Социальная сфера вообще, по словам управляющего отделением Пенсионнго фонда РФ по РТ Айрата Шафигуллина, всегда в России держалась на энтузиазме добрых людей и меценатов. Принимая во внимание опыт Европы, пытающейся сегодня решить проблему с чрезвычайно разросшимся классом социальных льготников, участие меценатов в развитии и преобразовании современной социальной сферы России и республики может стать оптимальным решением вопроса.
Айрат Шафигуллин, управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по РТ:
— Ориентированность внутренней политики России (и в еще большей степени Татарстана) на обеспечение социального блага населения, в будущем может стать серьезной проблемой в масштабах государства. Конечно, в настоящее время все это оправдано и закономерно: Россия и республика экономически активно развиваются, поэтому появляется возможность ввести те или иные социальные льготы. Через это прошли все развитые европейские страны, которым, однако, сегодня приходится искать пути уменьшения социальных льгот для определенных групп людей, чтобы сохранить нормальные условия жизни для всех. Это все говорит о том, что льготы должны быть, но строго определенным лицам, даже если сегодня есть возможность «раздать» их гораздо большему кругу людей.
В частности, у государства стоит конкретная задача по реформированию домов престарелых. Этот институт, существующий сегодня полностью на дотациях государства, имеет множество проблем.
Айрат Шафигуллин:
— Содержание одного человека в таком заведении обходится государству в зависимости от размера дома (на какое количество мест рассчитан) от 3800 рублей до 6000 рублей в месяц. При том что люди, населяющие эти дома, живут на всем готовом, они также продолжают получать пенсии. Получается, что социальная справедливость нарушается — пенсионеру, живущему самостоятельно, приходится все необходимое для жизни приобретать на средства своей пенсии. Поэтому, скорее всего, будет происходить сокращение таких домов, во всяком случае, до тех пор, пока мы не будем готовы открыть платные дома престарелых по западному образцу.
В настоящее время такой возможности у государства нет — коммерческие дома престарелых предполагают повышенный комфорт для проживающих в нем, но такие заведения еще только необходимо построить.
Айрат Шафигуллин:
— Понятно, что в коммерческом доме престарелых невозможна ситуация, когда жилец вынужден будет делить комнату еще с кем-то. Современные же российские интернаты для престарелых предлагают двухместные номера. Это самое простое различие, но оно показывает, что новые дома должны будут в корне отличаться от сегодняшних.
Сегодня республика уже имеет несколько экспериментальных коммерческих домов престарелых, которые действуют, надо сказать, более чем успешно. И которые могут себе позволить дать своим сотрудникам такую заработную плату, что работать милосердным уже не будет так страшно.
Айрат Шафигуллин:
— Работать социальным работником может далеко не каждый. Только люди милосердные, терпимые, не утерявшие способность помочь и понять человека. Радует, что несмотря на низкую заработную плату работников социальной сферы, на их психологически тяжелую работу — особенно это касается тех, кто непосредственно контактирует с населением — люди все-таки приходят работать в социальную сферу. Более того, в последнее время многие вузы начали набор на новые специальности с социальным уклоном. Таким образом, проблема кадров в социальной сфере хотя и существует, она все-таки не настолько серьезна, как принято считать.
По словам Айрата Шафигуллина, то обстоятельство, что истинно добрые люди есть и продолжают работать на энтузиазме в социальной сфере, ни в коем случае не должно успокаивать власть имущих — зарплаты в любом случае необходимо увеличить. Ведь низкая заработная плата затрудняет не только привлечение новых высокопрофессиональных кадров, она затрудняет их удержание.
Айрат Шафигуллин:
— Учитывая, что социальная
сфера очень обширная — ее нельзя ограничить, скажем, только фондами по социальному обеспечению пенсионеров, часто в нее включают и здравоохранение, — становится понятным, почему высококвалифицированные сотрудники необходимы. Однако привлечь их при нынешнем уровне средней заработной платы социального сотрудника становится очень проблематично.
Почти триста лет назад, 8 июня, Петром Первым был издан именной указ № 1856. Речь в этом документе шла об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых. По сути, речь шла о том, чтобы милосердие стало профессией, а добрые люди начали получать заработную плату как социальные работники. Современность закрепила их в этом праве в октябре 2000 года, когда президентом РФ был подписан Указ о праздновании 8 июня Дня социального работника.
Айрат Шафигуллин:
— Задача государства не превратить всю республику или страну в один большой интернат, а создать такие условия, чтобы люди сами могли себе обеспечить определенный уровень жизни, а особенно в старости. Это стратегическая задача каждого государства. Республика, к слову сказать, очень динамично движется в этом направлении.
Достаточно хотя бы взглянуть на динамику роста средних размеров пенсий — с 1908,84 рублей по состоянию
Айрат Шафигуллин:
— Самым главным показателем в виду достижения стратегической цели государства, считаю увеличение показателя количества назначенных пенсий с учетом страховых взносов до 94% по состоянию на 31 марта 2005 года. Проследив динамику изменений этого показателя даже за последние четыре года, можно сделать весьма смелые выводы. Так, на декабрь 2002 количество назначенных пенсий с учетом страховых взносов было всего 47,2%, в марте 2003 — 70,9%, в декабре 2003 — 82,4%, в марте 2004 — 88,4%, в декабре — уже 90,7%. Получается, что условия для того, чтобы жизнь людей улучшалась, активно создаются.
Остается только добавить, что создаются они ни кем иным, как социальными работниками, принимающими, кстати, сегодня поздравления.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: