Стоимость сделки стороны не раскрывают. Казанские девелоперы оценивают ее не менее чем в $ 30 млн. По мнению экспертов, вырученные средства ТК DOMO направит на покупку региональных сетей. Как сообщили в инвесткомпании «Тройка Диалог», в конце минувшей недели ПИФ «Коммерческая недвижимость» под управлением ИК «Тройка Диалог» официально зарегистрировал права собственности на ТЦ «Модная семья» (вместе с землей под ним), один из трех объектов, ранее принадлежавших ЗАО «Торговая компания DOMO». По словам управляющего фондом Сергея Васина, помимо «Модной семьи» (7 тыс. кв. м) фонд приобрел торговую галерею с одноименным названием (7 тыс. кв. м) и ТЦ «Торговый квартал «Караван» (14,6 тыс. кв. м), которые находятся в центральной части Казани. Все три сделки были заключены напрямую с ТК DOMO в июле этого года.
Гендиректор ЗАО «Торговая компания DOMO» Антон Сайфутдинов подтвердил факт продажи. Общую стоимость сделки стороны не раскрывают. Однако, только ТЦ «Модная семья» был продан за $ 10,2 млн.
ЗАО «Торговая компания DOMO» управляет одной из крупнейших российских региональных розничных сетей бытовой техники. Компании принадлежит 73 магазина бытовой техники и электроники в 48 городах Поволжья, Урала и Сибири, а также сеть салонов автотюнинга «Аудиомастер». Оборот DOMO в 2005 году составил $ 176 млн. TK DOMO входит в группу компаний АИКБ «Татфондбанк».
Директор отдела фондов недвижимости УК «Тройка Диалог» Сергей Васин называет сделку выгодным портфельным вложением средств пайщиков:
— Несмотря на то, что сегодня в Казани наблюдается избыток торговых и офисных площадей, через год-два спрос на них будет сбалансирован. Вместе с рынком вырастет и стоимость активов, которые пока недооценены.
По его словам, для финансирования покупки ТЦ «Модная семья» ПИФ «Коммерческая недвижимость» к 30 августа разместил дополнительную эмиссию паев на $ 21 млн. Оставшуюся после покупки «Модной семьи» сумму фонд планирует направить на оплату ТЦ «Торговый квартал «Караван» и торговой галереи «Модная семья».
Самой интригующей особенностью данной сделки является то, что приобретенные фондом ТЦ перейдут в долгосрочную аренду бывшему собственнику — ТК DOMO. Как пояснил Сергей Васин, при выборе объектов коммерческой недвижимости фонд стремится заключать сделки по схеме sale and lease back (выкуп с обратной арендой). Поэтому с DOMO заключен договор аренды на 7 лет с фиксированной ставкой. Назвать ее размер господин Васин отказался, ссылаясь на коммерческую тайну.
Гендиректор DOMO Антон Сайфутдинов подтвердил:
— Да, мы не прощаемся с «Модной семьей» и «Караваном». Одна из структур компании DOMO будет отвечать за эксплуатацию и управление центрами по согласованию с его владельцем.
Объясняя смысл избранной схемы, господин Сайфутдинов сказал, что «продажа ТЦ поможет нам сосредоточиться на развитии профильного бизнеса — розничных и оптовых продажах бытовой техники и электроники — и дальнейшей региональной экспансии». Приобретение ТЦ по схеме sale and lease back — не первый проект ИК «Тройка Диалог» в сегменте коммерческой недвижимости. В настоящее время фонд владеет 4 ресторанами «Тинькофф» в Москве, Екатеринбурге, Самаре и Уфе, а также аптечной сетью «36,6» в Москве. Как утверждает господин Васин, подобная схема оказалась привлекательной и для компании DOMO, которая нуждается в деньгах для развития, но предпочитает не привлекать кредиты.
Девелоперы Казани считают, что сделка по приобретению ТЦ «Модная семья» соответствует текущим рыночным условиям. «Если считать, что цена одного квадратного метра в новых ТЦ Казани составляет 35 тысяч рублей, то можно сказать, что DOMO продала „Модную семью“ с небольшой премией», — отмечает гендиректор управляющей компании «Ак Барс Капитал» Вадим Беспалов. С ним согласен управляющий сити-центра XL Леонид Рахимов:
— Справедливая рыночная цена трех центров DOMO — не меньше $ 30 млн., ведь они покупают не только торговые площади ТЦ, но и денежные потоки покупателей. А «Модная семья» находится в исторически сложившейся торговой зоне Казани, куда приезжают делать покупки из других городов.
Эксперты московских инвесткомпаний полагают, что схему sale and lease back нельзя рассматривать как куплю-продажу в буквальном смысле. Sale and lease back — это один из дешевых способов привлечения ресурсов для оператора бытовой техники, в результате которого DOMO сохранила за собой торговые площади и получила достаточные средства для продолжения экспансии. «На деньги от продажи „Модной семьи“ компания может купить средних размеров региональную сеть в Нижегородской, Самарской области», — считает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. При этом он напомнил о недавней межрегиональной сделке DOMO и крупной сибирской сети «Айсберг».
Другие московские эксперты считают, что продажа DOMO может объясняться тем, что малоформатные ТЦ стали терять свою покупательскую аудиторию после появления больших торгово-развлекательных комплексов в городе. По их мнению, крупные торговые центры площадью не менее 60 тыс. кв. м с достаточным количеством якорных арендаторов и сильной развлекательной составляющей имеют большую перспективу.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: