В России объявлено о начале Федерального пилотного проекта «Инновационные дороги». Уже разработана ее концепция, авторы готовят технические задания. Затем будет объявлен конкурс на лучшие проекты. Его победители получат в 2013 году право реализовать свои разработки на трех площадках: участок дороги в Татарстане, в Рязанской области и в Москве. По итогам пилотного проекта последует следующий этап — тиражирование лучших научных и технических решений.
Цели проекта амбициозны: предлагается увеличить долговечность дорог в 3−5 раз, в 10−15 раз сократить потребление энергии, в 3 раза уменьшить массу конструкций, скажем, мостов, ограждений. А главное — в разы сократить число аварий, их тяжесть и смертность водителей и пешеходов. Дорога начинается с покрытия или, как говорят спецы, с «одежды». Она должна обеспечить долговечность, надежное сцепление, защищать от воды и химических антиобледенительных реагентов. И здесь наука предлагает обширный «гардероб», где более десятка вариантов, пишет «Российская газета».
«Это, к примеру, дорожные сетки и арматура, сделанные из базальта или стеклопластика, — объясняет координатор проекта Александр Наумов, представляющий „Роснано“. — Такая начинка, добавленная в бетонные или асфальтовые смеси, предотвращает образование трещин и разрушений, повышает прочность, улучшает сцепление, снижает вибрацию. Что и понятно, ведь базальт в 3 раза прочней стали, в 4 раза легче, а его долговечность более ста лет. Сегодня очень распространены фибробетоны, они повышают прочность покрытия на 40−200 процентов, водоустойчивость на 50, повышают сцепление на 70 процентов. Все более популярными становятся покрытия из геотекстиля. Его кладут слоями, как пирог. Он также улучшает почти все характеристики дороги».
Корреспондент TatCenter.ru обратился к заведующему кафедрой технологии строительных материалов, изделий и конструкций КГАСУ, профессору Вадиму Хозину с вопросом, какие технологии сегодня позволяют увеличить прочность и долговечность дорог. По словам Хозина, само слово «нанодороги» звучит популистски, и отметил, что качество дороги определяется используемыми технологиями при их строительстве.
Хозин Вадим:
— Использование при строительстве арматуры, сделанные из базальта или стеклопластика, нет большой разницы. И то, и другое, действительно, увеличивает долговечность дороги, предотвращает образование трещин и разрушений. Но арматура не может полностью компенсировать прочность, устойчивость к температуре, увеличить срок долговечности дорог.
В качестве эксперимента на участке дороги (100 км) Удмуртии осенью 2012 года положили асфальтобетон, а в качестве армирующего компонента использовали стеклопластиковую арматуру. Но пока говорить о результатах рано.
На сегодняшний день при строительстве дорог используется асфальтовый бетон, который состоит из смеси щебня, песка, минерального порошка и битума. Сегодня его необходимо модифицировать, поскольку он не отвечает современным требованиям дорожного строительства в России. Одним из факторов, определяющим малый срок службы асфальтобетонов, является низкое качество используемых битумов. В условиях больших нагрузок необходимо использовать битумы с добавлением полимерных материалов, получая при этом «полимерно-битумное вяжущее» (ПБВ), использование которого существенно повышает долговременную прочность, трещиностойкость, теплостойкость.
Несмотря на то, что использование асфальтобетонного покрытия при строительстве дорог сохранится еще долгое время, считаю, что будущее стоит за цементным бетоном, долговечность которого составляет 25 лет. Также движение по бетонной дороге экономит до 11\% солярки.
Так, при строительстве новой взлетно-посадочной полосы в международном аэропорту «Казань» использовали базальтовое армирование цементного бетона, что повысит прочность, улучшит сцепление, снизит вибрацию дороги.
По словам Вадима Хозина, фибробетон — разновидность цементного бетона. Фибра добавляется в бетон на стадии производства бетонной смеси, выполняя функцию армирующего компонента. Фиброволокна повышают трещиностойкость, деформативность, водонепроницаемость и морозоустойчивость бетона. Что касается геотекстиля, то его использование усиливает основание дорожного покрытия.
Основа «умной» дороги — информация
Также в рамках реализации пилотного проекта будет проведена инвентаризация дорожных знаков. Затем каждый будет «оцифрован», на нем поставят электронную метку, что позволит в случае нештатных ситуаций срочно принимать меры. По словам Наумова, знак сможет общаться с водителем. «Для этого на автомобиль установят датчики, которые будут держать связь с разными системами оповещения, в том числе и со знаками на дороге. Они смогут заранее предупреждать, что впереди ограничения по скорости, крутой поворот. Такой сигнал водитель ни в коем случае не пропустит», — рассказал координатор проекта «Инновационные дороги» «Российской газете».
Кроме того, авторы проекта намерены сократить на дорогах в 15 раз потребление энергии. В лампах освещения, в светофорах установят экономичные светильники, в том числе светодиоды. Все светильники будут автономны, питаться не электроэнергией из сети, а за счет энергии Солнца, запасенной в аккумуляторе в дневное время. Включать и выключать свет в зависимости от естественной освещенности должна интеллектуальная система управления.
Центром всего проекта, его «мозгом» будет интеллектуальная система управления транспортом. Именно ей поручается свести к минимуму пробки, сократить число аварий и вообще навести порядок на дорогах. Основа «умной» дороги — информация. Поэтому по всей длине трассы установят множество самых разных датчиков и «глаз», чтобы постоянно держать на контроле и сообщать обо всем, что происходит на дороге. А сверху за происходящим будет наблюдать ГЛОНАСС.
Инновационная трасса «Шали-Бавлы» будет введена в эксплуатацию в 2018 году
В рамках проекта «Инновационные дороги» осуществляется строительство скоростной платной дороги «Шали — Бавлы». Этой трассе присвоена самая высокая в России категория 1А, которая пройдет через весь Татарстан, соединит две федеральные трассы (М5 «Урал» и М7 «Волга») и станет частью глобального проекта создания нового «Шелкового пути», который свяжет Западную Европу и Китай. На этом участке автотрассы в Татарстане впервые в России применена наноструктурированная арматура, срок службы которой — 100 лет. Наноструктурированная арматура — это очень долговечный материал, обладающий высокой коррозионной стойкостью и при этом дешевый.
Первая очередь автодороги протяженностью 40 км на отрезке «Шали — Сорочьи горы» была введена в эксплуатацию в 2011 году. Вторая очередь мостового перехода через реку Каму, у села Сорочьи Горы, будет закончена в 2013 году.
Как рассказал порталу TatCenter.ru заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Павел Чернов, «Шали (М-7) — Бавлы (М-5)» — это принципиально новый проект с современным продуманным подходом к строительству, содержанию и, главное, к обеспечению безопасности движения. Срок ввода в эксплуатацию автомагистрали планируется к 2018 году. Окупаемость дороги, согласно бизнес-плану, рассчитана на 30 лет. Общая протяженность маршрута составит около 294 км.
Фото: drive.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: