Новости
11 Января 2009, 14:36

Долой «зубрежку», пора мыслить самостоятельно

Вот уже несколько лет казанские школы осваивают интерактивные доски, школьные сайты, документ-камеры, электронные дневники и многие другие результаты технического и интеллектуального прогресса.

А в конце декабря был запущен проект «Мультисервисная информационно-образовательная среда г. Казани» (МИОС), который призван объединить воедино эти достижения. На первом этапе в проекте участвуют три казанские школы: гимназии № 2 и № 19, школа № 177 и городской информационно-диагностический центр Управления образования г. Казани (ГИДЦ).

Мударис Каюмов, заместитель директора ГИДЦ:

— Нынешняя система образования требует радикального изменения, и это касается в первую очередь самого подхода к преподаванию. Ни для кого не секрет, насколько низок сегодня статус учителя. Поднять его сможет только уход от закостенелой старой системы.

Современные ученики порой бывают более осведомленные, чем преподаватели. МИОС как раз и предназначен для того, чтобы учитель не только доносил до ученика известную ему самому информацию, но и помогал в развитии, направлял и подсказывал источники, где можно почерпнуть необходимую информацию. Например, в девятой школе учеников поощряют за то, что они консультируют по IT-технологиям своих учителей, тем самым позволяя ученикам развиваться самим. Теперь учитель может расслабиться и не бояться показаться в чем-то не компетентным, зато он может сказать ученику, где можно посмотреть интересующий его материал, вместе поработать и обсудить это.

Педагог должен стать помощником в практическом применении теоретических знаний. Практика уже показала, что материал, на который отводилось на уроке 40 минут, при помощи аудио-, видео- материалов, дополняющих выступление учителя, усваивается эффективней и быстрее в два раза. Остается время для свободного развития.

Кроме того, мы все учились в системе, где предметы изучались отдельно один от другого. Не связанные между собой знания приводили к несвязному мышлению и невнятной речи. Еще одна задача проекта — научить переносить знания из одной области в другую, отойти от той формы образования, где отличниками становились ученики только с хорошей памятью, настроенные на простое воспроизводство услышанного или прочитанного — «готового» знания. В то время как современная школа должна научить учиться.

Цель МИОС — способствовать решению основных задач развития и совершенствования современной образовательной системы, охватывая образовательные учреждения от дошкольных образовательных учреждений и начальной школы до колледжей и вузов, объединяя их в единую образовательную сеть. На уровне школы это: интерактивное обучение, мониторинг знаний и состояние здоровья, тематическое тестирование, авторские уроки, управление школой, дистанционное обучение. На уровне района и города: единое хранение ЦОР-ов («цифровых» образовательных ресурсов), дистанционная система переподготовки, управление образованием казанского региона, кооперация интеллектуальных ресурсов, образовательное интерактивное телевидение.

Андрей Бахтин, заведующий отделом ГИДЦ:

— МИОС — это системный интегратор. Возможности, которые он предоставляет, велики. Современная информационно-образовательная система позволит педагогу найти индивидуальный подход к каждому ученику, опрашивать не только тех, кто на уроке тянет руки, а ученикам — не просто «передавать» знания из учебника, но и самостоятельно искать им применение. Если КОД — контрольно-оценочная деятельность, это развивающий подход к преподаванию, то МИОС — это интерьер деятельности, условия для нее, когда педагоги начинают действовать сетевым образом, мультиплицируя свои опыт, потенциал и ресурсы. Это, в частности, создание уроков, которыми могут пользоваться все.

Комплекс предназначен для повышения уровня квалификации преподавателей по эффективной групповой работе в компьютерных интерактивных классах и предметных кабинетах физики, химии, биологии. Станет возможна и переподготовка преподавательских кадров без отрыва от учебного процесса.

Программно-аппаратный комплекс «Городской методический центр» (ГМЦ) станет базовым комплексом для составления и отработки новых методических программ учебных процессов.

Андрей Бахтин:

— Система включает в себя элементы дистанционного обучения. Во все школы ведь невозможно пригласить, например, профессора, зато можно устроить online-конференцию. Вот недавно учащиеся казанского лицея им. Лобачевского и школы № 177 общались таким образом с учениками Русского лицея г. Таллинна. Ребята так увлеклись общением, что учителя вышли из кадра на второй план, чтобы не мешать ребятам.

Кроме того, родители смогут участвовать виртуально на уроках своих детей, правда, не всегда это оправдано психологически, но во всяком случае техника это позволяет.

Появятся новые возможности для коллективной работы ребят: можно будет наблюдать за содержимым экранов мониторов учеников, передавать изображения с любого из мониторов на интерактивную доску, работать в лингафонном кабинете, участвовать в групповых интерактивных занятиях.

До того, как МИОС воплотится в жизнь полностью, пройдет не один год. На первых порах потребуется опора на местные ресурсы: предстоит составить транспортную составляющую по технологии WiMax; найти субподрядчиков на проведение монтажных работ; создать возможности для работы с системой на русском и татарском языках. Школам будет оказана методическая поддержка внедрения интерактивных технологий в учебный процесс. Будут максимально задействованы уже имеющиеся аппаратные и программные компоненты МИОС и интегрированы в развернутые информационные системы (МИОС г. Казани, «Net School» «Сетевой город. Образование»).

Мударис Каюмов:

— МИОС — это техническое завершение IT-инфраструктуры, объединение уже существующих отдельных компонентов обучающего процесса. Восемь лет мы шли к этому. Сначала были школьные сайты, интерактивные доски… Здесь же все будет связано со всем.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: