Новости
29 Ноября 2006, 16:24

Дорога в будущее

Дороги и те, кто по ним ездит — такое определение неразрешимых российских проблем уже стало своеобразной классикой. Но между тем было бы несправедливо не отметить и те улучшения в дорожно-транспортной схеме города, которые стали особо заметны в последние два года. Как в дальнейшем изменится дорожная схема Казани, выяснял корреспондент TatCenter.ru.

Сегодня протяженность городских дорог составляет 1747 км., общая площадь 19,3 млн.кв.км., из них с твердым покрытием — 1072 км., с грунтовым покрытием — 674 км. Недоремонт казанских дорог составляет 5,3 млн.км., то есть около четверти всех дорог города нуждаются в ремонтных работах. По мнению экспертов, в год необходимо ремонтировать около 1,5 млн.кв.м, между тем как в среднем ремонтируется лишь 0,6−1 млн.кв.м., при межремонтных сроках — 6−9 лет. Поэтому при отстающих темпах ремонта ежегодно увеличивается километраж недоремонта.

Николай Новиков, ведущий советник отдела муниципальных автомобильных дорог Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ:

— Если соблюдать все межремонтные сроки, то в год необходимо ремонтировать около 1,5 млн.кв.м. улично-дорожной сети. Но такой объем работ не производился за последние 15 лет, поэтому из года в год все большее количество дорог подлежит ремонту. И сегодня ситуация такова, что больше половины городских улиц требуют ремонта. В основном, конечно, центральные улицы, по которым проходит большой поток автомобилей, к 1000-летию города отремонтировать удалось, но многие периферийные дороги остались в неудовлетворительном состоянии.

Межремонтный срок дорог составляет от 6 лет на центральных дорогах с большой нагрузкой, до 9 лет на периферийных. Однако довольно часто можно наблюдать, что лишь недавно отремонтированные и построенные дороги уже через несколько месяцев вновь нуждаются в ремонтных работах. Сложившаяся ситуация — следствие не только местного климата, но и некачественных дорожных работ. И в таких случаях подрядная организация должна будет исправить разрушения дорожного покрытия за свой счет.

Николай Новиков:

— Если подрядчик кладет асфальт и он в течение гарантийного срока — четырех лет — не выдерживает эксплуатации, то ремонт дорожного покрытия будет производиться на средства подрядной организации. Но такие случаи сегодня происходят редко, ведь мы работаем с крупными организациями, которые осуществляют укладку асфальта на качественном оборудовании и качественными материалами. Поэтому в последнее время сократилось количество ремонтируемых дорог, хотя и средств на них выделяется немало. Ведь себестоимость работ возросла и приближается к европейским, соответственно, и дороги получаются более качественные.

Тем не менее не только среди рядовых автовладельцев, но и среди высокопоставленных чиновников прямо заявлялось о многочисленных дорожных проблемах. «Качество дорог в Татарстане я критикую, и буду критиковать», — заметил однажды Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. Чиновники хорошо помнят совещание перед началом мероприятий по подготовке к 1000-летию города, на котором Камиль Исхаков, экс-мэр Казани, сказал: «Состояние наших дорог крайне неудовлетворительно. Трудно найти и 10 квадратных метров, которые не нуждаются в ремонте».

Николай Новиков:

— Если каждый год ремонтировать столько, сколько реально необходимо — 1,5 млн.кв.м. — а комплексный ремонт одного кв.м. автодороги в городе сегодня стоит порядка 1000 рублей, то требуются средства в размере 1,5 млрд.рублей. Эти средства необходимы для того, чтобы держать дороги в нормативе. Но для ликвидации всего накопившегося за последние 15 лет недоремонта необходимо порядка 3 млрд. рублей в год. И это — не считая строительства новых дорог, мостов, подземных переходов и многого другого.

Сегодня специалисты констатируют, что рост автотранспорта в Казани способен привести к параличу основных транспортных артерий города. Уже сейчас пробки в «час пик» на центральных улицах — привычное дело, тогда как еще несколько лет назад это было исключительной «привилегией» Москвы. И решение этой проблемы — первостепенно для улучшения ситуации на дорогах города.

Николай Новиков:

— Большинство офисных помещений находится в центре города, и большинство из нас вынуждено стоять в пробках в утренние и вечерние «часы пик» — это проблема всех крупных городов. Для разгрузки дорог необходимо развивать сеть радиальных внутригородских дорог, то есть прямых дорог в конкретное место. Например, сегодня через Ленинскую Дамбу вынуждены проезжать те, кому необходимо добраться из центра и в Ново-Савиновский, Кировский, Московский и Авиастроительный районы. После строительства автодороги от улицы Амирхана до Копылова нагрузка на Ленинский мост и улицу Декабристов значительно сократится. И таких примеров можно привести массу. Значительно разгрузить крупные пересечения могут многоярусные развязки. Но все эти программы высокобюджетные, и для их реализации необходимы значительные финансовые ресурсы.

Сегодня в городе действуют три двухуровневые транспортные развязки — на улице Арбузова, по дороге в международный аэропорт «Казань» и перед мостом «Миллениум». По словам специалистов, подобные развязки — самое оптимальное решение крупных дорожных пересечений.

Ринат Газизов, начальник отдела дорожной инспекции и дорожного движения УГИБДД МВД РТ:

— Развитие дорожной сети города напрямую зависит от строительства малого и большого казанского кольца, строительства радиальных дорог. С вводом в эксплуатацию новых участков дорог увеличивается пропускная способность улично-дорожной сети, а значит, и уменьшается количество «пробок». Когда мы говорим о развитии дорожной схемы Казани, нельзя забывать о безопасности не только автовладельцев, но и пешеходов. Сегодня в городе действует 5 надземных и 13 подземных пешеходных переходов. УГИБДД МВД РТ добивается строительства еще 28 подземных и надземных переходов в Казани. Для сравнения: в Набережных Челнах действует 34 перехода.

Между тем ремонт городских дорог осуществляется в основном за счет муниципального бюджета — все работы на муниципальных дорогах в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» должны осуществляться за счет бюджета муниципальных образований. Республиканский бюджет финансирует крупные проекты республиканского значения, такие как строительство и реконструкция крупных магистралей, мостов, транспортных развязок.

Объем финансирования за счет бюджета администрации города Казани на содержание, ремонт и строительство дорожно-уличной сети города в 2004 году составил 301 млн.рублей, в 2005 году — 484 млн. рублей, в 2006 — 366 млн.рублей. Всего с 2002 по 2006 год на дороги было выделено порядка 1 млрд. 700 млн. рублей, в том числе было финансирование за счет республиканского бюджета и бюджета РФ.

Однако было бы несправедливо не отметить и развитие дорожного хозяйства за последние годы: отремонтированы многие центральные дороги, построена первая очередь моста «Миллениум». И в 2007 году ряд интересных проектов предстанет перед казанцами.

Николай Новиков:

— В предстоящем году будет достроена вторая очередь моста «Миллениум», понтонный мост планируется ликвидировать. Планируется реконструкция улицы Болотникова-Фрунзе, улицы Эсперанто, улицы Тукаевской, автодороги Казань — поселок Залесный. Планируется достроить улицу Чистопольскую — от Амирхана до Ямашева через 71 квартал. Заказан проект второго въезда в Авиастроительный район от улицы Амирхана до улицы Копылова, проект многоуровневой транспортной развязки Амирхана — Ямашева (напротив гипермаркета «Бахетле»), надземный крытый переход напротив РКБ. Подземным переходом напротив ТД «Савиново» выразили желание заниматься инвесторы.

Напомним, что финансирование частных инвесторов уличных сетей уже имело место в казанской практике — ТЦ «ИКЕА» построили пешеходный переход по улице Сахарова.

Одна из самых неудовлетворительных дорожной трассы Казани — улица Московская — в 2007 году отремонтирована не будет. Землю раздали частным инвесторам под застройку и до начала дорожно-ремонтных работ целесообразно выполнить замену коммуникаций.

С 2007 года казанцев ожидает помимо новых дорог и новая транспортная реформа, призванная, по заявлению экспертов, оптимизировать транспортную сеть, а значит, и улучшить ситуацию на дорогах.

Николай Новиков:

— Реформирование транспортной схемы призвано в первую очередь разгрузить центр города, систематизировать дублирующие маршруты, оптимизировать систему городского транспорта. Планируется ввести автобусы большой вместимости, а поэтому сокращение автобусных маршрутов не приведет к сокращению пассажироперевозок. Социальный вид транспорта — трамвайные, троллейбусные маршруты — в предстоящем году будут развивать. Откроется новая станция метро «Проспект Победы».

Основная цель, которой добивается администрация города и непосредственно разработчики новой маршрутной сети — ЗАО «НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры», г. Санкт-Петербург — улучшение условий дорожного движения. Это уже не первая попытка городских властей избавить город от пробок. К тысячелетию Казани был разработан проект малого казанского кольца, предусматривающий демонтаж трамвайных путей на Кировской дамбе. В новой транспортной схеме города трамваи займут поистине достойное место — количество маршрутов, вопреки ожиданиям сотрудников ГИБДД, не уменьшится, а наоборот, увеличится. Разработчики новой схемы считают, что трамваи — это будущее городского транспорта.

Елена Ногова, начальник отдела организации и моделирования движения и транспорта — ЗАО «НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры», г. Санкт-Петербург:

— Специалисты института категорически настаивали на том, чтобы трамвайное движение в Казани осталось, и более того, развивалось. Приятно, что это предложение было встречено с одобрением и пониманием со стороны городских властей. В центре города, в котором останутся трамваи, не должно быть большого количества личного автомобильного транспорта, ведь именно из-за него возникают пробки. В разработке новой транспортной схемы Казани мы часто обращались к опыту европейских стран, ведь автомобилизация в них выше нормы в 2 — 2,5 раза. В Европе сегодня тенденция развития городского транспорта такова, что трамвайные маршруты там не только сохраняются, но и восстанавливаются. К примеру, в Италии, откуда недавно вернулись специалисты ЗАО «НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры», население активно пользуется трамваями. Важно отметить, что современные трамваи, которые, кстати, планируется пустить по казанским улицам, очень маневренные, развивают хорошую скорость, комфортабельны и обладают большой вместимостью.

Основную проблему качества дорог эксперты сводят к отсутствию средств на текущее обслуживание, ремонт, постройку новых автомагистралей и многое другое. Но в 2007 году из российского бюджета планируется выделить средства на благоустройство дорожной сети Казани. Как будет развиваться дальнейшая ситуация на дорогах города, покажет время.

Николай Новиков:

— В бюджете РФ 2007 года запланировано выделить на текущий ремонт, реконструкцию и строительство уличной сети города около 1 млрд. рублей. Поэтому в следующем году планируется большой объем различных дорожно-строительных работ.

Анонсы
21 Марта 2025, 21:04

Форум «РЕБУС-2025» 18+

Международный форум «РЕБУС-2025. Цифровизация. Инфраструктура» — место встречи экспертов и представителей власти, бизнеса и науки для обсуждения новейших цифровых технологий в строительной инфраструктуре и ЖКХ.

Дата: 3−4 июля 2025 года
Место: г. Казань, IT-парк им. Башира Рамеева
Регистрация: на сайте
Возрастное ограничение: 18+

С 3 по 4 июля в Казани пройдет III Международный форум «РЕБУС-2025. Цифровизация. Инфраструктура». Мероприятие состоится в IT-парке имени Башира Рамеева. В форуме примут участие более 2,5 тыс. спикеров и экспертов из России и других стран.

Цель форума — обмен опытом в управлении территориями и расширении международного сотрудничества. На форуме участники обсудят мировой опыт внедрения новейших технологий в строительную инфраструктуру и ЖКХ, а также нормативно-правовое регулирование, экономические и технологические вызовы развития цифровизации территорий.

Основные темы мероприятия:

наиболее перспективные технологии;

способы их внедрения через инвестиции;

подготовка кадров для работы с цифровыми технологиями.

В рамках форума состоится специализированная выставка. Свои стенды представят 25 ведущих компаний, активно внедряющих цифровые технологии в строительство и управление территориями. Гости мероприятия смогут ознакомиться с цифровыми инструментами, инновационными материалами и успешными кейсами.

Предварительные сессии форума запланированы на апрель — май. Актуальные новости и подробную информацию о мероприятии можно найти на официальном сайте.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: