологии и системы управления, существующую инфраструктуру, испытанные системы газораспределения, и, между прочим, звонкую монету. В ответ российская сторона должна предложить конкретные возможности, в том числе твердые гарантии доступа к запасам газа на длительный срок».

Око за око, окно за окно

Вполне вероятно, что американский рынок при наличии большого количества предложений по поставкам СПГ не слишком нуждается именно в российском газе, как это постарались передать два замминистра энергетики. При этом и с диверсификацией источников импорта, учитывая многонациональный круг потенциальных экспортеров, на американском рынке тоже не ожидается проблем.
Но чисто рыночные соображения не отменяют геополитические.
Характерно, что американский десант пришелся на период принятия «Газпромом» ряда решений, инициирующих Штокмановский проект. В частности, к концу текущего полугодия должно быть определено точное место строительства завода по сжижению газа на Кольском полуострове.

«Газпром» также выходит на финишную прямую по выбору возможных партнеров по проекту. Как известно, недавно прошли очередные переговоры с норвежскими компаниями. Стороны договорились, что к маю Statoil и Norsk Hydro окончательно сформируют свои предложения, которые включают предоставление российскому концерну адекватной доли в их проектах Ormen Lange и Snohvit. Кроме того, на недавно прошедшей Ганноверской ярмарке «Газпром» и BASF подписали документ об обмене активами, по которому немецкий концерн первым из иностранных компаний получит доступ к разработке газовых месторождений в Западной Сибири в обмен на предоставление «Газпрому» 15% минус одна акция в немецкой газотранспортной компании Wingas.
Возможно, что в США успехи европейских компаний по продвижению к разработке запасов сибирского газа восприняты как тревожные сигналы.
Поэтому образовательно-просветительский характер семинара был скорее поводом, чем единственной причиной визита чиновников американского энергетического ведомства в Москву. Похоже, что главной задачей американских эмиссаров было, во-первых, поддержать отечественные компании перед предстоящей сессией рабочей группы «Газпрома» в мае, во время которой должны быть рассмотрены предложения всех иностранных компаний, желающих участвовать в проекте. Об этом говорит и присутствие на семинаре представителей ExxonMobil, ChevronTexaco, ConocoPhillips — трех американских компаний, которые претендуют на участие в проекте. Партнеры по каждому из этапов проекта должны быть определены во второй половине 2005 года.
Вторая цель состояла в том, чтобы продемонстрировать масштаб притязаний международной индустрии СПГ на американский рынок и на этом фоне позицию, которую озвучил посол США. Известно, что «Газпром» главным условием вхождения американских компаний в проект назвал свое прямое участие в реализации газа в форме получения доли в компании-трейдере. В ответ на это условие американская сторона и выдвигает условие об обмене активами по варианту договоренностей с европейскими компаниями.

Но никого из тех, перед которыми имело бы смысл лоббировать интересы американского участия в Штокмановском проекте, на российско-американском семинаре не оказалось. Несмотря на разосланные приглашения, ни Минпромэнерго, ни «Газпром» своих представителей не делегировали. Высшие эшелоны власти страны были представлены только заместителем главы Минэкономразвития Андреем Шароновым, который ограничился несколькими фразами о том, что Россия заинтересована в производстве СПГ, с которым надеется выйти на американский рынок.

Впрочем, отсутствие представителей «Газпрома» можно объяснить тем, что в канун предстоящей поездки А. Миллера в США, в ходе которой должны обсуждаться различные аспекты выхода на американский рынок, в концерне сочли целесообразным воздержаться от каких-либо предварительных высказываний на эту тему.

Новости
11 Декабря 2024, 14:20

Минюст РТ выявил 506 коррупционных факторов в муниципальных актах

Об этом сообщил замминистра юстиции республики Мухаррям Ибятов.

В ходе экспертизы, проведенной минюстом Татарстана в текущем году, было обнаружено 506 коррупциогенных факторов в 257 муниципальных актах. Об этом сообщил замминистра юстиции республики Мухаррям Ибятов на заседании Комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению.

Ибятов рассказал, что министерство проверило более 20 тыс. муниципальных актов, в 120 из которых обнаружило несоответствия законодательству. Ведется мониторинг процесса устранения этих несоответствий. Согласно данным за прошлый год, все противоречия были полностью устранены. За десять месяцев текущего года показатель обнаруженных несоответствий составил 29%. По его словам, каждый год в регистр муниципальных нормативных правовых актов поступает более 30 тыс. документов. В настоящее время система содержит 313 тыс. актов органов местного самоуправления Татарстана.

Ранее TatCenter писал, что в Татарстане шесть арбитражных управляющих были дисквалифицированы после получения 275 жалоб на их бездействие в процессе банкротства.

Ибятов Мухаррям Мансурович

Заместитель министра юстиции РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: