Наверное, этим (а также невиданным потоком нефтедолларов, способствующих лояльности международных спортивных комитетов) объясняется тот факт, что Россия неожиданно стала хозяйкой чуть ли не всех масштабных спортивных мероприятий на ближайшие годы.
Зимняя Олимпиада 2014 г., чемпионат мира по хоккею 2016 г., чемпионат мира по футболу 2018г… Целенаправленная политика государства видна невооруженным глазом. Со спортивными зрелищами на ближайшие годы полный порядок, вопрос только в том, сколько для этого необходимо денег, кто за это будет платить и насколько оправданными будут расходы.
Почем опиум для народа
Наименее затратным в этом наборе выглядит, пожалуй, только ЧМ-2016г. по хоккею. В новейшей истории Россия уже дважды принимала это мероприятие и готова сделать это еще раз: инфраструктура развита, ледовые дворцы построены, схемы отработаны. Знай себе стриги купоны с рекламодателей да болей за нашу сборную.
Совсем другое дело — зимняя Олимпиада в Сочи, в котором до конца «нулевых» крупнейшими спортивными событиями были разве что туры чемпионата России по футболу (в лучшие времена местной «Жемчужины»). К моменту выигрыша российской заявки Сочи был приспособлен к конкурсам мокрых футболок, любительским заездам с гор на сноуборде да катанию на «банане», но никак не к международным соревнованиям высшего уровня. Так что еще во время подготовки российской олимпийской заявки стало ясно: город придется хорошенько отстроить.
Изначально общие расходы на олимпийскую программу до 2014 г. были определены примерно в $ 12 млрд. Однако этого чиновникам показалось мало, и после более тщательных подсчетов из Министерства регионального развития прозвучала цифра, превышающая $ 30 млрд.
Расходы могут показаться дикими, особенно если сравнить их с тратами на уже прошедшие аналогичные мероприятия в других городах. К примеру, в Ванкувере состязания обошлись в $ 6 млрд., в Турине — $ 3,7 млрд., в Солт-Лейк-Сити — 1,3 млрд. Траты же на Сочи могут стать рекордными в истории зимних Олимпиад. Впрочем, все давно уже привыкли, что Россия — страна слонов и все самое большое должно быть у нас, в том числе и олимпийский бюджет.
На эти деньги планируется возвести 250 спортивных и инфраструктурных объектов, перестроить дороги, аэропорты, вокзалы, гостиницы, электростанции и газопроводы. При этом на инфраструктуру планируется потратить примерно 80%.
По мнению заместителя заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексея Скопина, пока четко можно говорить о завышенных расходах. В них, помимо всего прочего, заложена и коррупция, и низкая эффективность подрядчиков. С другой стороны, в отличие от прежних мест проведения, Сочи был абсолютно не приспособлен для принятия подобных соревнований, и город приходится обустраивать фактически с нуля.
Что же касается ЧМ-2018, то первоначально предполагалось, что подготовка к нему обойдется России в $ 10 млрд., но без учета затрат на инфраструктуру. Последующий пересчет Минспорта с этой важной составляющей показал, что затраты будут более чем вдвое большими — только строительство и ремонт дорог оценивается в $ 7,7 млрд.
При этом затраты на строительство стадионов, реконструкцию дорог и аэропортов несопоставимы с затратами на строительство скоростного железнодорожного сообщения к ЧМ-2018: только на транспорт уйдет около 2,6 трлн. рублей. (около $ 84 млрд.).
Но даже без учета организации высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения между городами Россия вновь окажется по расходам на его проведение впереди планеты всей. Страна потратит на ЧМ больше, чем ЮАР, Германия, Япония и Южная Корея. Так, проведение ЧМ-2010 обошлось ЮАР всего лишь в $ 3,5 млрд., Германия в 2006 г. потратила $ 8,2 млрд., затраты Японии и Южной Кореи на проведение совместного чемпионата мира в 2002 г. составили по $ 4,7 млрд. с каждой стороны.
Кто оплатит весь этот пафос
За спортивные праздники, обещанные нам властями, придется заплатить, причем не исключено, что даже и простым гражданам.
По мнению замминистра финансов Сергея Шаталова, Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу-2018 могут вынудить российские власти пойти на дальнейшее увеличение налоговой нагрузки. Первый в очереди на повышение — налог на добав
ленную стоимость (НДС). «Чтобы не сдерживать экономический рост, с нашей точки зрения, разумнее повышать косвенные налоги: НДС, акцизы. По этому пути пошли многие страны. На мой взгляд, это была бы разумная траектория», — считает он.
По мнению экспертов, в ближайшие годы налоговое бремя будет только увеличиваться, и в том числе огромные затраты на ЧМ и Сочи могут серьезно поднять планку фискальных отчислений. «Это может вернуть нас в 2007 г. — в плане того, как налоговые органы обходились с налогоплательщиками, особенно в плане активизации проверочных мероприятий. Диктовалось это необходимостью пополнения бюджета», — прогнозирует старший юрист компании Vegas Lex Степан Гузей.
Впрочем, управляющий партнер «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев придерживается иного мнения. Он считает, что проведение спортивных мероприятий, пусть даже уровня ЧМ, вряд ли увеличит налоговое бремя. И действительно, есть у российского бюджета проблемы и посерьезнее, вроде дефицита Пенсионного фонда, распухших перед выборами социальных обязательств, модернизации армии и других расходов.
Не будем забывать, что в подготовке к Олимпиаде принимают участие и крупные компании. Так, конечная сумма расходов Газпрома оценивается более чем в $ 3 млрд. Национальными партнерами сочинских Игр уже стали компании РЖД (сумма олимпийского контракта составляет $ 115 млн.), «Аэрофлот» ($ 100 млн.), Bosco Sport (100 млн долл.), «Роснефть» ($ 4180 млн.), Сбербанк (сумма оценивается в $ 110−130 млн.), Volkswagen Group Rus ($ 100 млн). Кроме того, консорциум «Ростелекома» и «МегаФона» выплатит оргкомитету Олимпиады $ 130 млн. и на ту же сумму предоставят услуги связи.
Куда же пойдут все те заоблачные средства, предназначенные на проведение спортивных мероприятий и смогут ли они помочь развитию региона?
Стоит ли овчинка выделки
Уже в 2000 г. официально на Сочи приходилось около трети (271 тыс. кв. м) всего ветхого и аварийного жилого фонда Краснодарского края. Мэр города Анатолий Пахомов обещал, что все аварийные и ветхие дома будут снесены к Олимпиаде.
Эксперты же полагают, что этих целей не достичь ни к Олимпиаде, ни в ближайшем обозримом будущем. Может, часть аварийных домов и исчезнет, но гораздо больше ветхих строений останется, так как ветхий дом, в отличие от аварийного, не юридическая норма.
Что же касается самих сочинцев, то у них двоякое отношение к Олимпиаде: с одной стороны, город развивается, и это заметно, с другой — доходы многих простых жителей сократились. Не будем забывать, что до 50% населения Сочи имеет частный бизнес, связанный с курортниками. В связи с подготовкой к Олимпиаде уменьшился приток отдыхающих, так как не все хотят приезжать на громадную стройку. Поэтому некоторые туристы предпочитают останавливаться не в самом Сочи, а дальше — на границе с Абхазией. Город постепенно перестает быть курортом, некоторые санатории уже исчезли. Кроме того, местные жители отмечают увеличение автомобильных пробок в связи с происходящим ремонтом дорог и строительством новых магистралей.
По мнению экспертов, большая часть объектов, которые останутся после Олимпиады, не смогут использоваться максимально эффективно. Так, из 14 строящихся стадионов только восемь останутся в Сочи, в том числе центральный стадион, на котором в 2018 г. пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Конькобежный стадион перепрофилируют в выставочный центр, а дворец фигурного катания — в велотрек. Еще четыре стадиона перевезут в другие регионы. «Что делать в дальнейшем с этими объектами, не ясно», — отмечает профессор ВШЭ Алексей Скопин.
Аналогичная ситуация и с ЧМ, к проведению которого готовы только 4−5 городов. Проведение футбольных матчей на стадионах возможно только в течение пяти месяцев, так как ограничено погодными условиями. Скопин полагает, что недавняя история с заявлением губернатора Московской области Бориса Громов об отказе региона принимать матчи ЧМ свидетельствует о том, что власти научились считать деньги.
Между тем государство уже по полной ввязалось в авантюру с проведением Олимпиады и ЧМ по футболу, и отказаться от этого уже невозможно. «Мы лицом отвечаем за то, как все пройдет», — говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы (ЭЭГ), тесно сотрудничающей с Минфином и МЭР. По ее словам, учет коррумпированности не осуществляется, и поэтому некоторые объекты, к примеру, могут строиться два раза. Необходим общественный контроль за расходами,
а его отсутствие связано с личными интересами строителей и чиновников, считает эксперт.
Ложка меда
Впрочем, есть и преимущества в проведении столь масштабных мероприятий. Это и активизация строительства, и оживление рынка труда, и развитие туристической отрасли. Есть и спортивные дивиденды — подобные соревнования способны изменить в лучшую сторону ситуацию в самом отечественном спорте.
Что же касается традиционной коррупции, то еще Михаил Салтыков-Щедрин говорил: «Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют». Видимо, эта фраза была актуальна и до него. А если проблема воровства существует в стране так давно, то явно нельзя, опасаясь разворовывания средств, вовсе ничего не делать. Надо готовиться и к Олимпиаде, и к ЧМ по футболу и постараться взять от этих событий все лучшее. Будем надеяться, что эти состязания подарят нам праздник, а также оставят в наследство жителям Сочи и других городов то, что пригодится не только им, но и их детям и внукам.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: