Правда, как заметил ректор КГТУ им. Кирова Сергей Дьяконов, обсуждать проблемы образования в отрыве от проблем общественного развития в целом невозможно, поэтому тезисы прозвучавших докладов варьировались от вполне ожидаемых вопросов подготовки инновационных менеджеров до не столь очевидной (но не менее интересной) темы экологического образования в малом промышленном городе.
Наибольшей популярностью на форуме, естественно, пользовалась аббревиатура ДПО (дополнительное профессиональное образование), и связывалась она в выступлениях с проблемой быстрого устаревания профессиональных знаний и общего отставания некоторых отраслей экономики из-за низкой обеспеченности квалифицированными и опытными кадрами. Так, в докладе министра образования РТ Раиса Шайхелисламова приводились такие показатели темпов современной жизни:
- объем знаний на уровне высшего образования раньше позволял квалифицированно трудиться на протяжении 25 лет. Сегодня этот срок составляет всего 5 — 7 лет (заметим, что часто приходится дообразовываться сразу же после вуза);
- очень высоки темпы обновления набора профессий — на 900 отмирающих профессий приходится 600 новых.
Учитывая общий республиканский ориентир на инновационность в экономике, проблемой становится не только низкая обеспеченность соответствующими кадрами, но и, как сообщил министр, отсутствие «системных знаний в области управления инновационным процессом». Эта ситуация не является уникально татарстанской, тем более что опыт федеральной экспериментальной площадки по реформе системы дополнительного профессионального образования по определению должен быть применим ко всей федерации. Мировой опыт говорит о возможности решения проблем переподготовки и дополнительного образования в рамках сочетания производственных и образовательных процессов. Например, такое явление, как корпоративный университет, существует в некоторых казанских компаниях, крупные предприятия — «Нижнекамскшина», «Нижнекамскнефтехим» и «Татнефть» — создают собственные системы подготовки и переподготовки как управленческих, так и рабочих кадров, сотрудничая с крупными вузами (казанскими Техническим и Технологическим университетами, альметьевским Нефтяным).
Республиканская система ДПО предлагается в качестве инструмента интеграции образования и производства, а также решения проблем личного роста конкретного трудящегося профессионала. В докладе г-на Шайхелисламова также был озвучен ориентир для построения таких образовательных систем и обозначен подход, планируемый и отчасти сложившийся в республиканской практике. Видится разумной ориентация не на текущие изменчивые кадровые потребности рынка, но на формирование «цельной направленной на саморазвитие личности». В продолжение этой темы Сергей Дьяконов отметил важность формирования не только системы подготовки и переподготовки профессионалов, но среды, которая бы их «потребляла». В качестве подхода предлагается кластерный подход,
Необходимость такого рода образовательных «машин» не вызывает сомнений. В 2004 году через структуры ДПО РТ прошло около 170 тыс. руководителей и специалистов. В системе ДПО РТ работает 473 организации, которые реализуют 12 700 программ (41\% — краткосрочные, 54\% — среднесрочные, долгосрочные — 4,6\%) по 530 направлениям. Большой набор предлагаемых программ позволяет конструировать индивидуально ориентированные курсы. Базовой исполнительной структурой данной системы является МРЦПК РТ (Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки кадров руководителей и специалистов РТ). Важным свойством таким систем является то, что они позволяют материально стимулировать вузовских преподавателей и способствовать их профессиональному росту.
Работа совещания проходила в рамках серии обсуждений в секциях по направлениям:
- Региональные аспекты развития дополнительного образования (ДПО) в ходе эксперимента по формированию системы ДПО РТ;
- Проблемы взаимодействия учреждений дополнительного профессионального образования с реальным сектором экономики;
- Оценка эффективности и качества в ДПО;
- Качество повышения квалификации и переподготовки преподавателей высших и средних специальных учебных заведений: состояние, проблемы, перспективы;
- Ппсихолого-педагогические аспекты переподготовки и повышения квалификации высших и средних специальных учебных заведений;
- «Повышение квалификации и профессиональной подготовки преподавателей в области естественных, технических наук и информационных технологий.
Среди препятствий на пути формирования и развития систем ДПО в Решении совещания указываются отсутствие федерального закона, регулирующего отношения в сфере ДПО, отсутствие стандартов качества, механизмов лицензирования. Также отмечается необходимость формирования единой телекоммуникационной среды и повышение качества методологической подготовки преподавателей.
Решением совещания опыт РТ в этой сфере был одобрен. Кроме того, решение содержит ряд рекомендаций, пожеланий и просьб к федеральным и местным органам власти, направленных в целом на преодоление вышеуказанных препятствий.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: