Россия уже давно утратила место лидера: даже уровень и качество образования — предмет гордости не одного поколения российской интеллигенции — вызывает скорее уже не гордость, а опасения. Несмотря на то что система высшего образования еще «пытается» держать «марку», так сказать — по старой памяти, система образования вообще и дополнительное образование в частности нуждаются в срочном вмешательстве государства. К слову сказать, все развитые страны уже давно осознали необходимость специальной, государственных масштабов политики в сфере дополнительного образования. В России же до сих пор не принят даже закон о дополнительном образовании.
Любовь Овсиенко, заместитель министра образования РТ:
— Сегодня девальвация знаний происходит за три года, в лучшем случае, за пять лет. Поэтому те специалисты, которые получили образование даже десять лет назад, нуждаются в переподготовке. Самый простой пример — строители. Обладая знаниями такой давности, очень сложно эффективно работать с новыми строительными материалами, новыми технологиями. Возьмем также специалистов технического направления. Продукты компьютерного рынка морально устаревают в среднем за три месяца! Специалисту просто жизненно необходимо повышать уровень квалификации, чтобы не остаться «за бортом». К сожалению, система дополнительного профессионального образования развивается намного медленнее. Тем не менее, можно отметить уже устойчивую тенденцию, которая наблюдается в РТ, по расширению предложения и улучшению качества системы ДПО. Стоит также отметить, что Татарстан намного опережает другие субъекты РФ в этом отношении.
Виктор Ветошкин, ректор Казанского института Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ):
— Вопрос учиться или нет сегодня вообще не ставится. Потому что ответ однозначен — учиться. Иначе просто нельзя. Темп нашей сегодняшней жизни намного увеличился по сравнению, скажем, со временами Ломоносова. Если тогда, чтобы достать какую-либо информацию, требовались годы, то теперь достаточно секунд. Умение учиться сегодня — это жизненно важная необходимость соответствовать миру, его запросам. Редко какой молодой человек сегодня этого не понимает. Обладание знаниями — шанс обладать миром, помните — «кто владеет информацией — тот владеет миром». Кроме того, очень важна включенность в процесс получения новых и новых знаний. Ведь сегодня жизнь информации — мгновение.
Это очень хорошо понимают во всем мире. Поэтому там образовательная политика осуществляется на должном уровне. Например, очень распространена система дополнительной профессиональной подготовки — учителя или врача не нужно заставлять выписывать профессиональные журналы или ежегодно проходить курсы повышения квалификации. Просто там все это — обязательные условия, чтобы не потерять работу. А нам… Нам уже давно пора оставить иллюзии о том, что Россия — самая образованная, самая читающая страна. «Впереди планеты всей» теперь стоят другие. И чем раньше мы это поймем, тем результативнее будут действия на выправление ситуации. Необходимо отойти от старой системы образования, когда в человека внедрялось репродуктивное мышление. Потому что пока живо здоровое честолюбие в человеке, пока он хочет сделать «не так, а лучше» можно быть уверенными в прогрессе человечества.
Для того чтобы сегодня быть включенным в непрерывный процесс образования, достаточно просто правильно использовать имеющиеся возможности. Система дополнительного образования представлена в России общим и профессиональным дополнительным образованием.
Общее дополнительное образование развивает личность, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний. Это дополнительное образование для детей.
Основные направленности дополнительных образовательных программ следующие:
- научно-техническая
- спортивно-техническая
- физкультурно-спортивная
- художественно-эстетическая
- туристско-краеведческая
- эколого-биологическая
- военно-патриотическая
- социально-педагогическая
- культурологическая
- естественнонаучная и др.
Учреждения дополнительного образования детей — это дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие дополнительные образовательные программы различных направлений; спортивные школы и клубы общей физической подготовки; кружки, студии, конструкторские бюро, интернет-кафе и информационные центры, станции, музеи. На начало 2002 года это более 18 тыс. учреждений, находящихся в ведении органов образования, органов по делам молодежи, культуры, спорта, общественных организаций.
Дополнительное образование также вносит существенный вклад в профессиональное образование средней и высшей ступеней. Так, научно-техническое творчество молодежи, обучающейся в колледжах, техникумах и вузах весьма успешно реализуется в виде внеучебных форм научно-исследовательской работы студентов (НИРС), в самодеятельных объединениях увлекающейся молодежи.
Таким образом, данный уровень образования становится важной неотъемлемой частью единой государственной модели непрерывного многоступенчатого образования «школа — вуз — послевузовское образование — дополнительное образование».
Профессиональное дополнительное образование направлено на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня.
Профессиональное дополнительное образование включает в себя:
- повышение квалификации — обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач;
- профессиональную переподготовку — приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования;
- стажировку — закрепление на практике знаний и навыков, приобретенных в процессе получения профессионального дополнительного образования, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей;
- дополнительную профессиональную подготовку — совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку.
Также одной из форм дополнительного образования считается дистанционное образование — универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. Дистанционное образование — это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности. Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Кроме того, одним из вариантов дополнительного образования можно назвать образование за рубежом. Это не только великолепная практика языка, но и одна из самых эффективных возможностей повысить квалификацию.
На заметку | ||
Эта информация будет интересна тем, кому не безразличны жизненное благополучие и блестящая карьера; тем, кто беспокоится о получении качественного образования для своих детей и для себя. Диплом, полученный в Великобритании, открывает дороги в мировой бизнес, политику, науку. Изучение иностранного языка за рубежом — это возможность научиться уверенно и свободно использовать язык в любых ситуациях повседневного и делового общения. «Казанская Консультационная Группа» Образовательные программы за рубежом является официальным представителем «Интеллект-тура» (г. Москва). Предлагаем руководителям и топ-менеджерам пройти краткосрочные курсы в лучших учебных заведениях Великобритании для того, чтобы свободнее общаться с зарубежными партнерами или ориентироваться в профессиональной терминологии. Образование за рубежом — это престижно! Англия, Шотландия, Ирландия, Швейцария, Канада, США, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Мальта.
«Казанская Консультационная Группа» сейчас набирает группу школьников на зимние и весенние каникулы 2004 года в Гастингс, Виндзор и Ирландию. Помимо обучающих программ будут проводиться обширные культурно-спортивные мероприятия, экскурсии. Ваш ребенок даже не успеет по вам соскучиться! BellerbysCollege (Великобритания) объявил английский конкурс среди старшеклассников российских школ. Победителю вручают 10 000 английских фунтов стерлингов на обучение в этом колледже. Конкурс проходит в 3 этапа. Первый этап: пишется сочинение на английском языке на тему «Почему я хочу учиться в Великобритании». Сочинения принимаются до февраля по адресу: г. Казань, ул. Кирова, 42 (А1). Этот учебный год одна из казанских школьниц уже начала в Bellerbys College. С уважением, «Казанская Консультационная Группа» Образовательные программы за рубежом г. Казань, ул. Кирова, 42 (А1) Телефон: 608−298, факс: 92−37−22 e-mail:[email protected] | ||
С 2001 года система дополнительного профессионального образования находится в компетенции Министерства образования РТ и составляет одно из основных направлений его деятельности. В связи с этим были разработаны Концепция развития дополнительного профессионального образования в РТ и Программа развития системы дополнительного профессионального образования в РТ на 2002−2005 годы (утверждена постановлением Кабинета Министров РТ 19 июля 2002 года). Паспортизация, проведенная в рамках Программы, позволила провести качественный анализ состояния учреждений ДПО, который показал следующее:
Всего в РТ 433 учреждений ДПО, из них 85 (19,6\%) — негосударственных, 246 (56,8\%) — государственных учреждений, 102 (23,5\%) учебных центра — системы внутрифирменного обучения. В 2001 году в системе ДПО РТ обучились 109 тысяч человек, в том числе:
- специалисты нефтяного и нефтехимического комплекса — 8300 (7,6\%)
- специалисты автомобилестроения — 5100 (4,6\%)
- специалисты машиностроения — 12 300 (11,2\%)
- специалисты сельского хозяйства — 23 300 (21,3\%)
- педагогические работники — 18 500 (16,9\%)
- медицинские работники — 11 500 (10,5\%)
- работники других отраслей — 27 000 (24,7\%)
- временно безработные — 3000 (2,7\%)
В обеспечении учебного процесса в системе ДПО занято 5196 преподавателей, из них 3020 (58\%) докторов наук, 1176 (22\%) кандидатов наук.
Сегодня важнейшим аккредитованным общественно-государственным органом управления ДПО в РТ является Межотраслевой региональный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов РТ (МРЦПК).
Основными направлениями деятельности этого органа можно назвать:
- координацию деятельности высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование
- реализацию программ профессиональной подготовки и повышения квалификации
- методическое обеспечение и консультационные услуги в области ДПО
- предаттестационная подготовка и участие в аттестации руководителей предприятий
- разработка и экспертиза образовательных программ
Геннадий Черноусов, директор Академии труда и социальных отношений (АТ и СО):
— Мир меняется. Образование старого образца уже не совсем отвечает требованиям настоящего времени. Появились новые специальности — необходимы новые знания. И даже если эти знания предлагаются за деньги, то люди, которые тратят свои деньги на получение этих знаний, заслуживают уважения.
Наш вуз предлагает две наиболее востребованные в наше время специальности. Это — бухгалтерское дело и юриспруденция. Я совсем не согласен, когда говорят, что рынок юридических специалистов перенасыщен. Это просто невозможно. Потому что каждый человек должен обладать знаниями юриста. Это необходимо в повседневной жизни. И бухгалтерское дело — тоже очень жизненная дисциплина.
Кроме того, меня всегда очень возмущает утверждение некоторых людей, что качество платного образования ниже образования государственного. Это не так. У нас работают преподаватели из КГУ, учебные планы — наши и государственных вузов — утверждаются в одних и тех же УМО, библиотека у нас не хуже, а иногда располагает и более современной литературой, чем в некоторых других вузах.
Наталья Марченкова, выпускница АТ и СО:
— Я работаю на хлебозаводе главным бухгалтером. Работу совмещала с учебой на финансовом факультете. Знания, которые я здесь получала, помогали мне в решении многих вопросов, которые возникали в реальной жизни, на реальной работе. А теперь я вижу, что мне необходимы также знания и навыки юриста. Так что думаю, что я продолжу обучение здесь, но на другом факультете.
Но это не единственный вариант. Чтобы делать несколько дел одновременно, необходим особый склад характера и определенный график жизни. Например руководители нуждаются в особых условиях обучения. Программы, предназначенные специально для руководящего звена и признанные на мировом рынке образования, — лучший способ повысить уровень квалификации.
Азат Ганеев, директор программы «Мастер делового администрирования» (МВА, Казань), профессор КГФЭИ:
— В настоящее время только непрерывность процесса образования обеспечивает постоянную востребованность обществом полученной человеком профессии. Так что учиться необходимо постоянно. Благо, возможностей для этого сегодня предостаточно, хотя, конечно, и есть некоторые недоработки в системе образования. Думаю, что в недалеком будущем мы уже сможем видеть эти изменения в лучшую сторону. Образование превратится из временной дисциплины в постоянную.
На заметку С тех пор как в стране рухнула командно-административная система, правильно управлять предприятиями, не имея специальных знаний, невозможно. Сейчас нужно уметь работать в команде, хорошо знать международный бизнес, внешнеэкономическую деятельность, маркетинг, менеджмент, нужно уметь управлять собой и своим временем — то есть заниматься самоменеджментом. Программа «Мастер делового администрирования» (МВА) — это программа профессиональной переподготовки высшего уровня. Она предназначается для лиц с высшим образованием (по любой специальности), имеющих опыт практической работы не менее 2-х лет, избравших карьеру менеджера в дополнение к своей основной специальности. По этой программе КГФЭИ уже четвертый год готовит менеджеров высшей квалификации. МВА дает возможность смены сферы профессиональной деятельности и право занятия управленческих должностей высшего и среднего звена в области управления бизнесом. На основе защиты аттестационной работы выдается государственный диплом «Мастер делового администрирования», который является дипломом о дополнительном высшем образовании, и совместный сертификат МВА Высшей международной коммерческой школы (г. Мец, Франция), Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и Казанского государственного финансово-экономического института. Девиз программы «Учиться и работать в одно и то же время» позволяет в процессе обучения наряду с традиционными методами широко использовать современные методики, конкретные ситуации, компьютерные технологии, направленные на освоение программ подготовки, в том числе через усиление самостоятельной работы слушателей. Продолжительность обучения составляет 2 года, после чего можно продолжить обучение, чтобы получить специализацию. Форма занятий очно-заочная. Адрес: КГФЭИ, г. Казань, ул. Бутлерова, 4 Телефоны: 36−71−80, 64−28−81 | ||
Опыт показывает, что повышение внимания руководителей к обучению персонала влечет за собой формирование в кадровой политике предприятия следующих составляющих системы ДПО:
- стимулирование карьерного роста работников через получение ими дополнительного образования;
- сочетание прав работника в выборе профессии с правом работодателя по требованиям к уровню его квалификации;
- обеспечение научно-технических программ развития предприятия подсистемой кадрового сопровождения, предусматривающих профессиональное обучение кадров для достижения поставленных задач.
А поскольку сегодня в республике предложения образовательного «продукта» существуют для любого начального уровня подготовки, то и пределов для совершенствования нет.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: