Россия уже давно утратила место лидера: даже уровень и качество образования — предмет гордости не одного поколения российской интеллигенции — вызывает скорее уже не гордость, а опасения. Несмотря на то что система высшего образования еще «пытается» держать «марку», так сказать — по старой памяти, система образования вообще и дополнительное образование в частности нуждаются в срочном вмешательстве государства. К слову сказать, все развитые страны уже давно осознали необходимость специальной, государственных масштабов политики в сфере дополнительного образования. В России же до сих пор не принят даже закон о дополнительном образовании.
Любовь Овсиенко, заместитель министра образования РТ:
— Сегодня девальвация знаний происходит за три года, в лучшем случае, за пять лет. Поэтому те специалисты, которые получили образование даже десять лет назад, нуждаются в переподготовке. Самый простой пример — строители. Обладая знаниями такой давности, очень сложно эффективно работать с новыми строительными материалами, новыми технологиями. Возьмем также специалистов технического направления. Продукты компьютерного рынка морально устаревают в среднем за три месяца! Специалисту просто жизненно необходимо повышать уровень квалификации, чтобы не остаться «за бортом». К сожалению, система дополнительного профессионального образования развивается намного медленнее. Тем не менее, можно отметить уже устойчивую тенденцию, которая наблюдается в РТ, по расширению предложения и улучшению качества системы ДПО. Стоит также отметить, что Татарстан намного опережает другие субъекты РФ в этом отношении.
Виктор Ветошкин, ректор Казанского института Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ):
— Вопрос учиться или нет сегодня вообще не ставится. Потому что ответ однозначен — учиться. Иначе просто нельзя. Темп нашей сегодняшней жизни намного увеличился по сравнению, скажем, со временами Ломоносова. Если тогда, чтобы достать какую-либо информацию, требовались годы, то теперь достаточно секунд. Умение учиться сегодня — это жизненно важная необходимость соответствовать миру, его запросам. Редко какой молодой человек сегодня этого не понимает. Обладание знаниями — шанс обладать миром, помните — «кто владеет информацией — тот владеет миром». Кроме того, очень важна включенность в процесс получения новых и новых знаний. Ведь сегодня жизнь информации — мгновение.
Это очень хорошо понимают во всем мире. Поэтому там образовательная политика осуществляется на должном уровне. Например, очень распространена система дополнительной профессиональной подготовки — учителя или врача не нужно заставлять выписывать профессиональные журналы или ежегодно проходить курсы повышения квалификации. Просто там все это — обязательные условия, чтобы не потерять работу. А нам… Нам уже давно пора оставить иллюзии о том, что Россия — самая образованная, самая читающая страна. «Впереди планеты всей» теперь стоят другие. И чем раньше мы это поймем, тем результативнее будут действия на выправление ситуации. Необходимо отойти от старой системы образования, когда в человека внедрялось репродуктивное мышление. Потому что пока живо здоровое честолюбие в человеке, пока он хочет сделать «не так, а лучше» можно быть уверенными в прогрессе человечества.
Для того чтобы сегодня быть включенным в непрерывный процесс образования, достаточно просто правильно использовать имеющиеся возможности. Система дополнительного образования представлена в России общим и профессиональным дополнительным образованием.
Общее дополнительное образование развивает личность, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний. Это дополнительное образование для детей.
Основные направленности дополнительных образовательных программ следующие:
- научно-техническая
- спортивно-техническая
- физкультурно-спортивная
- художественно-эстетическая
- туристско-краеведческая
- эколого-биологическая
- военно-патриотическая
- социально-педагогическая
- культурологическая
- естественнонаучная и др.
Учреждения дополнительного образования детей — это дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие дополнительные образовательные программы различных направлений; спортивные школы и клубы общей физической подготовки; кружки, студии, конструкторские бюро, интернет-кафе и информационные центры, станции, музеи. На начало 2002 года это более 18 тыс. учреждений, находящихся в ведении органов образования, органов по делам молодежи, культуры, спорта, общественных организаций.
Дополнительное образование также вносит существенный вклад в профессиональное образование средней и высшей ступеней. Так, научно-техническое творчество молодежи, обучающейся в колледжах, техникумах и вузах весьма успешно реализуется в виде внеучебных форм научно-исследовательской работы студентов (НИРС), в самодеятельных объединениях увлекающейся молодежи.
Таким образом, данный уровень образования становится важной неотъемлемой частью единой государственной модели непрерывного многоступенчатого образования «школа — вуз — послевузовское образование — дополнительное образование».
Профессиональное дополнительное образование направлено на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня.
Профессиональное дополнительное образование включает в себя:
- повышение квалификации — обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач;
- профессиональную переподготовку — приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования;
- стажировку — закрепление на практике знаний и навыков, приобретенных в процессе получения профессионального дополнительного образования, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей;
- дополнительную профессиональную подготовку — совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку.
Также одной из форм дополнительного образования считается дистанционное образование — универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. Дистанционное образование — это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Кроме того, одним из вариантов дополнительного образования можно назвать образование за рубежом. Это не только великолепная практика языка, но и одна из самых эффективных возможностей повысить квалификацию.
![]() | На заметку | ![]() |
![]() |
«Казанская Консультационная Группа» Образовательные программы за рубежом является официальным представителем «Интеллект-тура» (г. Москва). Предлагаем руководителям и топ-менеджерам пройти краткосрочные курсы в лучших учебных заведениях Великобритании для того, чтобы свободнее общаться с зарубежными партнерами или ориентироваться в профессиональной терминологии. Образование за рубежом — это престижно! Англия, Шотландия, Ирландия, Швейцария, Канада, США, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Мальта.
BellerbysCollege (Великобритания) объявил английский конкурс среди старшеклассников российских школ. Победителю вручают 10 000 английских фунтов стерлингов на обучение в этом колледже. Конкурс проходит в 3 этапа. Первый этап: пишется сочинение на английском языке на тему «Почему я хочу учиться в Великобритании». Сочинения принимаются до февраля по адресу: г. Казань, ул. Кирова, 42 (А1). Этот учебный год одна из казанских школьниц уже начала в Bellerbys College. С уважением, «Казанская Консультационная Группа» Образовательные программы за рубежом г. Казань, ул. Кирова, 42 (А1) Телефон: 608−298, факс: 92−37−22 e-mail:obrazovanie@rambler.ru | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
С 2001 года система дополнительного профессионального образования находится в компетенции Министерства образования РТ и составляет одно из основных направлений его деятельности. В связи с этим были разработаны Концепция развития дополнительного профессионального образования в РТ и Программа развития системы дополнительного профессионального образования в РТ на 2002−2005 годы (утверждена постановлением Кабинета Министров РТ 19 июля 2002 года). Паспортизация, проведенная в рамках Программы, позволила провести качественный анализ состояния учреждений ДПО, который показал следующее:
Всего в РТ 433 учреждений ДПО, из них 85 (19,6\%) — негосударственных, 246 (56,8\%) — государственных учреждений, 102 (23,5\%) учебных центра — системы внутрифирменного обучения. В 2001 году в системе ДПО РТ обучились 109 тысяч человек, в том числе:
- специалисты нефтяного и нефтехимического комплекса — 8300 (7,6\%)
- специалисты автомобилестроения — 5100 (4,6\%)
- специалисты машиностроения — 12 300 (11,2\%)
- специалисты сельского хозяйства — 23 300 (21,3\%)
- педагогические работники — 18 500 (16,9\%)
- медицинские работники — 11 500 (10,5\%)
- работники других отраслей — 27 000 (24,7\%)
- временно безработные — 3000 (2,7\%)
В обеспечении учебного процесса в системе ДПО занято 5196 преподавателей, из них 3020 (58\%) докторов наук, 1176 (22\%) кандидатов наук.
Сегодня важнейшим аккредитованным общественно-государственным органом управления ДПО в РТ является Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов РТ (МРЦПК).
Основными направлениями деятельности этого органа можно назвать:
- координацию деятельности высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование
- реализацию программ профессиональной подготовки и повышения квалификации
- методическое обеспечение и консультационные услуги в области ДПО
- предаттестационная подготовка и участие в аттестации руководителей предприятий
- разработка и экспертиза образовательных программ
Геннадий Черноусов, директор Академии труда и социальных отношений (АТ и СО):
— Мир меняется. Образование старого образца уже не совсем отвечает требованиям настоящего времени. Появились новые специальности — необходимы новые знания. И даже если эти знания предлагаются за деньги, то люди, которые тратят свои деньги на получение этих знаний, заслуживают уважения.
Наш вуз предлагает две наиболее востребованные в наше время специальности. Это — бухгалтерское дело и юриспруденция. Я совсем не согласен, когда говорят, что рынок юридических специалистов перенасыщен. Это просто невозможно. Потому что каждый человек должен обладать знаниями юриста. Это необходимо в повседневной жизни. И бухгалтерское дело — тоже очень жизненная дисциплина.
Кроме того, меня всегда очень возмущает утверждение некоторых людей, что качество платного образования ниже образования государственного. Это не так. У нас работают преподаватели из КГУ, учебные планы — наши и государственных вузов — утверждаются в одних и тех же УМО, библиотека у нас не хуже, а иногда располагает и более современной литературой, чем в некоторых других вузах.
Наталья Марченкова, выпускница АТ и СО:
— Я работаю на хлебозаводе главным бухгалтером. Работу совмещала с учебой на финансовом факультете. Знания, которые я здесь получала, помогали мне в решении многих вопросов, которые возникали в реальной жизни, на реальной работе. А теперь я вижу, что мне необходимы также знания и навыки юриста. Так что думаю, что я продолжу обучение здесь, но на другом факультете.
Но это не единственный вариант. Чтобы делать несколько дел одновременно, необходим особый склад характера и определенный график жизни. Например руководители нуждаются в особых условиях обучения. Программы, предназначенные специально для руководящего звена и признанные на мировом рынке образования, — лучший способ повысить уровень квалификации.
Азат Ганеев, директор программы «Мастер делового администрирования» (МВА, Казань), профессор КГФЭИ:
— В настоящее время только непрерывность процесса образования обеспечивает постоянную востребованность обществом полученной человеком профессии. Так что учиться необходимо постоянно. Благо, возможностей для этого сегодня предостаточно, хотя, конечно, и есть некоторые недоработки в системе образования. Думаю, что в недалеком будущем мы уже сможем видеть эти изменения в лучшую сторону. Образование превратится из временной дисциплины в постоянную.
На заметку С тех пор как в стране рухнула командно-административная система, правильно управлять предприятиями, не имея специальных знаний, невозможно. Сейчас нужно уметь работать в команде, хорошо знать международный бизнес, внешнеэкономическую деятельность, маркетинг, менеджмент, нужно уметь управлять собой и своим временем — то есть заниматься самоменеджментом. Программа «Мастер делового администрирования» (МВА) — это программа профессиональной переподготовки высшего уровня. Она предназначается для лиц с высшим образованием (по любой специальности), имеющих опыт практической работы не менее 2-х лет, избравших карьеру менеджера в дополнение к своей основной специальности. По этой программе КГФЭИ уже четвертый год готовит менеджеров высшей квалификации. МВА дает возможность смены сферы профессиональной деятельности и право занятия управленческих должностей высшего и среднего звена в области управления бизнесом.
Девиз программы «Учиться и работать в одно и то же время» позволяет в процессе обучения наряду с традиционными методами широко использовать современные методики, конкретные ситуации, компьютерные технологии, направленные на освоение программ подготовки, в том числе через усиление самостоятельной работы слушателей. Продолжительность обучения составляет 2 года, после чего можно продолжить обучение, чтобы получить специализацию. Форма занятий очно-заочная. Адрес: КГФЭИ, г. Казань, ул. Бутлерова, 4 Телефоны: 36−71−80, 64−28−81 | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() |
Опыт показывает, что повышение внимания руководителей к обучению персонала влечет за собой формирование в кадровой политике предприятия следующих составляющих системы ДПО:
- стимулирование карьерного роста работников через получение ими дополнительного образования;
- сочетание прав работника в выборе профессии с правом работодателя по требованиям к уровню его квалификации;
- обеспечение научно-технических программ развития предприятия подсистемой кадрового сопровождения, предусматривающих профессиональное обучение кадров для достижения поставленных задач.
А поскольку сегодня в республике предложения образовательного «продукта» существуют для любого начального уровня подготовки, то и пределов для совершенствования нет.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: