В ходе объезда представителям СМИ продемонстрировали процесс производства и систему контроля качества на автоматическом асфальтобетонном заводе компании «КазаньДорСтрой». Завод включает в себя немецкую асфальтосмесительную установку «Ammann» и лабораторию. Предприятие специализируется на выпуске так называемого щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА), который считается одним из наиболее качественных дорожных покрытий. По словам главного технолога предприятия «КазаньДорСтрой» Камиля Шакирова, завод работает круглосуточно в три смены, производя до 160 тонн ЩМА в час. Весь процесс производства полностью автоматизирован, и человеческий фактор сведен к минимуму.
«На установке работают всего три человека, они следят за тем, чтобы при загрузке материала в бункеры в него не попали мусор, бумага. Диспетчер контролирует весь процесс производства через компьютер», — пояснил технолог.
Материалы, использующиеся при производстве щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси (щебень, обогащенный песок, гранитный отсев), проверяются в лаборатории завода на соответствие параметрам и нормативам ГОСТа. Образцы уже готовой смеси нагревают до рабочей температуры 150−160 градусов и формуют, а через 12 часов испытываются на прессе на прочность при различных температурах, на сдвигоустойчивость, трещиностойкость и др.
От других типов покрытия ЩМА отличается повышенным содержанием битума (на 20−30\% больше по сравнению с обычным асфальтобетоном), что увеличивает влагостойкость и морозоустойчивость дороги, а, следовательно, и срок эксплуатации полотна. Также в состав материала входят более крупные фракции щебня, что повышает коэффициент сцепления колес с покрытием. В целом, ЩМА характеризуется более высокой прочностью и гораздо лучше обычного асфальта предотвращает образование колеи.
Именно такой вид асфальтобетона использовали при ремонте пр. Ибрагимова в 2007 году, ул. Восстания, Васильченко в 2008-м: и спустя 5 лет претензий к дорожному покрытию на этих улицах нет. Таким образом, несмотря на более высокую цену (ЩМА примерно в полтора раза дороже обычного асфальтобетона), в конечном итоге его применение обходится для города дешевле.
В этом году, по словам первого вице-мэра Иршата Минкина, ЩМА будет использоваться практически повсеместно при укладке верхнего слоя дорог с высокой интенсивностью движения.
Между тем, асфальтовое покрытие — это только часть дорожного полотна. Процесс строительства или капремонта включает в себя несколько стадий. Вначале на уплотненное земляное полотно или грунт укладывается слой песка толщиной до 50 см, затем слой щебня толщиной 30−40 см. До 2006 года в Казани для этого использовался известковый щебень, добываемый непосредственно в республике. Однако в последние годы дорожники от него полностью отказались, используя более прочный и водостойкий гранитный щебень с Урала.
Затем укладывают непосредственно асфальтовое покрытие, также состоящее из нескольких слоев. Нижний слой толщиной 8−10 см формируется из крупной или среднезернистой смеси асфальтобетона. Следующий, промежуточный слой толщиной 7 см — из средней или мелкозернистой смеси, пористого асфальта. И на заключительном этапе проводится укладка верхнего слоя толщиной 5 см. Между двумя верхними слоями асфальта прокладывают еще и геосетку, препятствующую образованию трещин.
Как происходит укладка слоев, журналистам продемонстрировали на примере одной из самых загруженных транспортных артерии города — улице Чистопольской. На сегодняшний день работы на участке ул. Чистопольской от ул. Декабристов до ул. Бичурина, подходят к завершению, рассказал главный специалист Управления капитального строительства и реконструкции Исполкома Казани Илья Коротихин.
Ускорению и повышению качества работ способствует применение современной техники. Так, немецкие фрезерные машины, которые снимают старые слои асфальта, оборудованы компьютерной системой 3D-моделирования: в бортовой компьютер загружается цифровая модель ремонтируемого участка, и дальнейшие работы выполняются строго в соответствии с заданной программой. В перспективе планируется оснастить аналогичной системой и асфальтоукладчики.
Илья Коротихин:
— Мы фрезеровали и уложили нижний слой асфальтобетона, продолжаются работы по укладке геосетки и еще одного слоя асфальтобетона. Параллельно ведутся работы по установке нового борткамня. После этого планируется установка ограждений на пересечении улиц и знаков, разметки, то есть обустройство дороги.
Ранее планировалось, что Чистопольскую откроют для движения 18 июня, однако, возможно, работы завершатся раньше — уже 7−10 июня.
Напомним, в программу строительства, капремонта и реконструкции дорог в Казани на 2012 год вошли 74 улицы общей протяженностью 123 км и площадью порядка 2,2 млн. кв. метров. Это составляет порядка 10,5\% от всей улично-дорожной сети города. В таких объемах дороги в столице Татарстана не обновлялись практически никогда в новейшей истории, включая период подготовки к празднованию 1000-летия Казани.
Стоит отметить, что за качеством дорожных работ в постоянном режиме следит Управление капитального строительства и реконструкции Исполкома Казани. Также контроль осуществляют инспекция Государственного строительного надзора РТ и проектировщик — институт «Татдорпроект».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: